Лодка – незаменимая вещь для тех, кто любит рыбачить или просто приятно проводить время с близкими на реке или озере. Что важно – такое простое, но практичное судно для активного отдыха на природе можно в довольно простой способ изготовить своими руками.
Всю конструкцию мы будем сооружать, используя такой основной материал как фанера и доски из лиственницы.
Фанеру образуют шпонированные слои, которые на производстве проклеивают с помощью фенольного клея и прессуют. Различают несколько типов фанер, но не все подходят для изготовления самодельной лодки.
Важно! Самой качественной и водостойкой фанерой является фанера с маркировкой ФСФ. Как правило, ее изготовляют из шпона березы. Используя такую фанеру, можно рассчитывать на надежность и долговечность лодки или же любого другого изделия. При этом на шлифовку и отделку вашего судна понадобится существенно меньше усилий.
Если по каким-либо причинам вы не можете достать фанеру качественных торговых марок, и можете выбирать только материал не настолько высокого класса, тогда стоит обращать внимание на торцовые части фанерных листов. На них не должны быть сквозные щели, сучков, дырочек и других дефектов.
Прототип, чертеж моей будущей лодки — плоскодонки
1) Берем две доски из лиственницы, отторцовываем слегка под углом примерно на 15 градусов – на глаз. Просверливаем в краях отверстия и зашнуровываем проводом – автор использовал медный 2,5 мм кв. Затем нужно раздвинуть средину и распереть с помощью бруска.
2) Постепенно встали на места распорки.
3) Приобрели форму нос и корма – упирающиеся части. Все соединения сажаем на герметик – его используем не жалея. Первая подгонка может быть достаточно кропотливым занятием.
4) Закрепляем дно, для этого берем фанеру 12 мм.
5) Для лавок используем доски б/у, также из лиственницы. Конечно, пойдут и новые.
6) По периметру в место, где соединяется борт и дно, пришиваем рейку и тоже сажаем на герметик. Вдоль бортов сверху по краям так само пришиваем рейку. Это будет фальшборт.
7) Покрываем судно грунтовкой в два слоя и краской в пять слоев. При этом каждый слой должен высыхать продолжительное время. Треугольники, которые были на палубе и корме, снимаются и красятся отдельно.
Лодка готова! Придет весна – и на испытания. Осталось подобрать для своего судна какое-то подходящее имя. Как все помнят: как вы яхту назовете, так она и поплывет. Лодка удобна тем, что к ней не выдвигаются какие-то особые требования – на ней можно плавать на любых водоемах, будь то река, озеро, или даже море.
лодка, плоскодонка, деревянная лодка
До начала строительства лодки из дерева нужно заранее позаботиться о самых главных ее частях — бортах. Для этого отбираются длинные, широкие, не толстые, желательно без сучков доски сосны или ели. Они должны не менее одного года пролежать в сухом месте, на ровной поверхности с небольшим гнетом сверху во избежании их искривления.
Подготовленные доски еще раз осматриваем на предмет дефектов — трещин, выпадающих сучков и т.п. Затем отмеряем нужную длину (здесь, а также далее не будут приводиться конкретные размеры частей лодки, т.к. все это на ваше усмотрение) с небольшим запасом и опиливаем каждую из них под углом в 45гр — это будет носовая часть.
Далее их нужно прострогать, а с запиленных концов снять фаску таким образом, чтобы прижатые друг к другу доски в носовой части не имели зазора.
Эти участки, а в дальнейшем и все остальные, которые будут недоступны к покраске после сборки конструкции, пропитываем защитным слоем антисептика.
После этого приступаем к изготовлению основы носа — треугольного бруска. Его длина должна превышать примерно в 1,5 раза ширину бортов лодки. Брусок также строгаем и покрываем защитным слоем.
Далее нам необходимо подобрать подходящий кусок достаточно широкой доски (пятидесятка). Из нее выпиливаем задний борт нашей лодки из дерева.
Не забудьте оставить сверху и снизу запас, потом после сборки все лишнее спилится.
Подготовив эти элементы приступаем непосредственно к сборке. Начинаем с носовой части, оба борта и треугольный брусок прочно соединяем саморезами или гвоздями.
Выступающие части сверху и снизу спиливаем заподлицо с бортами.
Далее готовимся к самому ответственному моменту — придание нужной формы лодке. Для этого подбираем, в зависимости от того какой ширины вы хотите видеть ее в будущем, распорку.
