Танк т 35а – Тяжёлый танк Т-35 » Военное обозрение

Тяжёлый танк Т-35 » Военное обозрение

Т-35 — тяжёлый танк 30-х годов, выпускавшийся в СССР. Является единственным в мире пятибашенным танком серийного производства (в период с 1933 по 1939 годы была произведена 61 машина). Был самым мощным танком Красной армии 30-х годов. До 1941 года не участвовал в боях, однако использовался во время военных парадов, являясь зримым воплощением военной мощи Советского Союза. Т-35 участвовал в боях начального этапа ВОВ, однако довольно быстро были потеряны, но, согласно имеющимся отчетам, в основном из-за возникающих неисправностей.

Разработка и производство

Работы над тяжёлым танком в СССР начались ещё в конце 20-х годов, но отсутствие у отечественных конструкторов необходимого опыта в данной области не позволяло разработать полноценную боевую машину. Выходом из сложившейся ситуации стало приглашение немецких конструкторов под руководством Эдварда Гротте, которые в 1930 г. прибыли в Советский Союз и совместно с молодыми инженерами начали проектировать тяжёлый танк. И хотя танк ТГ созданный под руководством Гротте в серию не пошёл, советские конструкторы смогли получить бесценный опыт, который был использован при проектировании отечественных тяжёлых боевых машин.

После того как были прекращены работы над танком ТГ КБ, в состав которого входили работавшие с Гротте советские инженеры под руководством Н. В. Барыкова приступили к разработке собственного тяжёлого танка. Задание было выдано Управлением механизации и моторизации Рабоче-крестьянской Красной армии и в нем говорилось: «К 01.08.1932 года разработать и построить 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Во время проектирования танка Т-35 конструкторы использовали полуторалетний опыт работы над танком ТГ, результаты испытаний немецких «Гросстрактор» под Казанью а также материалы комиссии по закупке бронированной техники в Великобритании.

Сборку первого прототипа, который получил обозначение Т-35-1, окончили 20 августа 1932 г. а 1 сентября танк показали представителям УММ РККА. Вес танка составляла 42 тонны, толщина брони — 30—40 миллиметров, в вооружение входили: одна 76-миллиметровая и две 37-миллиметровые пушки (вместо 76-мм орудия на Т-35-1 был установлен макет), и три пулемёта. Экипаж танка состоял 10—11 человек. Габариты танка: длина 9720 мм; ширина 3200 мм; высота 3430 мм. Запас хода 150 км (по шоссе). 500-сильный двигатель М-17 позволял развивать танку скорость до 28 километров в час. Удельное давление на грунт составляло менее 0,7 кг/см². Опорные катки сгруппировали попарно по три тележки на один борт. Верх главной башни имел округлую форму.

Т-35-1 во время испытаний прошедших осенью 1932 года показал хорошие результаты и удовлетворял военных, однако было отмечено несколько недостатков в силовой установке танка. Кроме того, конструкция пневматических приводов управления и трансмиссии была слишком сложной и дорогостоящей для массового производства. Конструкторам предложили доработать проект по выявленным недостаткам, усилить вооружение а также провести унификацию некоторых деталей (например, главной баши) со средним танком Т-28.

Танковое производство завода «Большевик» в феврале 1933 г. выделили в отдельный завод № 147 им. К. Е. Ворошилова, при этом КБ Барыкова переформировали в ОКМО (Опытно-конструкторский машиностроительный отдел), который приступил к доработке Т-35-1.

Второй образец, получивший обозначение Т-35-2, был собран в апреле 1933 г., а 1 мая его привлекли для участия в параде на площади Урицкого (бывшая Дворцовая) в Ленинграде. Танк от Т-35-1 отличался, не только главной башей, но и установкой другого двигателя, формой фальшборта и некоторыми другим мелкими деталями.

Параллельно в КБ вели разработку чертежей серийного танка Т-35А. Танк Т-35А имел значительные отличия от Т-35-1(2). Ходовая часть была удлинена на одну тележку, малые пулемётные башни имели другую конструкцию, средние башни, имеющие увеличенную форму, оснащались 45-миллиметровыми пушками 20К, форму корпуса изменили, кроме того имелись и другие менее значительные отличия. Всё это стало причиной трудностей при изготовлении, поскольку танк Т-35А, по существу, являлся совершенно новой машиной.



Серийное производство танка Т-35 было поручено Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна. Работу по улучшению танка начали в 1932 г. Руководителем работ стал Н. В. Цейц. 11.08.1933 г. Т-35 приняли на вооружение а с 1934 танк начал поступать в войска.

В 1933 г. выпустили 2 серийных образца, в 1934 начали к мелкосерийное производство. В различные годы было выпущено следующее количество танков: 1933 — 2; 1934 — 10; 1935 — 7; 1936 — 15; 1937 — 10; 1938 — 11; 1939 — 6.

Всего же с 1933 по 1939 годы было выпущено 2 прототипа и 61 серийная машина.

Во время производства в конструкцию множество раз вносились изменения. Например, в 1937 г. была увеличена толщина бортовых, нижнего и верхнего лобовых листов, броня башен и кормы стала изготавливаться из 23-мм бронеплит; мощность двигателя была повышена до 580 л. с.; вес танка возрос до 52, а затем и до 55 тонн. Число членов экипажа — от 9 до 11 человек. Последние шесть машин, выпущенные в 1938—1939 гг., имели башни конической формы, улучшенные уплотнения корпуса и изменённую конструкцию бортовых экранов. Также были усилены элементы подвески.

Конструкция танка

Т-35 являлся тяжёлым танком классической компоновки, пятибашенным, с двухъярусным расположением пушек и пулемётов. Бронирование танка было адекватным для времени его создания (необходимо отметить, что она не уступало и большинству танков начального периода Второй мировой войны), однако для выполнения задачи прорыва к началу войны его было недостаточно.

Корпус

Танка имел корпус коробчатой формы, сложной конфигурации. Корпус сваривался (частично клепался) из бронелистов толщиной 10 — 50 миллиметров. Толщина брони танка Т-35 в основном составляла 20 миллиметров (низ лобовой части, борта и корма). Башни выполнялись из брони толщиной 25—30 миллиметров. Слева в носовой части корпуса был выполнен смотровой люк механика-водителя имеющий смотровую щель, прикрытую стеклоблоком. Во время марша люк мог оставаться открытым (открывание производилось вверх, для фиксации служил винтовой механизм). Для входа/выхода механик-водитель использовал люк в крыше корпуса, расположенный над его рабочим местом. Первоначально люк изготавливался как двухстворчатый, но позднее был заменен одностворчатым складным. Поздняя модификация танка, имеющая конические башни имела овальный люк, выполненный по аналогии с конструкцией башенного люка БТ-7. Главная башня имела шестигранный пьедестал — так называемый «шестигран». По его бокам располагались ящики, предназначенные для размещения приборов создания дымовой завесы. Позади кормовых башен были выполнены воздухозаборные жалюзи, которые прикрывались бронеэкранами, а также люк доступа к двигателю. Глушитель располагался позади люка. В верхнем листе кормы было выполнено круглое отверстие, предназначенное для установки вентилятора. Отверстие прикрывалось съёмным бронеколпаком, имеющим жалюзи.

Главная башня Т-35 и башня танка Т-28 первых выпусков были идентичными по конструкции (вплоть до момента введения конических башен у главной башни не было шаровой штатной установки кормового пулемёта). Она имела цилиндрическую форму и развитую кормовую нишу. В передней части на цапфах устанавливалось 76-миллиметровое орудие, справа от него размещался пулемёт. Для удобства экипажа башню оснащали подвесным полом.

Конструкция средних башен идентична башням танка БТ-5, однако без кормовой ниши. Форма башен цилиндрическая, с двумя люками для доступа экипажа. 45-миллиметровая пушка и пулемёт, спаренный с ней, устанавливались в ее передней части.

Малые пулемётные башни имели такую же конструкцию, как и пулемётные башни танка Т-28, однако, в отличие от них, были оснащены кольцевыми рымами, используемыми при демонтаже. Цилиндрические башни в носовой части имели смещённым вправо выступом. В ее лобовом листе размещался пулемёт ДТ в шаровой установке.

Последние серийные танки Т-35 имели конические башни, при этом конструкция их главной башни была идентична башне Т-28.

