В этой небольшой заметке представлен материал на тему: солнечная система для детей. Простым и понятным языком мы описали о солнечной системе, планетах, которые в ней находятся и многих других интересных вещах.
Во Вселенной существует множество объектов, в числе которых планеты и спутники, звезды и систем, а также галактики. Солнечная система, в которых находится и наша планета Земля также полна как планетами, спутниками, так и астероидами, кометами, и многих других интересных объектов. На сегодняшний день ученые предполагают, что наша Солнечная система была образована из гигантского облака газа и пыли. В ней 8 планет, которые делятся на 2-е группы – внутренние планеты (они же планеты земной группы) . В эту группу входит Меркурий, Венера, Земля (третья планета от Солнца) и Марс. И внешние планеты или газовые гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Между этими двумя группами находится пояс астероидов. А за газовыми гигантами располагаются транснептуновые объекты. Самый крупный из которых Плутон. Раньше Плутон считался обычной планетой, но сейчас он причисляется к карликовым планетам и в то же время самым крупным объектом в поясе Койпера.
Пояс Койпера – похож на пояс астероидов, но отличается тем, что он в 20 раз шире его, а также своим составам.
Солнечная системаКороткие мнемонические фразы они же мнемоники облегчают запоминание разной информации путем образования искусственных ассоциаций.
На этой страничке мы собрали запоминалки планет Солнечной системы для детей, которые облегчат эту, порой, не простую задачу. Единственный нюанс, что когда они придумывались Плутон – относили к планетам, и, поэтому он присутствует почти во всех запоминалках. А как мы знаем — с 2006 года Плутон стал считаться карликовой планетой, и сейчас при заучивании – его можно опускать.
Запомнить порядок планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) можно по первым буквам слов М-Меркурий В-Венера З-Земля М-Марс Ю-Юпитер С-Сатурн У-Уран Н-Нептун П-Плутон во фразах:
Маша Веником Землю Мела, А Юра Сидел У Норы Паука.
То есть в этой фразе добавилось буква «А» — пояс Астероидов.
Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру, Меркурий.
Между волками зайчишка метался,
юркнул, споткнулся, упал —
не поднялся.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз Меркурий, два Венера,
три Земля, четыре Марс.
Пять Юпитер, шесть Сатурн,
Семь Уран, за ним Нептун.
Он восьмым идет по счету,
и совсем уже потом
и девятая планета под названием Плутон
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ — раз,
ВЕНЕРА — два-с,
Три — ЗЕМЛЯ,
Четыре — МАРС,
Пять — ЮПИТЕР,
Шесть — САТУРН,
Семь — УРАН,
Восемь — НЕПТУН,
Девять — дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит — выйди вон!
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс,
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун
Мерить век земной мало
юность сада убога
нет плодов
Еще один способ запоминания порядка планет – это сравнение с другими, но похожими словами и составление предложения с их использованием.
К примеру: Меркнет (Меркурий) моя подруга Венера (Венера) на Земле (Земля). Потому что съела Марс (Марс), лежавший на пюпитре (Юпитер), а обёртку бросила в полную, то есть сытую урну (Сатурн), крикнув после этого «Ура» (Уран). И не ПТУ (Нептун), а институт окончила, сбежав потом с каким-то плутом (Плутон).
Между двумя богами на букву М: Меркурием и Марсом стоят 2 женщины: Венера и Земля. За богом Марсом стоит его папа — Юпитер. За верховным богом Юпитером — уникальная своими кольцами планета — Сатурн. В названии Сатурн зашифрован как Сатурн (САТ), так и последующие планеты: Уран (УР) и Нептун (Н). Следующий за ними Плутон планетой не является, но выглядит как пёсик Плуто с недоумением смотрящий на пантеон греческих богов перед ним.