Она должна быть именно такой высоты, как представлено на фото, иначе во время гибки доски могут лопнуть. Угол распорки также не следует делать слишком большим.
Установив распорку, начинаем гнуть борта, тут понадобиться пара помощников или веревка. Изогнув до нужного расстояния, прикладываем «задник» и определяем где и сколько нужно снять фаску, чтобы борта примкнули к нему без зазоров.
Так, понемногу снимая, подгоняем его, пока не добьемся нужного результата.
Добившись его, приколачиваем борта и спиливаем выступающие части снизу, а сверху как вам хочется. Лучше делать в виде треугольника.
Затем приступаем к установке постоянных распорок и сидений. Их количество и расположение остается на ваше усмотрение. При закреплении их (да в общем-то и других местах) обязательно предварительно делайте маленьким сверлом отверстие, дабы избежать появления трещин.
Завершаем очень важный первоначальный этап снятием фаски с нижней части бортов, распорок и нанесением на них защитного покрытия.
После того как пропитка и столярный клей высохнут можно приступать к изготовлению ее дна. Для этого нам понадобится гладкий оцинкованный лист. Желательно, чтобы его длина соответствовала длине судна. Правда подобрать такой не просто, дело в том, что строительные магазины торгуют в основном небольшими листами (1,2х2м, 1.5х2), а от больших рулонов они отрезают очень не охотно. Если договориться не удастся, берите то, что есть. Дно можно сделать и из двух листов, просто получиться чуть по сложнее.
Из купленной оцинковки вырезаем ножницами по металлу соответствующий размерам дна кусок. Чтобы было легче определить длину и ширину, лодку ставим на лист и обводим маркером, с небольшим запасом в 1,2-2см, на всякий случай.
Далее нам необходимо подготовить нижние части бортов. Наносим с помощью пистолета санитарный силиконовый герметик небольшим слоем в виде непрерывной извилистой нити. За тем прямо на него укладываем в два ряда специальный шнур. Все это в дальнейшем надежно защитит дно лодки от протекания.
Если герметика нет, заменяем его обычной краской, если нет нити — кладем паклю.
Завершив это, осторожно накладываем вырезанный кусок жести на лодку, выравниваем и начинаем его крепить.
Для закрепления можно использовать оцинкованные саморезы с прессшайбой или гвозди. В данном случае крепим проверенным годами методом — т.е. гвоздями (1,8х32). Начинаем работу с середины и движемся к краям. Работа монотонная и нудная, но торопиться не следует — торчащие гвозди не добавят красоты.
Как часто нужно их колотить показано на фото.
Те места, в которых жесть выступает за края более чем на 5мм, обрезаем. Оставшееся простукиваем молотком, загибая на борт.
Нос лодки нуждается в защите, его покрываем все той же жестью. Измеряем и вырезаем нужный кусок в виде прямоугольника.
На ту часть бортов, которая закроется оцинковкой, предварительно пропитанной антисептиков (вообще, к этому времени лодку нужно хотя бы одним слоем покрыть пропиткой), наносим герметик с нитью. После этого прикладываем как показано на фото лист и приколачиваем его.
Края жести не должны выходить за пределы носа-треугольника, иначе гвозди выйдут наружу.
Сверху и снизу оцинковку укладываем друг на друга, обрезая лишнее и также крепим гвоздями. В результате получится отличный нос, только очень острый. Поэтому его кончик сминаем или обрезаем, чтобы потом не повредить об него болотники или рыболовные снасти.
Новая лодка на водоеме обязательно привлечет к себе внимание, чтобы как то обезопасить ее от посягательств или чтобы ее не унесло течением, делаем крепление для цепи в носовой части. Для это нам понадобиться длинный болт или шпилька. Сверлим отверстие в бортах ровно по диаметру шпильки, закрепив ее, отпиливаем лишне ножовкой по металлу.
Лодка практически готова. Покрываем ее дополнительно еще 2 слоями пропитки и оставляем на просушку в тени.
Если есть желание, можно сразу позаботиться о защите дна лодки, покрыв его краской. Оцинковка с наружной стороны, контактирующая с водой, со временем разрушается без дополнительного покрытия.
Чтобы по дну из жести было комфортно ходить и она не гремела, необходимо предусмотреть деревянный настил. Он может быть самой разнообразной конструкции. Например такой.