Вооружение

Вооружение Т-35 размещалось в расположенных в два яруса пяти башнях. В центральной башне была установлена 76,2-миллиметровая пушка КТ-28 образца 27/32 годов (планировалось что будет установлена ПС-3), которая являлась танковым вариантом полковой пушки обр. 1927 г. Ствол длиной 16,5 калибра. Начальная скорость боеприпаса — 381 метров в секунду. В качестве прицельных приспособлений использовался танковый перископ обр. 1932 г. и телескопический прицел обр. 1930 г. Справа от пушки монтировался пулемёт ДТ в шаровой независимой установке. В нише башни была выполнена щель для бугельной установки второго пулемёта ДТ. Щель закрывалась специальной бронезаслонкой. На некоторых танках для установки кормового пулемёта использовалась стандартная шаровая установка. Также, на люке башни при помощи турельной установки устанавливался ещё один ДТ, используемый для ведения огня по воздушным целям.

Пара 45-миллиметровых пушек 20К обр. 1932 г. устанавливалась в малых пушечных башнях, которые были расположены по диагонали (справа-впереди и слева-сзади). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 760 м/с. Пушки спаренные с пулемётами ДТ закреплялись на цапфах в подвижных бронировках. В пулемётных башнях, расположенных по диагонали (слева-впереди и справа-сзади) служили для установки пулемётов ДТ.

Боекомплект состоял из: 96 выстрелов к 76-миллиметровой пушке, 220 выстрелов к 45- миллиметровым пушкам и 10 тыс. патронов к пулемётам.

Таким образом, Т-35 был вооружен приблизительно как один средний танк Т-28 и два лёгких танка Т-26.

Двигатель и трансмиссия

V-образный двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель М-17 имеющий жидкостное охлаждение, был установлен в задней части корпуса. Мощность двигателя при 1450 оборотах в минуту составляла 500 л. с. Это позволяло танку развивать скорость до 30 км/ч по трассе и около 12 км/ч на пересеченной местности. Топливными баками ёмкостью 910 литров обеспечивался запас хода до 150 км по шоссе. Двигатель и механическая пятискоростная коробка передач соединялись через главный фрикцион. Механизмом поворота служили бортовые фрикционы, имеющие ленточные тормоза.

Ходовая часть

Каждая сторона гусеничного движителя состоял из: восьми обрезиненных опорных катков небольшого диаметра, шести поддерживающих катков имеющих резиновые шины, направляющих колёс оснащенных винтовым механизмом натяжения, ведущих задних колёс имеющих съёмные зубчатые венцы, мелкозвенчатых гусеничных цепей с открытым шарниром и скелетообразными траками. Траки соединялись пальцами, которые стопорились при помощи шплинтов. Между передними опорными катками и направляющими колёсами устанавливались натяжные ролики, которые предотвращают прогибы передних ветвей гусениц во время преодоления вертикальных препятствий.

Подвеска — блокированная, в тележке по два катка; подрессоривание при помощи двух спиральных пружин. Ходовая часть закрывалась 10-миллиметровыми бронеэкранами. Танк был способен преодолевать подъёмы до 36°, брод глубиной 1,2 м, вертикальные стенки высотой 1,2 м, рвы шириной 3,5 м. Удельное давление на грунт – 0,78 кг/см². На маневренности танка неблагоприятно сказывалось большое значение отношения его длины к ширине (> 3).

Электрооборудование

Танк оснащался радиостанцией 71-ТК-1, имеющей поручневую антенну вокруг главной башни, телефонным переговорным устройством на семь абонентов, системой дымопуска. Электрооборудование выполнялось по однопроводной схеме с напряжением сети 12В.

Размещение экипажа

Во время производства количество членов экипажа танка Т-35 колебалось от 9 до 11 человек, в зависимости от конструктивных особенностей конкретной серии. В большинстве случаев размещение экипажа выглядело так. В верхней – главной башне, которая была унифицирована с башней Т-28, размещалось три члена экипажа: командир (также выполняющий функции наводчика), пулемётчик, и радист (также выполняющий функции заряжающего). В двух башнях, в которых устанавливались 45-миллиметровые пушками, находилось по два человека — пулемётчик и наводчик, в пулемётных башнях — один стрелок. Главная башня от остальной части боевого отделения отгораживалась перегородкой. Задние и передние башни сообщались между собой попарно. Между гусеницами в передней части танка находилось отделение управления, в котором размещался механик-водитель (имел ограниченный обзор из-за того, что ветви гусениц сильно выступали вперёд, зачастую машиной управляли практически вслепую).

Техника, разработанная на базе танка Т-35

Танк Т-35 в качестве базы использовался для создания экспериментальной тяжёлой САУ (самоходная артиллерийская установка) СУ-14. На танк вместо башен устанавливалась ос смещением к корме просторная рубка. В рубке размещалось 203- или 152-миллиметровое орудие. Обе самоходки построили в единственном экземпляре. На вооружение их не приняли. Зимой 1941 г. во время битвы за Москву данные машины вместе с Т-100-У были сведены в отдельную тяжёлую роту САУ и отправлены на фронт. Сведений о боевом применении СУ-14 не обнаружены, однако данные машины сохранилась и сегодня выставляются в Кубинке в Музее бронетехники.

Боевое применение и служба

Первые танки Т-35 соответствовали оперативно-техническим требованиям, которые предъявлялись к тяжёлым танкам РККА. Кроме того, огневая мощь Т-35 превосходила мощь любых танков мира. Пять пулемётов (располагались в пяти вращающихся башнях) и три пушки обеспечивали круговой массированный огонь во всех направлениях одновременно, что давало определённые преимущества при борьбе с пехотой противника в глубине его обороны. Однако это стало причиной усложнения конструкции и потребовало увеличения количества членов экипажа. Тягово-динамические качества танка были недостаточны, что особенно сказывалось при повороте. Совокупность данных недостатков не позволяла в полной мере выполнять задачи, которые ставились перед тяжёлым танком. Большое количества башен было причиной того, что командир не мог осуществлять эффективное управление огнём. Слабое бронирование было причиной того, что танк был уязвим для артиллерии, а низкая подвижность и огромные размеры делали его прекрасной мишенью.

Было понятно, что необходима новая концепция тяжёлого танка. Экспериментальные танки СМК, и Т-100 создавались в рамках данной новой концепции. Танк КВ стал родоначальником первой удачной советской серии тяжёлых танков.

Таким образом, Т-35 к 1941 году морально устарел, но с вооружения его не сняли. По состоянию на 22.05.1941 г., в Красной армии насчитывалось 48 танков Т-35, которые стояли на вооружении шестьдесят седьмого и шестьдесят восьмого танковых полков тридцать четвертой танковой дивизии Киевского ОВО. Другие находились в распоряжении испытательных полигонов и военных учебных заведений. Все Т-35, которые имелись в распоряжении 34-й танковой дивизии, находились в районе Равы-Русской к началу войны и были практически сразу же потеряны. При этом всего 7 машин потеряли непосредственно в боях, 6 были в ремонте на момент начала военных действий, а другие 35 вышли из строя из-за неисправностей, сломались во время марша и были уничтожены или брошены экипажами. Последнее применение двух Т-35 — в битве под Москвой. Интересно, что существует большое фотографий брошенных танков Т-35, которые сделали немцы — простым солдатам и танкистам панцерваффе нравилось фотографироваться около «чуда враждебной техники».

В первые недели ВОВ полностью исправный и вероятно оставленный из-за нехватки топлива танк Т-35 был отправлен немцами на полигон в Куммерсдорфе, где его тщательно изучили немецкие инженеры. При этом они отмечали, что существуют трудности с транспортировкой машины — танк в железнодорожный габарит не вписывался, а переключение рычагов невероятно тяжёлое и изнурительное дело. Дальнейшая судьба данного танка неизвестна. Последним случаем боевого применения танка Т-35 было использование немцами в конце апреля 1945 г. одного трофейного Т-35 во время обороны Берлина. Данную машину перевели с испытательного полигона Цоссена и включили в состав четвертой роты одиннадцатого танкового полка. В составе роты он участвовал в боях около полигона, где и был вскоре подбит.

Танк Т-35 как символ мощи Красной армии

Как уже отмечалось, вплоть до начала ВОВ танк Т-35 в боевых действиях участия не принимали. Т-35 периодически использовали в войсковых маневрах, но главным из «полем боя» стали площади Киева и Москвы. Т-35 стали воистину зримым воплощением силы Красной армии. Начиная с 33-го года и вплоть до ВОВ танки Т-35 принимали участие во всех парадах. Правда, количество танков, участвовавших в параде, было небольшим. Например, 7 ноября 40-го г. на парады было выведено всего 20 машин (по 10 в каждом городе).

Кроме того, Т-35 изображены на агитационных плакатах. Интересным является тот факт, что изображение танка Т-35 присутствует на плакате 43-го года. В войсках в это время ни одного Т-35 не осталось, но «сухопутный броненосец» ощетинившийся пушками продолжал выполнять пропагандистскую функцию, олицетворяя собой мощь РККА.