Еще один способ выучить порядок планет – использования акронима – то есть аббревиатуры, которая образуется первыми звуками слов во фразе. То есть это слово, которое можно произнести слитно, при этом оно является сокращением. Для заучивания планет можно запомнить акроним: МеВеЗеМа ЮСУНП.
Вы тоже знаете какие-нибудь интересные запоминалки или оригинальные способы заучивания планет Солнечной системы? Пишите их в комментариях.
Солнце, Луна, облака — все, что связано с небом, вызывает интерес. Особенно ночью, когда все пространство над головой покрыто сияющими точками, различными по величине и как будто складывающимися в разные фигуры. Дети без труда находят на небе «ковш» (именно из этих хорошо видимых четырех «звездочек» складывается Большая Медведица), Сириус, Юпитер, Венеру и другие яркие звезды; часто задают вопросы о Млечном пути и Луне.
Космос — действительно очень интересная тема, он завораживает масштабом и загадочностью. Ребенок с удовольствием послушает рассказы планетах Солнечной системы. Но необходимо сразу определиться с терминами, чтобы не было путаницы.
Мы все знаем, как выглядит Солнце: большой горячий светящийся шар. И в данном случае зрение нас не обманывает: Солнце, как и другие звезды, представляет собой огромный шар из газа, который горит и согревает все вокруг.
К счастью для Земли, оно расположено на значительном расстоянии от нашей планеты. Почему к счастью? Да потому что, будь оно ближе, жизни на Земле не существовало бы — все бы просто сгорело от жара, исходящего от Солнца. А если бы оно было слишком далеко, все живые существа погибли бы от холода. Так что нам очень повезло с расстоянием до Солнца.
Описывать его размеры в цифрах бессмысленно — осознать такие масштабы сложно даже для взрослого человека. Как его представить? Можно попробовать на примере объяснить, что Солнце больше Земли (той самой Земли, на которой расположены города и страны, океаны и пустыни; на которой из одной страны в другую нужно лететь на самолете больше суток) в 109 раз. Это примерно как сравнить футбольный мяч с булавочной головкой. И это огромное Солнце мы видим на небе совсем небольшим. Значит, оно очень далеко.
Солнце — не единственная звезда во Вселенной. Сколько таких солнц — никто не знает. Астрономы изучают Космос не одно столетие, у них есть мощные приборы — телескопы и другая современная аппаратура, но ответа на эти вопросы у них нет.
Солнце образовалось около 5 миллиардов лет назад из гигантского газового облака. Тогда же началось и формирование Солнечной системы — планет, которые вращаются вокруг Солнца. Они образовались из «космического мусора» (пыли, газа, обломков метеоритов), как будто «спекаясь» под воздействием Солнца. Поэтому сначала они были раскаленными, но позже остыли.
В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг него движутся 8 планет, в том числе наша Земля. Все они разные по составу, величине, каждая движется по своему пути — он называется орбитой — на разном расстоянии от Солнца.
Помимо того, что планеты вращаются вокруг Солнца, они сами вращаются вокруг своей оси. Именно это сложное вращение приводит к смене времен года и времени суток. Мы знаем, что на Земле календарный год длится 365 дней, значит, оборот вокруг Солнца наша планета совершает за 365 дней. А оборот вокруг своей оси Земля делает за 24 часа — поэтому и сутки на Земле длятся 24 часа. На других планетах все по-другому. Чем дальше планета от Солнца, тем длиннее там год.
Разнообразие нашло отражение в том числе в названиях планет. Сейчас мы пользуемся именами, которые дали древние римляне в честь своих богов, но раньше, конечно, в каждой культуре планеты назывались по-своему. Интересно, что имена планетам Солнечной системы римляне давали не просто так, а исходя из их внешнего вида и особенностей.
Эта планета находится к Солнцу ближе всего. Она маленькая и «шустрая»: совершает оборот вокруг Солнца быстрее всех других планет. Поэтому ее назвали в честь римского быстроногого бога торговли.