Вот теперь можно уверенно сказать, что лодка готова! Лодка с оцинкованным дном намного легче чем с деревянным, да и в процессе эксплуатации ее в дальнейшем будет легче готовить после зимовки к очередному сезону. По прочности она ни сколько не уступает другим. Например, у моей предыдущей старой лодки через 10лет использования сгнили борта, а дну хоть бы что.
Да, и еще — не жалейте антисептика, именно его, а не краски, он значительно лучше противостоит разрушению дерева.
Если в итоге у вас получится что-то подобное или даже лучше, можно вас поздравить с успешным делом.
Представляю несколько итоговых фото разных людей:
Ed. Примечание: Когда Ричард Ван Ворис предложил на прошлой неделе «Взлом по гребле» — The Banding Film «Clamp», — он также спросил, не могли бы мы заинтересоваться несколькими уроками, которые он извлек, строя свои собственные синглы из дерева. Итак, Ван Ворис, который называет себя «любителем с почти сорокалетним опытом строительства деревянных лодок», написал эту историю о том, почему он строил свои раковины, и о советах, которыми он поделится со всеми, у кого может возникнуть такая же прихоть, чтобы построить деревянный череп. своих собственных.
Зачем строить деревянную оболочку
Почти двадцать пять лет назад я построил свой первый деревянный череп: «Зимородок», спроектированный легендарным Грэмом Кингом. Однажды, возвращаясь на пристань после прекрасной утренней прогулки, я заметил, что один из младших членов нашего клуба пристально смотрит на мою лодку, и с гордостью заявил: «Я построил ее сам». На что он ответил: «Зачем вам это делать? Не проще ли было бы купить его?»
В то время я посмеялся над этим, но по какой-то причине я не мог перестать думать об этом коротком обмене мнениями. Все, о чем я мог думать, было: «Если тебе нужно спросить, ты не поймешь». Но после дальнейших размышлений я полагаю, что вопрос «почему» является вопросом намерения, а не объективности.
Для меня цель постройки лодки не в том, чтобы иметь лодку, иначе, как предположил мой проницательный юный друг, было бы намного проще просто купить ее. Нет, строительство лодки — это непрерывный акт творчества, усовершенствования и самосовершенствования. В некотором смысле функциональный объект, являющийся результатом этого процесса, является скорее побочным продуктом, чем самоцелью.
Некоторые из нас смотрят на лодку, дом или предмет мебели и думают: «Я думаю, я мог бы построить это», на что наш рациональный разум отвечает: «Да, за полгода и на 500 долларов сверх бюджета». Тем не менее, желание попробовать сборку не исчезнет. Это укореняется в нашем мозгу, и следующее, что вы знаете, это то, что мы гуглим «деревянные раковины», копаясь в стопках старых журналов «Деревянная лодка». Прихоть превращается в мечту, мечта превращается в навязчивую идею, и, наконец, мысль обретает крылья. Выбора нет, мы должны его построить.
Я не профессиональный строитель лодок, хотя, работая лодочником, я работал над множеством гребных корпусов из углеродного волокна. Я любитель с почти сорокалетним опытом строительства деревянных лодок. Таким образом, ниже приведены некоторые вещи, которые я усвоил — по одной ошибке за раз — о строительстве деревянных корпусов. Бесспорно, существуют более прибыльные и менее трудоемкие методы и специализированные инструменты, но этот совет предназначен для того, чтобы поделиться им с единомышленниками и начинающими судостроителями, имеющими разумный доступ к пространству, материалам, инструментам и времени.
Крупный план кабины и оборудования
Проект – это обязательство
По словам Брюса Робертса, австралийского дизайнера яхт, который продает чертежи лодок, пять процентов людей, которые покупают учебные планы, приобретают полные планы строительства. Из них пять процентов фактически завершают проект.
Все это означает, что в гаражах, на задних дворах и на свалках по всему миру висит множество незавершенных проектов.
Не заводите себе статистику — если у вас возникнет желание построить оболочку (или что-то в этом роде), войдите в проект с открытыми глазами и будьте готовы закончить, несмотря ни на что. Жизнь случается, но нет ограничений по времени, чтобы закончить свою лодку. Так что работайте над этим, когда сможете, и закончите… в конце концов.