Кроме того, упрощённое изображение танка Т-35 использовалось при оформлении медали «За отвагу».

topwar.ru

Тяжелый танк Т-35 (СССР) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Характеристики тяжелого танка Т-35

Страна: СССР
Тип: тяжелый танк
Дата выпуска: 1932 год
Длинна: 9,72 м
Ширина: 3,2 м
Высота: 3,43 м
Броня, лоб: 30 мм
Броня, борт: 20 мм
Броня, башня: 20 мм
Экипаж: 11 человек
Двигатель: М-17М, 500 л.с.
Дальность хода: 150 км (по дороге)
Максимальная скорость: 30 км/ч (по дороге)
Масса: 50 т
Вооружение: 1х 76-мм КТ-28 (96 снарядов), 2× 45-мм 20К (220 снарядов), 6× 7,62-мм пулеметов ДТ (10080 патронов)

«Советский тяжелый многобашенный танк Т-35. История создания, характеристики и боевое применение»


Мечта о Змее Горыныче

Не будет преувеличением сказать, что тяжелый танк Т-35 это апофеоз конструкции многобашенного танка. История которая началась с Т-24 и продолжилась с Т-28, получила здесь наибольшее развитие. Настоящий сухопутный линкор, Т-35 стал вершиной развития советского многобашенного танка, однако, это была последняя из подобных машин — самый заманчивый путь оказался в итоге тупиковым.

В декабре 1930 года, когда Управление моторизации и механизации РККА заключило с Главным конструкторским бюро Орудийно-пулеметного объединения договор на разработку проекта тяжелого танка прорыва, получившего обозначение Т-30.

Предполагалось, что это будет 50 тонная машина, вооруженная двумя 76-мм орудиями и пятью пулеметами. Но отсутствие отечественного опыта танкостроения не позволило создать даже проекта полноценной боевой машины такого класса. В начале 1932 года, после выполнения эскизных чертежей и постройки деревянной модели танка все работы по Т-30 были прекращены, ввиду его несостоятельности, как боевой машины.

Не увенчалась успехом и попытка Автотанкодизельного отдела Экономического управления ОГПУ (АТДО ЭКУ ОГПУ) разработать до 1931 года проект танка прорыва, массой 75 т. Как и Т-30, этот проект имел множество недостатков, исключавших возможность серийной постройки такой машины.

Танк Т-35 внушает уважение, не так ли?

КБ получило от УММ РККА задание «К 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Этой машине присвоили индекс Т-35.

При проектировании танка Т-35 учитывался полуторалетний опыт работы над ТГ-1, а также результаты испытаний немецких танков «Grosstractor» на полигоне под Казанью и развединформация комиссии по закупке бронетанковой техники в Великобритании.

Т-35 идет опытным путем

Сборку первого прототипа тяжелого танка, получившего обозначение Т-35-1, закончили 20 августа 1932 года, а 1 сентября он был показан представителям УММ РККА во главе с Бокисом. На присутствующих машина произвела сильное впечатление. Внешне Т-35 оказался похожим на английский опытный пятибашенный танк А1Е1 «Independent» фирмы «Виккерс», построенный в 1929 году.

В главной башне Т-35-1 должна была размещаться 76-мм танковая пушка, повышенной мощности ПС-3 и пулемет ДТ в шаровой установке. Но из-за отсутствия орудия, в танке был смонтирован только его макет. В четырех малых башнях, одинаковой конструкции, по диагонали располагались две 37-мм пушки ПС-2 и два ДТ. Еще один пулемет ДТ, установили в лобовом листе корпуса.

Ходовая часть машины состояла из шести опорных катков среднего диаметра на борт, сгруппированных попарно в три тележки, шести поддерживающих роликов, направляющего и ведущего колес. Тележки опорных катков были сконструированы по типу подвески немецкого танка «Grosstractor» фирмы «Krupp». Однако советские конструкторы значительно улучшили принцип работы подвески, примененной на немецком «Grosstractor».

Сухопутный линкор — тяжелый танк Т-35

Моторно-трансмиссионную группу Т-35-1 изготовили с учетом опыта работы над танком ТГ-1. Она состояла из карбюраторного двигателя М-6, главного фрикциона, коробки передач с шестернями шевронного зацепления и бортовых фрикционов.

Для управления ими использовалась пневматическая система, что делало процесс вождения чрезвычайно легким. Правда в ходе испытаний выявился ряд недостатков в силовой установке танка. Кроме того, стало ясно что для серийного производства конструкция трансмиссии и пневмоуправления является слишком сложной и дорогой. Поэтому работы по Т-35-1 прекратили и в конце 1932 года опытный образец передали Ленинградским бронетанковым курсам усовершенствования командного состава  для подготовки командиров.

В феврале 1933 года танковое производство завода «Большевик» было выделено в самостоятельный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова. На нем КБ Н. В. Барыкова преобразовали в Опытно-конструкторский машиностроительный отдел, который и занялся с учетом недостатков первого, разработкой второго опытного образца танка, названного Т-35-2. По личному указанию И. В. Сталина была произведена унификация главных башен Т-35 и T-28. Т-35-2 получил также новый двигатель М-17, другую трансмиссию и коробку передач. В остальном же он практически не отличался от своего предшественника, если не считать измененной конструкции фальшборта и настоящей 76,2-мм пушки ПС-3.

Параллельно со сборкой Т-35-2 в ОКМО велась разработка чертежей серийного танка Т-35А. Причем Т-35-2 рассматривался лишь как переходная модель, идентичная серийному образцу лишь в части трансмиссии. В соответствии с Постановлением Правительства СССР в мае 1933 года серийное производство Т-35 было передано на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ХПЗ). Туда, в начале июня 1933 года в срочном порядке отправили еще не прошедшую испытания машину Т-35-2 и всю рабочую документацию по Т-35А.

Начало производства Т-35

Т-35А значительно отличался от обоих прототипов. Танк имел удлиненную на одну тележку ходовую часть, малые пулеметные башни новой конструкции, средние башни увеличенного размера с 45-мм орудиями 20K, измененную форму корпуса. По существу это была уже новая машина.

Советский тяжелый танк Т-35

В соответствии с Постановлением Правительства СССР от 25 октября 1933 года, ХПЗ должен был к 1 января 1934 года изготовить пять танков Т-35А и один Т-35Б (с двигателем М-34). К указанному сроку полностью готовым оказался только один танк, а еще три, хотя и были на ходу, но не имели вооружения и внутреннего оборудования. Что касается Т-35Б, то его так и не построили, хотя вопрос о производстве этой машины поднимался в течение полутора лет.

По плану на 1934 год, ХПЗ планировал выпустить 10 машин Т-35А. Причем, учитывая сложность танка, УММ РККА заключило с ХПЗ договор на эти машины, как на первую опытную партию. В процессе освоения производства, завод, по своей инициативе внес ряд изменений, как для улучшения конструкции танка, так и для облегчения его изготовления. Но, несмотря на это, освоение Т-35 вызывало большие трудности: например, очень часто ломались траки, которые отливались из стали Гатфильда. До этого ни один завод в СССР, в массовых количествах, эту сталь не производил, ХПЗ был первым. Кроме того, никак не удавалось устранить перегрев двигателя М-17, а картер коробки передач оказался недостаточно прочным.

В 1937 году ХПЗ приступил к проектированию Т-35 с коническими башнями. Выпуск таких танков начался на ХПЗ с конца 1938 года. Всего же за 1932—39 гг. было изготовлено 63 танка Т-35.

Состав и размещение вооружения Т-35 оптимальны для многобашенного танка. Пять башен расположенных в два яруса позволяли сосредоточить массированный огонь из 76-мм, одной 45-мм пушек и трех пулеметов вперед назад или на любой борт. Однако столь большая огневая мощь потребовала увеличения числа членов экипажа и усложнения конструкции танка.

Помимо 5-й тяжелой танковой бригады танки Т-35 поступали в различные военные учебные заведения. Так, по данным на 1 января 1938 года в РККА имелся 41 танк Т-35:

  • 27 — в уже упомянутой танковой бригаде
  • 1 — на Казанских бронетанковых курсах усовершенствования технического состава (КБТКУТС)
  • 2 — на НИБТ полигоне в Кубинке
  • 1 — в 3-й тяжелой танковой бригаде в Рязани
  • 1 — при Военной академии моторизации и механизации (ВАММ) в Москве
  • 1 — в Орловской бронетанковой школе
  • 1 — на ЛБТКУКС (Т-35-1)
  • 1 — в Ленинградской школе танковых техников
  • 1 — в Институте № 20 (с системой централизованной наводки)
  • 5 — на ХПЗ.