Год длится на Меркурии всего 88 дней. Зато день очень длинный — более 58 суток — так неторопливо крутится эта планета вокруг своей оси. Это приводит к большой разнице в температуре «днем» и «ночью»: часть, обращенная к Солнцу, успевает прогреться до 427 градусов, зато другая сторона планеты остывает до -193.
Еще одна особенность Меркурия — у этой планеты практически нет атмосферы, то есть газового облака, которым окружены почти все планеты Солнечной системы. Именно атмосфера могла бы сделать перепады температуры менее резкими, но ее нет, поэтому здесь так жарко «летом» и так холодно «зимой». Конечно, никакая жизнь в таких условиях невозможна.
Эта планета по близости к Солнцу располагается между Меркурием и Землей. Она очень красивая и яркая, и ее можно увидеть даже в дневное время и без телескопа, поэтому ее называют Утренней звездой.
Венера названа в честь древнеримской богини любви и красоты.
Венеру часто называли «близнецом Земли» — она, действительно, похожа на нашу планету и размером, и массой, поэтому раньше считалось, что на ней может быть жизнь. Но нет: на Венере слишком жарко — около 450 градусов. Это самая горячая планета в Солнечной системе. Кроме того, в атмосфере Венеры практически нет кислорода, необходимого для жизни — вся планета окутана ядовитыми облаками из углекислого газа. Люди, конечно же, не смогли бы существовать в таких условиях; да и других признаков жизни здесь тоже не обнаружено.
Один год на Венере равен 224 дням на Земле, но там не бывает «зимних холодов» и вообще смены времен года — всегда царит жаркое лето.
Кстати, все планеты Солнечной системы двигаются в одну сторону, а Венера — в другую.
Планета Земля, на которой мы все живем, — третья по расстоянию от Солнца и пятая по величине.
Почему ей, как другим планетам, не дали имя какого-нибудь бога? Возможно, потому, что в древности считалось, что именно Земля является центром Вселенной, вокруг нее вращаются все остальные небесные тела, а сама Земля — не часть небес. Поэтому ее название переводится с англо-саксонского языка как «из грунта». Это название (английское Earth) известно с 1400 года.
Конечно, про Землю мы знаем гораздо больше, чем про все другие планеты Солнечной системы. Но и она таит в себе еще много тайн, которые пытаются раскрыть ученые.
Ближе всех небесных тел к Земле располагается ее естественный спутник — Луна. Она находится от Земли на таком расстоянии, что пригодна для исследований, поэтому в наше время мы уже много знаем про Луну: имеем образцы лунного грунта, данные о ее атмосфере, фотографии обратной стороны (Луна всегда повернута к Земле одной стороной). Более того, Луна — единственное небесное тело, на котором побывал человек. Первым ступил на Луну американский астронавт Нил Армстронг. Это случилось 21 июля 1969 года.
Сейчас изучение Луны продолжается, и даже есть планы по строительству в недалеком будущем обитаемых лунных баз на ее поверхности.
Следующая по удаленности от Солнца и самая «изученная» планета Солнечной системы после Земли. На Марс отправлены марсоходы, на орбите работают космические аппараты, благодаря чему мы смогли многое узнать об этой планете.
По размеру Марс значительно меньше Земли. Практически в два раза диаметр Марса меньше диаметра Земли — и также, в два раза, больше диаметра Луны.
Красноватый цвет планеты, из-за которого она получила имя древнеримского бога войны, вызван большим количеством оксида железа на поверхности.
Температура на Марсе очень низкая — в среднем -47 °C. Но, в отличие от Венеры, здесь бывают теплые и холодные периоды; летом в некоторых точках может потеплеть до 20 градусов днем — и похолодать ночью до -90 °С. Такую огромную разницу температур создают ветра и сильно разреженная атмосфера.
Продолжительность суток на Марсе 24 часа 39 минут 35 секунд. А год длится 669 марсианских солнечных суток (687, если считать в земных сутках — они на 40 минут короче).