Обустройте свое пространство
Когда дело доходит до вашей мастерской, вам не нужно быть причудливым, и вам не нужно тратить целое состояние на специализированные инструменты. Начните с самого необходимого: циркулярная пила, доступ к моторизованному рейсмусовому станку, небольшой — и острый! — рубанок и любые зажимы, которые вы можете достать. Торцовочные пилы полезны, и я постоянно удивлял себя разнообразием функций недорогой тяговой пилы в японском стиле. Возьмите несколько пил и несколько шлифовальных блоков, и вы уже в пути.
Следующий совет может показаться очевидным, но его легко упустить: создавайте план выхода. Вы не хотите строить что-то слишком большое, чтобы убрать его с рабочего места, когда вы закончите. Я построил несколько оболочек в длинном узком подвале, но мне удалось сориентировать свой верстак, чтобы достать готовые оболочки через маленькое окошко.
Наконец, магазин должен быть местом, в котором вы чувствуете себя комфортно. В нем должно быть тепло зимой, прохладно летом и защищено от дождя. Не позволяйте вашей мастерской превратиться в свалку или хранилище для несезонных садовых украшений. Это должно быть специальное пространство, в котором вы с нетерпением ждете возможности провести время, безопасное убежище для вашей работы и души.
Отношения ключ
Это может показаться клише, но если вы действительно не хотите делать что-то сложным, нет причин изобретать велосипед. Поговорите с другими плотниками и судостроителями, когда сможете и как сможете. Присоединяйтесь к онлайн-группам и просматривайте доски объявлений, даже если они очень старые. Вы никогда не знаете, когда чужое решение может помочь вам найти свое собственное. Обратите особое внимание на заметки или заархивированные разговоры от других, которые использовали те же планы, которые вы собираетесь использовать, и не бойтесь участвовать в существующем разговоре или начинать новый.
Расскажите, что вы можете о своих планах, и попросите конструктивную обратную связь. Нет ничего плохого в том, чтобы спросить, и большинство членов судостроительного сообщества рады поделиться своими знаниями.
Узнайте о местных складах пиломатериалов в вашем районе и полагайтесь на них, а не на Home Depot или Lowes. Мало того, что качество будет значительно выше, но люди, которые работают в этих местах, как правило, гораздо лучше осведомлены о своей продукции.
Спросите, можете ли вы сами собрать древесину. Обычно я отбраковываю в среднем три из четырех досок. Перебрав стопку пиломатериалов, аккуратно положите ее обратно. Поговорите с людьми во дворе, расскажите им, что вы делаете, и узнайте их имена; они могут быть очень полезными, если вы уделите время вежливому обращению с ними.
Помните, вы не знаете, чего вы не знаете.
Рядом с деревянной раковиной Карла Дугласа
Узнай свою древесину
Я использую западный красный кедр для корпуса, ситхинскую ель для кильсона и гроссбухов и ясень для нервюр. Мне нравится южноамериканское красное дерево для стеблей и всего, что нужно для ламинирования, потому что оно красивое и хорошо держит эпоксидную смолу.
Это особая древесина, и ее часто нелегко достать, но не дешевите, используя хлам или даже полумух. Вам нужно будет потратить немного денег на эти материалы. Мусор на входе, мусор на выходе.
Не ходите в Home Depot в надежде найти древесину для постройки лодок. Это не так.
Изучите планы критическим взглядом
Отнесите планы тренеру по гребле или, еще лучше, хорошему лодочнику и спросите их мнение о вашем проекте в качестве гребного снаряда.
Помните, что эта лодка должна хорошо грести. Вы же не хотите год работать на лодке, чтобы она ощущалась как одна баржа, когда вы, наконец, спустили ее на воду.
Мой метод сборки деревянного черепа
Есть много способов построить деревянный череп, но я предпочитаю обшивку полосами. Мой друг, капитан Дейв Билл, описал обшивку полос как «постройку лодки из палочек от эскимо», и он недалек от истины. В основном, я использую скелетную мужскую форму (то есть не продаваемую форму), чтобы определить форму, а затем я склеиваю множество тонких полосок красного кедра толщиной 1/8 дюйма, шириной 3/4 дюйма и длиной до 27 футов. для создания основной формы корпуса.
Много лет назад строители деревянных корпусов имели доступ к действительно замечательной древесине. Джордж Покок использовал листы кедра, которые были непрерывны к лодке, длиной более 60 футов. Эти листы были толщиной 5/32 дюйма и подогнаны под книги, то есть он соединил подходящие листы так, чтобы прилегающие поверхности зеркально отражали друг друга. Результат был визуально ошеломляющим и тугим, как булавка.