Тяжелый танк Т-35 был особо ценен даже не как боевая единица, а как символ военной мощи СССР, недаром без него не обходился ни один парад того времени, и именно изображение Т-35 (наряду с истребителем И-16) украшало лицевую сторону медали «За отвагу». Само собой такие танки старались беречь и комплектовать самыми лучшими экипажами. Впрочем, стоит отметить, что Т-35 действительно требовал к себе повышенного внимания и высокой квалификации танкистов. В полевых условиях отремонтировать тяжелый пятибашенный танк было делом очень сложным, а ремонта Т-35 требовал довольно часто. Поломки раздаточной коробки или трансмиссии почти гарантировано приводили к тому, что танк приходилось бросать. Что и говорить, если большая часть всех потерянных в начале войны Т-35 были не боевыми потерями, а потерями вследствие поломки на марше.

Слабых мест у Т-35 хватало: плохая обзорность с места водителя, тяжелое управление, очень слабая проходимость по мягкому грунту, невозможность преодолеть подъем больше 17 градусов -далеко неполны их перечень. Единственное, за что танк хвалили все без исключения, была чрезвычайно удачная подвеска, благодаря которой Т-35 отличался плавностью хода и мог вести прицельный огонь на ходу.

тяжелый танк Т-35

Дальнейшая судьба танков Т-35

27 июня 1940 года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной Армии», на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и о снятии с вооружения старых образцов. В отношении Т-35 мнения разделились. Одни считали, что их нужно переделать в самоходно-артиллерийские установки большой мощности, другие предлагали передать их танковому полку ВАММ и использовать для парадов. Но в связи с начавшейся реорганизацией танковых войск Красной Армии и формированием механизированных корпусов Т-35 решили «оставить на вооружении до полного износа, изучив вопрос об их экранировке до 50 — 70 мм».

В результате почти все машины оказались в 67-м и 68-м танковых полках 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа.

Боевая карьера танка Т-35 оказалась очень короткой. 21 июня 1941 года в 00:00 в полках 34-й танковой дивизии, дислоцированных в Грудеке-Ягеллонском юго-западнее Львова, объявили тревогу, танки заправили и вывели на полигон, где началась загрузка боекомплекта. В ходе последующих боевых действий все Т-35 8-го мехкорпуса были потеряны, не оказав никакого влияния на ход боевых действий начального периода Великой Отечественной войны.

Такое свидетельство о боевой эффективности Т-35 оставил потомкам сапер А.П.Грязнов в своей тетради:

«День на третий от начала войны я увидел, как на германца пошли наши танки – две штуки, большие такие, как на «Отваге». Все в пушках и пулеметах, пять башен больших и маленьких! Они обогнали нас где-то возле Дубно. Только они вперед ушли, как на нас сбоку с десяток немецких танков навалились. На пятибашенных внимания они не обратили – сразу на нас, да на пехоту. А наши «крейсеры» уползли себе своей дорогой. Немецких танков они так и не увидели. Не успели мы оглянуться, как из нашего тыла в немецкий тыл перешли. Потом помню, один такой «крейсер» пытался к своим пробиться. Он и смог бы наверное, немцев не было, да застрял на выезде из речки. Мы побежали танкистам помочь. Подошли ещё два наших легких танка. Пытались большой вытянуть на берег двумя тросами – троса оборвали. Потом с тяжелого поснимали всё, что можно было, слили бензин, поломали оставшееся, сели на легкие и уехали братки-танкисты. А про нас и забыли.»

Два уцелевших Т-35 принимали участие в знаменитом московском параде 7 ноября 1941 года, однако, чисто для поднятия боевого духа. На фронт они не попали и с брусчатки Красной Площади отправились в тыл, где до конца войны служили для обучения танковых экипажей.

Всего было построено 63 танка Т-35.


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

Фотографии тяжелого танка Т-35 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Фото советского тяжелого танка Т-35. Фотографии с описанием многобашенного танка прорыва»

Фотографии различных модификаций советского многобашенного танка Т-35 собранные по различным источникам.

Тяжелый танк Т-35 с коническими башнями на параде. 7 ноября 1940 г.

7 ноября 1933 года — один из первых парадов танка Т-35

Брошенный советскими войсками танк Т-35А из состава 67-го танкового полка. Дневпропетровск

Плакат «Вперед на запад» на котором изображен танк Т-35

На фотографии хорошо видна подвеска и катки танка Т-35

Одно звено («тележка») подвески танка Т-35.

Любопытная фотография танка Т-35. На снимке один из двух танков доживших до конца 1941 г. и принимавший участие в легендарном параде 7 ноября 1941 г. на Красной Площади. Танк в «зимнем» камуфляже, сразу за ним идут Т-34-76 и БТ (модель не разобрать)

Тяжелый танк Т-35А образца 1935 г. на улицах Москвы, ноябрь 1941 г.

А это фото — постановочное. Хотя Т-35 принимали участие в параде 7 ноября 1941 г., в боях под Москвой, они не участвовали, и сразу после парада были отправлены в тыл.

Немецкие солдаты осматривают советский танк Т-35 брошенный на трассе в 5 км. от г.Сасов

Брошенный танк Т-35 67-го танкового полка на трассе неподалеку от поселка Птичье. Судя по снятому пулемету, экипаж покинул машину заблаговременно

Т-35 оставленный экипажем в Бело-Каменке 30 июля 1941 из-за поломки двигателя. Танк небоеспособен — экипаж перед эвакуацией испортил орудия и закопал боезапас

Остов тяжелого танка Т-35. Большая часть неисправных танков Т-35 закончили именно так — эффектно смотрящиеся на парадах и фотографиях, в боевых условиях они не были особо нужны не советской, не германской стороне

Брошенные тяжелый танк T-35 и легкий T-26 из 8-го механизированного корпуса. Район Дубно. Июль 1941.

Один из 4-х советских тяжелых танков Т-35 (раннего типа) принимавших участие в обороне Харькова, в октябре 1941 г. После поломки оставлен экипажем и подорван.

Брошенный на трассе недалеко от села Жидатичи танк Т-35 из 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта.

Фотография с оставленным экипажем танком Т-35 на фоне могил немецких солдат. Снимок явно постановочный, но всё равно очень сильный.

Первый прототип тяжелого танка Т-35, Т-35-1 на параде в Москве.

Большая часть немецких «трофеев» из числа танков Т-35 не боевые. Либо это брошенные из-за поломок танки, либо, как этот на снимке, стоящие на ремонте.

Ещё один Т-35 оставленный и подорванный экипажем

На снимке хорошо видны четыре из пяти башен танка Т-35

Т-35 выпуска 1939 г., июль 1941 г. Снова не боевая потеря — танк оставлен экипажем.

Хорошо видная передняя часть многобашенного советского танка Т-35

Одна из немногих фотографий танка Т-35 действительно погибшего в бою. Видно место попадания крупнокалиберного снаряда. Бортовой номер танка — 339-68, дата боя: 30 июня 1941 года, под Бродами

Многобашенный танк Т-35 со своим «предком» многобашенным танком Т-24

Танкетка Т-27 и танк Т-35. Фотография отлично подчеркивает и миниатюрность первой и громадность второго

Вид сзади на танк Т-35. Парад 7 ноября 1935 года.

Танки Т-35 ранних выпусков проходят строем по Красной Площади

Тяжелый танк Т-35 форсирует водную преграду. Не смотря на свой громоздкий вид, машина была не так уж неповоротлива, как принято считать.

7 ноября 1940 года, танки Т-35 на параде. на снимке запечатлены машины двух образцов — выпуска 1936 г (с цилиндрическими башнями) и 1939 г (с коническими башнями).

Тяжелые танки Т-35 проходят по Красной Площади, 1 мая 1941 г.

Тяжелый танк Т-35А выпуска 1936 года, вид сзади. Набор из небольших трубок сзади над гусеницей, не что иное, как система для постановки дымовой завесы.

Тот же танк Т-35А, вид спереди. Хотя в его конструкции уже активно применялась сварка, заклепок на корпусе все ещё хватало. Обратите внимание на фары — в «боевом» положении они закрывались металлическими колпаками

Танк Т-35 из состава учебного полка ВАММ имени Сталина. 1940 г. Над 76-мм пушкой установлены фары для ночной стрельбы

1 мая 1937 года, танк Т-35 на Красной Площади. Обратите внимание — над 76-мм и 45-мм пушками размещены фары для ночной стрельбы.

Трофейный советский танк Т-35 ИЗ 67-го танкового полка, на испытательном полигоне в немецком Куммерсдорфе. Цифры на листах брони — показатели их толщины.

Тот же Т-35 в немецком Куммерсдорфе. Его регистрационный номер 715-62, он был оставлен экипажем 29 июня 1941 г. во Львове, вследствие поломки двигателя. Предварительно вооружение было испорчено, а боекомплект уничтожен.