На Марсе самые высокие горы и самые глубокие впадины из всех известных планет нашей системы. Также там расположены крупнейшие вулканы.
На Марсе есть вода. Из-за низких температур она существует в виде льда, но в последнее время ученые приходят к выводу о существовании подледных озер, в которых вода не замерзает. Это очень существенная информация, поскольку наличие воды — одно из важных условий для жизни на планете.
К сожалению, пока живых организмов на Марсе исследователи не нашли.
Хорошо изучены и два спутника Марса — Фобос и Деймос. Они совсем небольшие и расположены довольно близко к Марсу. Все это по космическим меркам, разумеется. Если сравнивать с Луной, то радиус Фобоса окажется в 158, а радиус Деймоса — в 290 раз меньше радиуса Луны. И по расстоянию: Луна расположена в 384 тыс. км от Земли; Деймос — в 23 тыс. км от Марса, а Фобос и вовсе «рядом»: в 9 тыс. км от Марса.
Самая крупная планета Солнечной системе. Она тяжелее Земли в 300 раз и в 11 раз больше по диаметру. Поэтому она и получила свое имя в часть главного римского бога.
День на Юпитере длится 10 земных часов, а год — 12 земных лет.
На Юпитере вообще нет твердой почвы — вся планета представляет собой сгусток газа. Это делает ее похожей больше на звезду, чем на планету. И правда, ученые считают, что если бы в атмосфере Юпитера было больше таких веществ, как водород и гелий, он превратился бы полноценную звезду.
У Юпитера 69 спутников, самые крупные из них — Европа, Ио, Каллисто и Ганимед. Они были открыты знаменитым астрономом Галилео Галилеем еще в 1610 году.
На современных фотографиях Юпитер выглядит очень затейливо: его поверхность представляет собой чередование темных и светлых зон, которые постоянно изменяют форму, цвет и местоположение. Оказывается, мы видим меняющуюся под влиянием мощных ветров атмосферу планеты, где светлые зоны — это облака замороженных частиц аммиака, а темные содержат различные химические элементы.
Выше облаков Юпитера очень холодно (около -145°C), но заметно «теплеет» по мере приближения к центру. Ядро Юпитера горячее поверхности Солнца — там более 24 000°C.
Знаменитой особенностью Юпитера является красное пятно, также постоянно меняющее цвет, размер и форму и хорошо различимое на фото планеты. Это не особенности рельефа, а гигантский ураган — его размер в три раза больше диаметра Земли, а скорость достигает 450 км в час.
Эта планета во многом похожа на Юпитер: она крупная (вторая по величине в Солнечной системе), не имеет твердой поверхности. Есть сходство и в составе атмосферы, и особенностях движения. Вероятно, поэтому планета и получила свое название: в римской мифологии Сатурн — отец Юпитера. Другая версия происхождения имени — «медлительность» планеты, совершающей полный оборот вокруг Солнца за 30 земных лет, а Сатурн в древнеримской мифологии — бог времени (или земледелия).
Вокруг своей оси Сатурн вращается довольно быстро: сутки на этой планете составляют 10 часов 33 минуты.
Главной особенностью Сатурна являются его кольца. Кольца — плотные образования изо льда, пыли и камней — есть у четырех газовых планет-гигантов, но у Сатурна они самые заметные. Эти кольца очень тонкие — при диаметре около 250 000 км их толщина меньше километра. Знаменитые кольца Сатурна были открыты астрономами в 1610 году, но до сих пор нет теории, объясняющей их образование.
Сатурн — наиболее удаленная от Земли планета из тех, которые еще можно увидеть без специальной аппаратуры.
Сейчас известно о 53 спутниках Сатурна, но есть основания полагать, что их больше.
На Сатурне бывает северное сияние. А еще на здесь наблюдались странные облака — почти правильной шестиугольной формы.