К сожалению, древесину такого качества сегодня практически невозможно достать по разумной цене. Однако судостроители 21-го века имеют доступ к другому ресурсу, которого не было у г-на Покока: поистине удивительным клеям. Вместо того, чтобы полагаться на качество и размер дерева, мы можем вместо этого склеить множество небольших кусков дерева вместе. Возможно, не такие элегантные, как Pocock, но с помощью ленточной обшивки мы можем строить современные деревянные черепа, которые легче, изящнее и, в конечном счете, быстрее.
Многие талантливые строители писали о ленточной обшивке каноэ и байдарок, и из этих работ можно многому научиться. «Canoecraft» Теда Мура и «Building Strip Planked Boats» Ника Шейда превосходны. Большинство этих лодок, однако, построены из полос толщиной 1/4 дюйма. Это абсолютно не сработает для черепа, потому что толщина значительно увеличивает вес. , Все полоски, которые я использую для своих весов, имеют толщину 1/8 дюйма.
Крупный план носовой части
После формирования корпуса я покрываю всю лодку внутри и снаружи 2 унциями. из стеклоткани, которую я залил эпоксидной смолой. Традиционные методы построения полос требуют 4-6 унций, но опять же, вес является гораздо большей проблемой при сборке весла по сравнению с каноэ или каяком.
Вслед за эпоксидной смолой и стеклом я строю деки из волокна или углеродного волокна с эпоксидной смолой. Затем платформа для сидения в кабине и некоторые дополнительные опоры для оборудования и такелажников. Потом финишная отделка и покраска,
Конечно, это сильное упрощение, но я хочу продемонстрировать, что вам не нужно быть мастером-судостроителем, чтобы пробовать деревянные весла. Весь процесс сложен и трудоемок, но каждый шаг под силу человеку с небольшим опытом работы с деревом.
Вы никогда не закончите (но это хорошо)
Вы никогда не узнаете лодку лучше, чем ту, которую построили своими руками, а это значит, что у вас бесконечно больше «ручек», которые можно настроить и настроить в соответствии с вашими уникальными потребностями и комфортом.
Также может быть полезно попробовать другие лодки и, если возможно, грести на них. Что вам нравится? Что вас беспокоит? Снимите мерки и внимательно посмотрите на них. Доверьтесь своему глазу, это невероятно точный инструмент. Поговорите с владельцем, если вам что-то не нравится. Причуда может быть вопросом предпочтений или дизайна, но нет ничего плохого в том, чтобы спросить.
Во время тонкой настройки и настройки помните: влюбиться в свою лодку — это нормально. Надеюсь, через какое-то время она станет продолжением вас на воде, настроенным на вас так, как никогда не смогут стандартные модели. Однако это не означает, что всем остальным гребцам понравится ваш вес. Красота в глазах смотрящего, а о вкусах не спорят.
«Потому что»
Бывают моменты, когда я хорошо гребу и условия идеальные, на рассвете или в сумерках, и я чувствую себя абсолютно привязанным к своей лодке. Мы слились в единое целое. Я не столько гребу в лодке, сколько являюсь ее частью, и в этот момент я максимально близок к своему идеальному образу самого себя.
Дерево, которое я вылепил своими руками, когда-то было живым, и, придавая ему форму и функцию, я возвращаю часть этой жизни органическому материалу — жизни, которая неразрывно связана с моей собственной. Я никогда не мог чувствовать себя так в лодке, построенной на заводе полностью из неорганических материалов, и я подозреваю, что никогда не мог чувствовать себя так в лодке, построенной кем-то другим, кроме меня.
Я думаю, что это верный ответ озадаченному молодому гребцу, которого я встретил на пристани много лет назад, и если вы тоже хотите понять привлекательность деревянных лодок, то я настоятельно рекомендую попробовать.
Итак, вот оно: направление к моей любимой кроличьей норе.
Об авторе: Ричард Ван Ворис, долгое время работавший лодочником в академии Табор, теперь тренирует и чинит случайные лодки в лодочном клубе Наррагансетт в Род-Айленде, когда он не катается на веслах в построенном им корпусе.