Прототип тяжелого танка Т-35А, с характерными «зализанными» обводами башни главного калибра

armedman.ru

Советский тяжелый пятибашенный танк Т-35

07.05.2018

Несмотря на молодой возраст, история танкостроения необычайно богата и увлекательна. Танки появились на поле боя всего лишь сто лет назад, но развития этого вида боевой техники было стремительным, танк можно смело назвать главным военным изобретением прошлого столетия. Только в конце XX века их значимость на поле боя стала уменьшаться.

За время своей короткой, но весьма бурной истории танк изменился до неузнаваемости: другим стало его вооружение, средства защиты, изменилась тактика использования на поле боя. Современная боевая машина также напоминает танк Первой мировой войны, как первый самолет, сделанный братьями Райт, похож на истребитель последнего поколения. Это стало возможным благодаря труду тысяч оружейных конструкторов разных времен и национальностей.

С самого начала танковой эры каждая уважающая себя страна стремилась создать бронированные полчища побольше и укомплектовать их наиболее грозной техникой. Денег на это не жалели и не слишком ограничивали полет конструкторской фантазии. В результате на свет появлялись машины с совершенно причудливым внешним видом и характеристиками. Подавляющая часть из них так и осталась на бумаге или в виде опытных образцов.

Поэтому особенно интересна судьба необычных танков, которые не только пошли в серию, но даже успели повоевать. Одной из таких машин был советский тяжелый пятибашенный танк Т-35. Его создали в начале 30-х годов, он имел несколько модификаций и успел принять участие в первых сражениях Великой Отечественной войны. В историю тяжелый танк Т-35 вошел как серийный танк с наибольшим количеством башен.

Но дело не только в количестве башен, Т-35 – это настоящий символ могущества СССР и мощи его вооруженных сил. Без этого танка не обходился ни один из центральных парадов. Когда этот сталинский «дредноут» проезжал по брусчатке Красной площади, всем сразу становилось понятно, что «броня действительно крепка».

Если уж говорить о символизме, то следует сказать, что на одной из наиболее почитаемых советских медалей «За отвагу» изображен именно танк Т-35.

История создания

Создание многобашенных танков отнюдь не являлось отличительной чертой советского танкостроения или отображением гигантомании, присущей СССР. Сразу после окончания Первой мировой войны установка на танках нескольких башен считалась привычным делом и полностью соответствовала военной доктрине того времени.

В танковых классификациях практически всех крупных стран того времени существовали тяжелые танки, задачей которых был прорыв сильно укрепленных оборонительных линий противника. Подобные машины должны были иметь мощную защиту (в идеале противоснарядную) и мощное вооружение, они должны были непосредственно сопровождать пехоту во время атаки на вражеские позиции и методично подавлять огневые точки неприятеля.

В классификации, что была принята в СССР до войны, существовало целых два типа тяжелых танков, первый из которых должен был прорывать «сильно укрепленные оборонительные полосы», а в задачу второго входило преодоление особо сильных вражеских укреплений. Именно ко второму типу машин и относился Т-35.

В конце 20-х годов Красная Армия имела на вооружении довольно неплохие образцы легких танков Т-18, а вот с тяжелыми машинами были проблемы – британские танки Mk. V, которые воевали еще в Первую мировую войну и были взяты в качестве трофеев в у белогвардейцев, были явно устаревшими. Было поставлено задание создать новый отечественный тяжелый танк.

Однако для производства собственной машины остро не хватало опытных кадров.

Разработка первого советского тяжелого танка связана с именем талантливого немецкого конструктора Эдварда Гротте. В начале 1930 года конструкторская группа под его руководством начала работу над созданием среднего танка ТГ-1. В отечественной исторической литературе эту машину обычно называют «танком Гротте».

В 1931 году был сделан первый опытный образец машины, который сразу был передан для испытаний. Работы над ТГ-1 проходили в обстановке строгой секретности, за ними пристально следило высшее руководство страны.

Однако, несмотря на многие новаторские технические решения, использованные при создании ТГ-1, он так и не был запущен в широкое производство. Машина была чрезмерно сложна для советской промышленности и отличалась слишком высокой стоимостью. Разработка этой машины позволила советским конструкторам набраться опыта и приступить к созданию собственного тяжелого танка – Т-35.

Кроме создания ТГ-1, у Гротте были и другие проекты: он предлагал советскому руководству создать машину весом до 100 тонн, вооруженную тремя или пятью башнями.

Тем временем в СССР продолжились работы над созданием тяжелого многобашенного танка. В 1931 году был создан прототип Т-35-1, который имел массу 42 тонны, был вооружен тремя орудиями (одним 76-мм и двумя 37-мм) и тремя пулеметами. Машина имела пять башен и во многом напоминала английский танк Independent, опытный образец которого был построен в 1929 году. В этот период советская военная делегация посещала Англию и имела возможность познакомиться с английской машиной, но насколько это оказало влияние на советских конструкторов – неизвестно.

Экипаж Т-35-1 состоял из десяти человек, машина имела двигатель в 500 л. с., что позволял ей развивать скорость до 28 км/ч. Максимальная толщина брони достигала 40 мм, а запас хода равнялся 150 км.

В 1933 году была сделана следующая модификация танка – Т-35-2, он даже успел поучаствовать в параде на Красной площади. Однако уже в этот момент конструкторы разрабатывали Т-35А – новый танк, который и должен был пойти в серийное производство. Эта машина сильно отличалась от своих предшественников: была изменена длина и форма корпуса, на танк были установлены башни другой конструкции и размеров, подверглась доработке и ходовая часть танка. По сути, это уже была совершенно новая машина.

В 1933 году Т-35А был принят на вооружение. Производство наладили на Харьковском паровозном заводе. В 1934 году тяжелый танк Т-35 начал поступать в войска.

Всего было выпущено 59 единиц этой машины.

В танк непрерывно вносили разнообразные изменения и улучшения. Была увеличена толщина брони, повышена мощность силовой установки, башни приобрели коническую форму. Масса танка возросла, у поздних образцов она составляла 55 тонн.

Использование Т-35

Т-35 не использовали ни в одном из конфликтов 30-х годов, в которых принимал участие СССР. Пятибашенные гиганты не были замечены ни в советско-польской войне, ни в конфликтах на Дальнем Востоке, ни в финской кампании. При этом в Зимней войне СССР применял тяжелые танки, там обкатывались СМК, Т-100, КВ – тяжелые машины нового поколения, которые должны были сменить Т-35. Очевидно, что руководство РККА прекрасно понимало реальные возможности Т-35 и именно поэтому держало его подальше от фронта.

Т-35 можно назвать главным «церемониальным» танком 30-х годов: ни один из парадов на Красной площади или Крещатике не обходился без показа этих исполинов.

«Понюхать пороху» этим танкам пришлось в самом начале Великой Отечественной войны. Большая часть этих машин находилась в подразделениях, расположенных на самой западной границе, в районе Львова. Т-35 участвовали в приграничном сражении, и большая часть из них была брошена своими экипажами.

Танк показал крайне низкие боевые качества, но еще хуже дела обстояли с надежностью машины. Только семь танков было потеряно непосредственно во время боевых действий, тридцать пять машин попросту сломались и были брошены или уничтожены экипажами.

Еще несколько машин (по одной информации пять) принимали участие в обороне Харькова в 1941 году, но информации об их боевом использовании нет. Два последних Т-35 участвовали в обороне Москвы.

Первые дни войны стали для Т-35 настоящим «звездным часом». Немцы обожали делать фотографии на фоне поверженных русских гигантов. Несмотря на сравнительно небольшое количество этих танков, число фотографий немецких солдат на фоне подбитых или брошенных Т-35 просто зашкаливает.

Интересна судьба двух советских Т-35, которые в исправном виде были захвачены гитлеровцами в начале войны. Один танк попал на полигон Кумерсдорф, где использовался в качестве мишени, а другой всю войну простоял на полигоне Цоссен. Немцы применили его в ходе битвы за Берлин, но вскоре он был подбит бойцами Красной Армии из трофейного фаустпатрона.

Сегодня последний образец этой уникальной машины находится в Кубинке.

Описание конструкции

Т-35 имеет классическую компоновку, с расположением силовой установки в задней части корпуса. Это пятибашенная машина, которая имеет два яруса расположения вооружения. Корпус разделен на пять отсеков: отделение передних башен с местом механика-водителя, отделение главных башен, задних башен, а также моторное отделение и отсек трансмиссии.

Корпус танка – сварной, есть и элементы, закрепленные с помощью заклепок.

На крыше переднего отделения были установлены две башни: пулеметная и орудийная. Первую занимал пулеметчик, а во второй башне размещался наводчик и заряжающий.