Как и на Юпитере, температура в верхних слоях атмосферы Сатурна очень низкая — до -175°C — и растет к центру, достигая 11 700°C в ядре. Сатурн, таким образом, сам вырабатывает энергию — даже больше, чем получает от Солнца.
Эта планета стала первой, о существовании которой люди узнали только после изобретения телескопа: ее открыл в 1781 году английский астроном Уильям Гершель. Чтобы не нарушать традиций, ее тоже назвали в честь бога, но не из римской, а из греческой мифологии. Уран — бог неба.
До официального открытия планету не раз наблюдали и даже фиксировали в своих записях астрономы, — правда, они считали ее тусклой звездой.
Масса Урана почти в 15 раз больше массы Земли.
Уран — самая холодная из всех планет Солнечной системы, хотя и не самая удаленная от Солнца (Нептун дальше). На этой планете зарегистрирована самая низкая температура: -224 °C.
У Урана нет твердой поверхности, но это и не только газ (как Сатурн и Юпитер): газообразная атмосфера этой планеты плавно переходит в жидкие слои, состоящие из смеси воды, аммиака и метана. Из-за низких температур это скорее лед, чем жидкость, поэтому астрономы называют Уран «ледяным гигантом».
День на Уране длится 17 земных часов, а год — 84 земных года.
У Урана 27 спутников.
Интересной особенностью этой планеты является ее положение: Уран вращается вокруг своей оси, как бы «лежа на боку». Из-за такого положения «времена года» на планете довольно необычные: 42 года «лета» и солнечного света в полушарии, направленном к Солнцу, — и непрерывная «полярная ночь» длиной в 42 года в противоположном полушарии. Потом полушария меняются.
Уран визуально кажется сине-зеленым из-за присутствия незначительного количества метана в атмосфере.
Самая удаленная от Солнца планета — Нептун — была и открыта позже других, только в 1846 году. Причем не в результате наблюдений, а благодаря математическим расчетам. Планету назвали в честь римского бога — хозяина морей из-за голубого цвета, обусловленного присутствием в атмосфере метана.
Нептун — одна из самых больших в Солнечной системе планет, ее масса больше, чем у Земли, в 17,2 раза. По диаметру Нептун превосходит Землю почти в 4 раза.
Планета представляет собой шар из газа и льда, с каменистым ядром — по некоторым оценкам, ядро достигает размера Земли.
Сутки на Нептуне составляют около 16 часов, а год является самым длинным по сравнению с годом на остальных планетах: его продолжительность здесь составляет около 165 земных лет.
На Нептуне очень холодно: средняя температура — всего около -210°C.
Из всех планет Солнечной системы самая низкая температура зарегистрирована на Уране, но на спутнике Нептуна — Тритоне — зафиксировали температуру еще ниже: -235 °C. При том поверхность этого спутника вполне активна: на ней наблюдались извержения вулканов или гейзеров.
Всего вокруг Нептуна вращаются 14 спутников. Тритон — самый крупный из них — около 2700 км в диаметре.
Удаленность Нептуна от Земли сильно затрудняет исследование этой планеты. Единственный раз, когда исследовательское судно — космический зонд «Вояджер-2» — прошло на относительно близком расстоянии от Нептуна, был в 1989 году. И это «близкое расстояние» равнялось 5 тыс. км от поверхности планеты. Во время этих исследований удалось получить данные об атмосфере планеты, ее кольцах, спутниках. Но больше в ближайшем будущем запускать космические аппараты к Нептуну не планируется.
До недавнего времени считалось, что планет в Солнечной системе 9, а не 8. Девятой планетой называли Плутон. Он был открыт только в 1930 году, сравнительно недавно по меркам науки. Но позже ученые изменили его статус: Плутон называется теперь «карликовой планетой».