Мастерство отключено от сети: Робин Гейтс о том, почему мы можем отказаться от бездушных электроинструментов ради настоящего отношения к дереву и прошлому
Скоба и насадкаЭлектроинструменты и механизмы незаменимы в современном дворе, строящем новые деревянные лодки на заказ. Поэтические размышления о днях, проведенных за ручным разрывом досок, вряд ли успокоят клиента, чья лодка стоит на несколько недель позже графика. Но для любителя, работающего для понимания процесса, а также для завершения проекта, ручные инструменты обеспечивают прямую связь со скромным происхождением ремесла.
Взаимодействие ручного инструмента с деревом на самом деле усиливает общение с ним — вы не только видите изменение текстуры, но также слышите и чувствуете его. Дальнейшие действия с рубанком трудоемки, но вы остаетесь в курсе всех нюансов бритья на прощание.
Сравните это с рабочим, закутанным в респиратор, защитные наушники и очки, с тревогой цепляющимся за рубанок – это не совсем то, что питает чувство к среде, когда ощущаются только ощущения, создаваемые вибрацией, пылью и шумом сама машина. В некоторых дворах к столярным изделиям едва прикасаются руками, они полностью формируются на станках с числовым программным управлением (ЧПУ).
Эта разница в методах отражается на качестве работы и на том, как она воспринимается. Механизированная работа последовательна до тупости, и каждое отклонение считается недостатком. Работа с ручными инструментами несет в себе отличительные черты инструментов и тонкие неровности, уникальные для индивидуальной ручной работы, и все это формирует характер. Это имеет особое значение для старых лодок.
Реставрация тщательно изучается на предмет того, насколько близко форма и ткань соответствуют оригиналу, но именно методы, используемые для создания лодки, рассказывают более трогательную человеческую историю. Используя инструменты, которые проектировщик имел в виду, когда проектировал лодку, сам процесс судостроения выглядит правдоподобно.
Старые деревянные инструменты имеют свою историю. Работа с ними освещает прошлое и зарабатывает своего рода родство с их предыдущими владельцами. Когда я взвешиваю скобу и кусаю ее простой рукояткой из вытканного вручную бука, я чувствую, что кто-то смотрит через мое плечо добрым, но критическим взглядом. Их имя выбито на нем, и я тоже чувствую их индивидуальность. За столетия использования эта скоба эволюционировала, чтобы соответствовать руке, и когда трензель начинает кусать, я ощущаю в своих мышцах, ушах и носу характеристики дерева, которые, должно быть, ощущались поколениями. Деревянные инструменты, которые сами по себе отмечены крапинками лучей и годовыми кольцами, кажется, увеличивают удовольствие от работы с деревом. С дрелью работа делается за пару оборотов, но в обмен на сочувствие старому корабелу этот громоздкий электродвигатель с пластиковым корпусом кажется сомнительной сделкой.
Отказавшись от машины мощностью один киловатт, чтобы бурить дюйм древесины, вы не будете готовить планету, строя свою лодку, хотя это также может означать, что вы не будете спускаться на воду в ближайшее время.
Старая квалификация «временно отслуживший» подразумевала навыки, приобретенные усердно от инструкторов с таким же отработанным временем. Когда деревянные рубанки, бура и тесла были на виду, требовалось семь лет, чтобы получить квалификацию подмастерья корабельного плотника. Сегодня для достижения эквивалентного стандарта может потребоваться больше времени, поскольку старые методы устарели, а наставников мало.
Тем не менее, пока я неумело борюсь с выравниванием доски по одной стружке за раз, я также восхищаюсь сложностью и напряжением этого труда. Повторяющиеся физические усилия, требуемые ручными инструментами, лучше подходят для нашей биомеханики, чем застывшие позы, диктуемые механическими инструментами. Ручные инструменты имеют собственное эргономическое совершенство; в своем человеческом темпе они обеспечивают максимальную конструктивную связь с нашим прошлым, оттачивая навыки и тонизируя мышцы, которые в противном случае бездействуют на современном рабочем месте, а также обучая наши чувства внутренним качествам дерева.
Даже если что-то пойдет не так, из отходов можно извлечь выгоду. Каждый тип кромки создает характерный скол или стружку, открывающую некоторые ранее скрытые особенности древесины, что резко контрастирует с безымянной пылью, выдуваемой машинами.
Каждый месяц Робин Гейтс берет один традиционный инструмент для судостроения и рассказывает о его истории и использовании. В нашем сентябрьском выпуске, который уже поступил в продажу в Великобритании, Робин рассказывает о скосе и о том, как установить плоскость скамьи.