Главная башня танка была полностью идентична башне Т-28, что существенно удешевляло ее изготовление и упрощало обслуживание. Башня оснащена подвесным полом для удобства работы танкистов.

Малые пулеметные башни полностью идентичны аналогичным башням танка Т-28, а средние орудийные – башням танка БТ-5.

На Т-35 был установлен четырехтактный бензиновый авиационный двигатель М-17, который имел мощность 500 л. с.

Коробка передач обеспечивала четыре скорости при движении вперед и одну назад.

Ходовая часть состояла из восьми (по каждой стороне) обрезиненных опорных катков, шести поддерживающих катков, задние колеса были ведущими. Подвеска танка – блокированная, в тележке устанавливалось по два катка, две спиральные пружины обеспечивали подпружинивание.

Ходовая часть танка была закрыта бронированным фальшбортом, состоящим из нескольких броневых плит.

Основной задачей Т-35 являлась поддержка пехоты при прорыве линий обороны противника, он должен был заниматься уничтожением фортификационных укреплений неприятеля.

По задумке конструкторов для поражения фор­ти­фи­ка­ци­он­ных со­ору­же­ний должна была использоваться 76-мм пушка, расположенная в главной башне, а для целей попроще предназначалось 45-мм орудия.

Вспомогательное вооружение танка состояло из шести 7,62-мм пулемётов ДТ, которые могли вести круговой огонь. В каждой орудийной башне был спаренный с пушкой пулемет. Кроме того, ДТ были установлены в пулеметных башенках, а также в кормовой части главной башни. На последних модификациях танка также был предусмотрен зенитный пулемет, который устанавливался на люке наводчика главной башни.

Средства наблюдения Т-35 представляли собой обычные смотровые щели, закрытые бронестеклом, командир танка и командиры танковых башен имели перископические панорамные прицельные приспособления.

В зависимости от серии танка количество экипажа могло варьироваться от 9 до 11 человек. В главной башне танка располагалось три человека: командир танка, радист (заряжающий) и пулеметчик. В каждой из малых орудийных башен находились наводчик и пулемётчик. В каждой из пулеметных башен располагался один стрелок.

Отсек главной башни был отделен от остального объема машины, передние и задние отделения соединялись между собой. Между передними отсеками находилось место механика-водителя, который имел крайне ограниченный обзор.

Оценка машины и сравнение ее с зарубежными аналогами

В предвоенный период Т-35 превосходил по своей огневой мощи любые иностранные боевые машины. Этот танк, вооруженный тремя орудиями и несколькими пулеметами, мог создать вокруг себя настоящее море огня.

Однако маломощная силовая установка и низкая надежность двигателя, ходовой части, множество других технических дефектов делали его малопригодным для использования в реальных боевых условиях. Длительный марш, что совершили Т-35 в составе 34-й танковой дивизии летом 1941 года, оказался фатальным для этих монстров.

Многобашенная компоновка танка чрезмерно усложняла его конструкцию, увеличивала его массу и делала невозможным усиление бронирования. Громоздкие размеры Т-35 делали его прекрасной мишенью как для танков, так и для противотанковой артиллерии противника. В бою скорость Т-35 не превышала 10 км/ч.

Были и другие проблемы: командир танка должен был выполнять работу наводчика главного орудия, что мешало ему командовать машиной в бою.

Уже перед началом Второй мировой войны стало понятно, что двигатель является таким же важным оружием танка, как и его пушка. Именно от маневренности и скорости зависела эффективность использования этого вида бронетехники.

Многобашенная компоновка стала тупиковой ветвью развития танков, Т-35 можно смело назвать ее символом. Этот танк тяжело сравнивать с зарубежными аналогами, ибо серийных танков, имевших целых пять башен, не существует. Эти сухопутные дредноуты обычно делали в единичных экземплярах и, как правило, они в боях не участвовали.

Технические характеристики

Основные характеристики
Боевая масса, т 50 (54)
Экипаж, чел 10
Габариты, мм:
Длина 9720
Ширина 3200
Высота 3430 (3740)
Клиренс 530 (570)
Толщина брони, мм:
нижний наклонный лист 20
передний наклонный лист 50 (70)
верхний наклонный лист 20
лобовой лист 20
борта корпуса, подбашенная коробка 20 (25)
фальшборт защиты подвески 10
корма корпуса 20
крыша корпуса 10
Днище 10—20
борт большой башни 20 (25)
крыша большой башни 15
борт средней башни 20
крыша средней башни 10
борт малой башни 20
крыша малой башни 10
Удельное давление, кгс/см.кв. 0,78 (0,64)
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 28,9
по проселку 14
Запас хода, км:
по шоссе 100 (120)
по проселку 80-90
Емкость топливных баков, л 910
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град 20
вертикальная стенка, м 1,2
глубина брода, м 1 (1,7)
ров, м 3,5
толщина сваливаемого дерева, см до 80
Вооружение
Пушка КТ-28
Количество 1
Калибр, мм 76,2
Длина ствола, клб 16,5
Угол вертикального наведения, град -5…+25
Угол горизонтального наведения, град 360
Боекомплект, шт. 96
Пушка 20К
Количество 2
Калибр, мм 45
Длина ствола, клб 46
Угол вертикального наведения, град -6…+22
Боекомплект, шт. 226
Пулемёт ДТ
Количество 5
Калибр, мм 7,62
Боекомплект, шт. 10080

Видео о Т-35

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Многобашенный танк Т-35

Двигатель и трансмиссия

V-образный двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель М-17 имеющий жидкостное охлаждение, был установлен в задней части корпуса. Мощность двигателя при 1450 оборотах в минуту составляла 500 л. с. Это позволяло танку развивать скорость до 30 км/ч по трассе и около 12 км/ч на пересеченной местности. Топливными баками ёмкостью 910 литров обеспечивался запас хода до 150 км по шоссе. Двигатель и механическая пятискоростная коробка передач соединялись через главный фрикцион. Механизмом поворота служили бортовые фрикционы, имеющие ленточные тормоза.

Ходовая часть

Каждая сторона гусеничного движителя состоял из: восьми обрезиненных опорных катков небольшого диаметра, шести поддерживающих катков имеющих резиновые шины, направляющих колёс оснащенных винтовым механизмом натяжения, ведущих задних колёс имеющих съёмные зубчатые венцы, мелкозвенчатых гусеничных цепей с открытым шарниром и скелетообразными траками. Траки соединялись пальцами, которые стопорились при помощи шплинтов. Между передними опорными катками и направляющими колёсами устанавливались натяжные ролики, которые предотвращают прогибы передних ветвей гусениц во время преодоления вертикальных препятствий.

Подвеска — блокированная, в тележке по два катка; подрессоривание при помощи двух спиральных пружин. Ходовая часть закрывалась 10-миллиметровыми бронеэкранами. Танк был способен преодолевать подъёмы до 36°, брод глубиной 1,2 м, вертикальные стенки высотой 1,2 м, рвы шириной 3,5 м. Удельное давление на грунт – 0,78 кг/см². На маневренности танка неблагоприятно сказывалось большое значение отношения его длины к ширине (> 3).

Электрооборудование

Танк оснащался радиостанцией 71-ТК-1, имеющей поручневую антенну вокруг главной башни, телефонным переговорным устройством на семь абонентов, системой дымопуска. Электрооборудование выполнялось по однопроводной схеме с напряжением сети 12В.

Размещение экипажа

Во время производства количество членов экипажа танка Т-35 колебалось от 9 до 11 человек, в зависимости от конструктивных особенностей конкретной серии. В большинстве случаев размещение экипажа выглядело так. В верхней – главной башне, которая была унифицирована с башней Т-28, размещалось три члена экипажа: командир (также выполняющий функции наводчика), пулемётчик, и радист (также выполняющий функции заряжающего). В двух башнях, в которых устанавливались 45-миллиметровые пушками, находилось по два человека — пулемётчик и наводчик, в пулемётных башнях — один стрелок. Главная башня от остальной части боевого отделения отгораживалась перегородкой. Задние и передние башни сообщались между собой попарно. Между гусеницами в передней части танка находилось отделение управления, в котором размещался механик-водитель (имел ограниченный обзор из-за того, что ветви гусениц сильно выступали вперёд, зачастую машиной управляли практически вслепую).

fishki.net

Танк Т-35

T-35, Heavy tank

Танк Т-35 был принят на вооружение в 1933 году, серийное производство его осуществлялось на Харьковском паровозостроительном заводе с 1933 по 1939 год. Танки этого типа состояли на вооружении бригады тяжелых машин резерва Главного командования. Машина имела классическую компоновку: отделение управления расположено в передней части корпуса, боевое — в средней, двигатель и трансмиссия — в корме. Вооружение было размещено в два яруса в пяти башнях. В центральной башне кругового вращения были смонтированы 76,2-мм пушка и 7,62-мм пулемет ДТ.