В космосе существуют не только планеты и звезды — мы окружены разными космическими телами: кометами, метеорами, астероидами, туманностями. Некоторые из них можно наблюдать даже без специальных приборов. Планеты и звезды постоянно меняют свое положение. Иногда планеты выстраиваются в одну линию — это называется «парадом планет». Завораживающее зрелище представляет собой комета, кажущаяся висящим шаром с огненным хвостом. К сожалению, кометы можно наблюдать не так часто, как хотелось бы.
Зато Луна почти всегда хорошо видна. И всегда выглядит по-разному: мы видим то серп, то круглый диск; она приближается и удаляется, бывает то ярче, то тусклее. При этом нужно помнить, что Луна светится не сама по себе: ее сияние — это отражение света Солнца.
Курсы по географии для детей 6-13 лет
На онлайн-курсе «Удивительная планета» знакомим детей с важнейшими местами России и стран мира в увлекательном формате через игры, истории и загадки
узнать подробнееEtsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми возможностями нашего сайта, включив JavaScript.
Серьезно, кто не любит астрономию? Я никогда не встречал ребенка, который не был бы очарован планетами, звездами и идеей космоса. Урок «Карта Солнечной системы» всегда пользовался огромным успехом в моих классах, особенно когда мы изучаем космологию — первый великий урок в младших классах Монтессори. Эту карту можно сделать своими руками, и ее очень легко сделать с помощью карт солнечной системы в Монтессори-принтшопе. Таблицы можно легко использовать в начальных и младших классах, а также на занятиях по естественным наукам.
Цель:Цель состоит в том, чтобы узнать порядок расположения планет в нашей Солнечной системе и вызвать удивление, изумление и стремление к дальнейшим исследованиям планет.
Материалы:(Я не являюсь сотрудником Монтессори-принтсопа, мне просто очень нравятся их вещи! Нажмите на выделенную ссылку ниже, чтобы перейти к продукту.)
Первый этап уроков с картинками просто показывает ребенку, как сопоставлять планеты. Эта установка была бы без использования ярлыков с именами планет.
Расположите карту рядом, чтобы она показывала правильное расположение планет от солнца. Поместите свободные части планеты на один из чистых черных листов. В зависимости от возраста ребенка вы можете объяснить, что планеты на самом деле не расположены линейно в пространстве, но это, по крайней мере, покажет порядок расположения планет.
Вы также можете показать ребенку два разных способа запоминания порядка расположения планет. Они всегда вызывают смех и небольшие юмористические разговоры. Они часто пытаются придумать что-то свое. Поднимите первую часть, в данном случае солнце, и найдите соответствие ему на карте.
Поместите солнце поверх солнца и скажите: «Солнце».
Подберите другую планету и найдите ее совпадение на карте. В данном случае это Юпитер. Поместите его поверх спички и скажите: «Юпитер».
(Примечание: вы также можете попросить маленького ребенка пройтись по порядку планет, найдя свободные совпадения со следующей планетой в очереди на карте. Это полностью зависит от вас… или от ребенка.)
Продолжить сопоставление всех планет свободные планеты к планетам на карте. Как только вы сопоставите их все, назовите каждую планету по порядку, указывая на каждую.
Если вы работаете с начинающим читателем или маленьким ребенком, который готов сопоставлять буквы с буквами, вы можете настроить таблицы следующим образом:
И ребенок сначала сопоставит планеты, как он делал это на предыдущем уроке…
Затем сопоставит имена с именами на таблице… знакомы с буквами в словах)
И размещайте метки либо над именами, либо под именами…
Пока они все не совпадут! Затем пройдитесь по таблице, указывая на планету и этикетку, произнося название каждой планеты… включая, конечно же, солнце, астероиды и кометы!
В качестве более сложной задачи ребенок может попробовать более абстрактный способ сопоставления с таблицей. Это делается путем нахождения соответствия и расположения планет и меток, а затем размещения их в правильном месте на пустых диаграммах.