Две 45-мм танковые пушки образца 1932 года были установлены в диагонально расположенных башнях нижнего яруса и могли вести огонь вперед-вправо и назад-влево. Рядом с пушечными башнями нижнего яруса располагались пулеметные башни. Карбюраторный V-образный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М-12Т располагался в корме. Подрессоренные спиральными пружинами опорные катки прикрывались броневыми экранами. Все танки снабжались радиостанциями 71-ТК-1 с поручневыми антеннами. Танки последнего выпуска с коническими башнями и новыми бортовыми экранами имели массу 55 тонн и сокращенный до 9 человек экипаж. Всего было выпущено около 60 танков Т-35.


История создания тяжёлого танка Т-35

Стимулом для начала разработки тяжелых танков, предназначенных для действий в качестве танков НПП (непосредственной поддержки пехоты) и ДПП (дальней поддержки пехоты), стала быстрая индустриализация Советского Союза, начатая в соответствии с первым пятилетним планом в 1929 году. В результате реализации должны были появиться предприятия, способные создавать современное вооружение, необходимое для выполнения принятой советским руководством доктрины «глубокого боя». От первых проектов тяжелых танков пришлось отказаться из-за технических проблем.

Первый проект тяжелого танка был заказан в декабре 1930 года Управлением механизации и моторизации и Главным конструкторским бюро артиллерийского управления. Проект получил обозначение Т-30 и стал отражением проблем, с которыми сталкивается страна, взявшая курс на быструю индустриализацию при отсутствии необходимого технического опыта. В соответствии с первоначальными планами предполагалось построить плавающий танк массой 50,8 т, оснащенный 76,2-мм пушкой и пятью пулеметами. Хотя в 1932 году был построен опытный образец, от дальнейшей реализации проекта было решено отказаться из-за проблем с ходовой частью.

На ленинградском заводе «Большевик» конструкторы ОКМО с помощью немецких инженеров разработали ТГ-1 (или Т-22), иногда называемый «танк Гротте» по имени руководителя проекта. ТГ массой 30,4 т опережал уровень мирового танкостроения. Конструкторы применили индивидуальную подвеску катков с пневмоамортизаторами. Вооружение составляли 76,2-мм пушка и два 7,62-мм пулемета. Толщина брони составила 35-мм. Конструкторы во главе с Гротте работали и над проектами многобашенных машин. Модель ТГ-З/Т-29 массой 30,4 т была вооружена одной 76,2-мм пушкой, двумя 35-мм пушками и двумя пулеметами.

Самым амбициозным проектом стала разработка ТГ-5/Т-42 массой 101,6 т, вооруженного 107-мм пушкой и целым рядом других видов вооружения, размещенных в нескольких башнях. Однако ни один из этих проектов не был принят к производству из-за их либо чрезмерной сложности, либо абсолютной непрактичности (это касается ТГ-5). Спорным является утверждение, что такие сверхамбициозные, но нереализуемые проекты давали возможность советским инженерам набраться больше опыта, чем разработка конструкций, годных для производства машин. Свобода творчества при разработке вооружений была характерной чертой советского режима с его тотальным контролем.

В то же самое время еще одна конструкторская бригада ОКМО во главе с Н. Цейцем разработала более удачный проект — тяжелый танк Т-35. Два опытных образца были построены в 1932 и 1933 гг. Первый (Т-35-1) массой 50,8 т имел пять башен. В основной башне находилась 76,2-мм пушка ПС-3, разработанная на базе гаубицы 27/32. В двух дополнительных башнях находились 37-мм пушки, в двух оставшихся — пулеметы. Машину обслуживал экипаж в 10 человек. Проектировщики использовали идеи, появившиеся при разработке ТГ — в особенности трансмиссии, бензиновый двигатель М-6, коробку передач и сцепление.

Тем не менее при испытаниях появились проблемы. Из-за сложности некоторых частей Т-35-1 не подходил для серийного производства. Второй опытный образец — Т-35-2 имел более мощный двигатель М-17 с блокированной подвеской, меньше башен и, соответственно, меньший экипаж — 7 человек. Бронирование стало более мощным. Толщина лобовой брони возросла до 35-мм, боковой — до 25-мм. Этого было достаточно для защиты от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. 11 августа 1933 года правительство решило начать серийное производство тяжелого танка Т-35А с учетом опыта, полученного при работе над прототипами. Производство было поручено Харьковскому паровозостроительному заводу. Туда были переданы все чертежи и документация с завода «Большевик».

В период между 1933 и 1939 годами в базовую конструкцию Т-35 были внесены многочисленные изменения. Модель 1935 года стала длиннее, получила новую башню, разработанную для Т-28 с 76,2-мм пушкой Л-10. Две 45-мм пушки, разработанные для танков Т-26 и БТ-5, были установлены вместо 37-мм пушек в передней и задней пушечных башнях. В 1938 году на последних шести танках были установлены башни с наклонной броней в связи с возросшей мощностью противотанковой артиллерии.

Западные и российские историки имеют разные мнения относительно того, что послужило толчком для разработки проекта Т-35. Ранее утверждалось, что танк был скопирован с британской машины «Виккерс А-6 Индепендент», но российские специалисты это отвергают. Правду узнать невозможно, но существуют серьезные свидетельства в пользу западной точки зрения, не в последнюю очередь из-за провалившихся советских попыток купить А-6. Одновременно нельзя недооценивать влияние немецких инженеров, занимавшихся разработкой подобных образцов в конце 20-х годов на своей базе «Кама» в Советском Союзе. Ясно то, что заимствование военных технологий и идей в других странах было обычным делом для большинства армий в период между двумя мировыми войнами.

Несмотря на намерение начать серийное производство, в 1933-1939 гг. был построен всего 61 танк Т-35. Задержки были вызваны теми же проблемами, которые имели место при производстве «быстроходного танка» БТ и Т-26: плохое качество сборки и управления, плохое качеств обработки деталей. Эффективность Т-35 также была не на высоте. Из-за больших размеров и плохой управляемости танк плохо маневрировал и преодолевал препятствия. Внутреннее пространство машины было очень тесным, и, пока танк находился в движении, было трудно вести точный огонь из пушек и пулеметов. Один Т-35 имел такую же массу, как девять БТ, поэтому СССР вполне разумно сконцентрировал ресурсы на разработке и строительстве более подвижных моделей.

Производство танков Т-35



Год выпуска

1933

1934

1935

1936

1937

1938

1939

Количество

2

10

7

15

10

11

6

pro-tank.ru

Из тяжёлого веса в лёгкий или альтернативный танк Т-35А

Выбор редакции








Коллекция музея военной техники в Верхней Пышме пополнилась уникальным экспонатом: уральские металлурги по советским чертежам воссоздали танк Т-35 

Безусловно, эта новость порадует всех любиителей военной истории. А также любителей танков и альтернативной истории.

Безусловно, благодаря этой реконструкции мы узнаем много нового. И не исключено, что в процессе расширения наших знаний, появятся и новые вопросы.

Например — как 16-ти тонный автокран поднимает 50-ти тонный танк?

А также — по каким чертежам уральские умельцы воссоздавали танк?

И, самое главное — каков он был, этот легендарный танк? Каковы были его история создания, ТТХ и славный боевой путь?

Об этом мы узнаем из данной статьи посвящённой этой альтернативной машине.

 Цитата из интернета — «Традиционно распространено мнение, что Т-35 был создан под влиянием «Индепендента», однако в архивных документах нет данных о том, что комиссия Гинзбурга во время своего пребывания в Англии интересовалась этой машиной. Не исключено, что советские конструкторы пришли к пятибашенной схеме самостоятельно, независимо от их английских коллег.»

Не будем спорить, было ли заимствование или конструктора в разных странах пришли к одной и той же компоновке независимо. Важно, что Independent A1E1, несмотря на весьма прогрессивную для своего времени конструкцию, не вписался в систему британских бронетанковых войск. Для крейсерского танка он был недостаточно подвижен. Для пехотного танка он был недостаточно защищен.

Independent A1E1

При чем же здесь Т-35 и его зарубежный аналог? А при том, что головной образец советского танка Т-35-1 столкнулся с теми же проблемами. И поэтому не устраивал РККА по своим ТТХ.

По сравнению с А1Е1 у него было более сильное пушечное вооружение. Хотя есть мнение, что все три орудия по боевой эффективности как раз и соответствовали одному орудию оптимального калибра. Так как 76-мм орудие было малоэффективно в роли противотанкового, а 37-мм ОФС явно недостаточен от слова вообще.

Пулеметное вооружение было даже несколько ослаблено. Пять ДТ против 4-х пулеметов Виккерс.

 

Боевая масса по заданию 35т, на 3 тонны больше, чем у британца. Но фактически масса танка получилась 42 тонны, при этом, учитывая и увеличившиеся размеры, броня осталась на том же уровне.

Скорость, несмотря на мощный двигатель, была мала.

Подвеска и трансмиссия работали на пределе.

Дальше было только хуже, потому что имелась устойчивая тенденция к увеличению веса. Так как от конструкторов требовали повышения толщины брони. Серийный Т-35 весил уже 50 тон. Броня была немного увеличена, но для современной маневренной войны танк оказался непригоден.

Тогда Центральный Комитет поручил проверенным товарищам Ворошилову и Буденному взять этот важный проект под свой контроль. С этого момента начинается АИ.

Конструкторам были поставлены конкретные задачи.

Танк должен ездить. И ездить он должен хорошо. Танк должен стрелять. Танк должен подавлять волю противника к сопротивлению. Если это удалось, то можно обойтись без толстой брони. Значит, танк качественного усиления не обязательно должен быть тяжелым. Это должен быть агрессор. Его стихия — атака и маневр.

Итак, дальнейшее развитие Т-35 пошло не по пути увеличения веса, а по пути увеличения подвижности. Новую модель танка назвали Т-35А

ТТХ Т-35-1 и Т-35А приведены в таблице.

Прежде всего, была доработана ходовая часть. Каждый борт получил собственный двигатель. Танковая модификация бывшего авиационного двигателя М-11. Ведущие колеса — задние. Передача момента с вала двигателя на колеса — цепная, одновременно выполняющяя функции КПП. Также на каждом борту имеется тормоз, сцепление, устройство реверса и выходной планетарный редуктор. Ресурс цепной передачи на первых образцах при мощности 75 кВт составил всего 100 часов. Но небольшой ресурс был оправдан значительным снижением веса и стоимости устройства по сравнению с обычной КПП.  Кроме того, двухмоторная схема позволила значительно улучшить управляемость танка при движении на гусеницах.

При движении на колесах гусеницы снимались и разворот выполнялся за счет поворота двух передних пар колес. Две задние  колесные пары были ведущие. Передача вращения осущетвлялась цепной передачей через промежуточный вал, расположенный по оси балансиров. Средние две пары колес вывешивались и в движении не участвовали.

Конструкция оказалась надежной, а управление — комфортным, или, как тогда говорили, сподручным. Танк имел сдвоенное управление и стрелок курсового пулемета был по совместительству вторым водителем.

Можно сказать, что доработка ходовых качеств была выполнена на крепкую пятерку. Это было продемонстрированно на первомайском параде в 1934 году, когда рота новых танков пронеслась по Красной площади со скоростью 60 км/ч.

Разумеется, колесный ход был возможен только на дорогах с твердым покрытием.

Т-35А

Вооружение Т-35А было близко к британскому аналогу, но количество пулеметов было увеличено. Был добавлен курсовой пулемет и еще один пулемет был установлен в шаровой установке в центральной 4-х местной (!) башне. Таким образом, в центральной башне размещались командир, наводчик орудия, заряжающий и пулеметчик.

Как видим, пулеметное вооружение преобладало. Товарищ Буденный сказал — «Как шесть бронированных тачанок!»  Впоследствии на крыше центральной башни был установлен зенитный пулемет ШКАС-Т и пулеметов стало семь.

Что же касается артиллерийского вооружения, то в ходе испытаний было установлено, что эффективность 45-мм орудия 20К при стрельбе прямой наводкой превосходит эффективность 76-мм пушки КТ-28. Так как для поражения типовой мишени в большинстве случаев требуется прямое попадание, а вероятность попадания у 45-мм пушки намного выше. К тому же был разработан универсальный полубронебойный 45-мм снаряд, головная часть которого изготавливалась из каленой стали, а остальной корпус — из белого чугуна. Он снаряжался 100 граммами тротила с термитной крошкой и при взрыве образовывался огненный шар диаметром 10 м. При попадании во вражескую технику имел место зажигательный эффект. Но морально-психологический эффект был еще выше.

Вообще, на АИ сайте частенько возникает дискуссия на тему, что было бы лучше для Т-34 — трехдюймовка, как в РИ, или сорокапятка как у А-20? Ответ неоднозначен.

Корпус танка был укорочен благодаря компактности двигателей М-11. Вертикальные и горизонтальные стенки корпуса выполнялись из 5-мм броневой стали и собирались на  болтах. Для придания необходимой жесткости корпусу, он был усилен поперечным набором из 6-ти деревянных (!) шпангоутов. Между боевым и моторным отделениями имелась противопожарная переборка. Посадка экипажа осуществлялась через главный люк, расположенный на задней стенке шестиграна (подбашенной коробки). Кроме того имелось 8 люков, пригодных для аварийного покидания машины, которые использовались в основном для наблюдения за полем боя и вентиляции.

На крыше центральной башни имелась КОМАНДИРСКАЯ БАШЕНКА. И это, наряду с наличием освобожденного командира, ставило танк в ряд самых совершеннных боевых машин своего времени.

Да и нашего времени тоже. Не случайно, танк до сих пор стоит на вооружении многих государств. Возможно, причиной этого является не только боевая эффективность, но и дешевизна танка. В серии цена Т-35А была в полтора раза ниже, чем БТ-7. При том, что по массе танки практически равны, а по эффективности Т-35А значительно лучше.

Способность плавать не оговаривалась в Задании. Но при проектировании танка неожиданно выяснилось, что запаса плавучести вполне хватает для поддержания танка на плаву. А низкое удельное давление, хорошая трансмиссия и достаточная удельная мощность позволяют легко преодолевать крутые и болотистые берега. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц, так что для водоходного режима от конструкторов потребовалось лишь обеспечить герметичность нижней части.корпуса.

Бульдозерный отвал. Исключительно полезная штука, особенно для танка, действующего в отрыве от тыловых частей. Например, при боестолкновении с легкими танками противника, этим бульдозерным отвалом можно сталкивать их с вражеских автострад. Ну, и дополнительная защита передней проекции танка. В целом, бронезащита была, что называется, рациональной. Обеспечивала защиту от картечи, осколков, пуль карабина Mauser 98k и пистолета Parabellum с любой дистанции.

Неудивительно, что вскоре встал вопрос о постепенной замене танкового парка    Т-26 и БТ на новый танк Т-35А, который тем самым, стал первым в мире ОБТ.

К концу войны для обеспечения массовости выпуска Т-35, его конструкция была упрощена. Колесный ход зачастую не ставился, а вооружение устанавливалось исходя из наличия пушек и пулеметов. Благо, размеры башни позволяли устанавливать пушки больших калибров.

Но, как и раньше, главным в этом танке были маневреннось и надежность. Способность идти по самому бездорожью в глубокие прорывы и побеждать!

Т-35 Горьковской сборки на фоне Рейхстага.

Во вступительной части статьи мы обрисовали АИ ситуацию. Кто досюда дочитал, будет немедленно вознагражден, так как сейчас мы раскроем суть альтернативы.

Вопрос к знатокам — что означает буква «А» в названии танка Т-35А?

Один британский писатель утверждает, что «А» означает «автострадный».

Ну, неплохо для иностранца.

Какие еще будут идеи?

На самом деле, «А» означает, что танк авиатранспортабельный.

Посмотрите внимательно на чертеж. Не случайно корпус сделан из 5-мм листа. В результате ходовая часть без гусениц, броневых экранов и башен весит всего 5 тон.

Да башни 3 тонны. Да броня 3 тонны. Да гусли 2 тонны с бульдозерным ковшом.

Да топливо, боеприпасы, экипаж. Итого 15 тон.

В разобранном виде транспорируется тремя самолетами ТБ-3. Доставляется посадочным способом на любую ровную площадку. Время боевого разворачивания 2…3 часа.

И вперед! Танк к бою готов.

 

В АИ истории танковые десанты были успешно проведены в мирное время, но в преддверии фашистской агрессии в Чехословакии,  Норвегии и Польше. Наличие советских танков на сопредельных территориях сорвало планы агрессора.

 

В случае же военного конфликта с Финляндией, мог бы быть конфуз.

Так как горячие финские парни наверняка бы стали стрелять в наши превосходные танчики из своих Бойсов и Солотурнов.

Но вышло иначе. Наличие тысячи плавающих пятибашенных танков в ЛВО очень сильно облегчило ведение переговоров. Финляндия безо всякой войны вошла в состав Союза ССР на правах федеративной республики с сохранением собственного правительства, экономического строя, валюты и вооруженных сил. Политика, понимаешь.

 

К слову сказать, для своей армии финны выпускали Т-35А по лицензии аж до 1966 года.

 

alternathistory.com

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о