Из всех видов рукоделия папье-маше обращает на себя внимание оригинальностью и универсальностью. Достаточно иметь много никому не нужных газет, и в домашних условиях из простого материала можно изготовить красивые вещи, легкие и очень прочные. Как делать папье-маше из газеты, будет рассмотрено ниже.
Папье-маше – это особенная, имеющая однородный состав масса, полученная из газет или иных отходов из бумаги с добавлением клея.
В переводе с французского «папье-маше» означает «жеваная бумага». Впервые данную массу применили во Франции в XVI веке, изготовляя куклы. И только во время правления Петра I папье-маше появилось в России. А в начале XIX века массу из бумаги стали использовать в промышленных целях.
Как делать папье-маше из газет своими руками? Массу для изготовления изделий можно приготовить следующим образом:
Работа с папье-маше начинается с подготовки материала. Начинающим заниматься этим видом рукоделия лучше всего использовать газету, потому что это сырье всегда есть под рукой, прекрасно размокает, а изделие получается прочным. Для работы подойдут и другие быстроразмокающие материалы:
В качестве клеевого состава используют готовый клей, чаще всего это ПВА, который разбавляют водой в равных частях. Иногда для домашнего творчества применяют клейстер, сваренный из муки или крахмала. Правильную густоту такого состава подбирают в зависимости от вида поделки и имеющегося опыта работы с ним.
Как делать папье-маше из газеты, рассмотрим ниже. Для работы необходима форма и масло, желательно растительное, которым требуется смазать внешнюю поверхность, чтобы не допустить приклеивания массы к основе. Для внешнего оформления пригодятся лак и акриловые краски. Иногда вместо краски смешивают гуашь с клеем ПВА в равных количествах. Это удобно тем, что приготовленный состав можно легко смыть с поделки, пока не произошло его полное высыхание, а после высушивания отсутствует размывание даже при покрытии другими слоями.
Работу начинают с приготовления клейстера. В отдельной посуде кипятят небольшое количество воды. В емкости смешивают 2-3 ложки крахмала или муки с холодной водой, пока не получится жидкая однородная масса. В кипящую воду тонкой струйкой вливают полученный раствор и продолжают кипятить до загустения. Густота клейстера будет зависеть от количества положенной муки или крахмала. Для работы вместо клейстера можно использовать и клей. Для его приготовления достаточно клей развести таким же количеством воды и тщательно перемешать для образования однородной массы.
Полученный состав перемешивается с клеем до образования массы, подобной пластилину. После этого готовую смесь кладут в полиэтиленовый пакет и помещают в прохладное место, чтобы она вылежалась.
Рекомендации, как делать папье-маше из газеты:
Техника папье-маше — достаточно широкая тематика для творчества. Существует несколько различных приемов по изготовлению поделок. Самым простым из них является оклейка формы кусочками газеты. Это самый подходящий прием для начинающих.
Для поделок берется тонкая и мягкая бумага, которая хорошо впитывает воду. Самым доступным материалом являются старые ненужные газеты. Они рвутся на мелкие части, и ими обклеивают готовую форму, в качестве которой может служить тарелка, шарик или ваза. Начинающим мастерам готовые модели следует выбирать самые простые. Ведь после окончательной оклейки и просушки оболочку придется разрезать, чтобы снять с формы. Со сложных фигур убирать поверхностный слой весьма затруднительно. После снятия он аккуратно склеивается, разукрашивается и лакируется.
Надо отметить, что первый газетный слой, предварительно смоченный в воде, просто накладывается на модель. Все последующие слои приклеиваются на клейстер или клей ПВА. Перед поклейкой следующего слоя надо просушить предыдущий. Готовую поделку раскрасить красками, имеющими акриловую основу, так как они долговечны. Для сохранности изделия делают лаковое покрытие. Как делать папье-маше из газеты начинающим? Надо работать с простыми вещами, постепенно усложняя технику и задействуя сложные формы по мере приобретения опыта.
Очень старый вид рукоделия популярен тем, что максимально прост в исполнении. Он не требует особого художественного таланта, все делается легко и просто. Все что нужно сделать – это найти основу, с которой будет снята точная копия. Изделие обернуть пленкой и оклеить мелкими кусочками газеты. Рассмотрим более подробно, как делать папье-маше из газеты. Пошаговая инструкция:
Любые поделки из папье-маше могут служить для украшения дома и быть прекрасным подарком для знакомых и близких людей. Рассмотрим, как делать из газеты папье-маше тарелки.
Для работы потребуется:
Было рассмотрено выше, как делать папье-маше из газеты.
Главным условием для получения красивой и аккуратной вещи является высококачественная сушка и выдерживание пропорций.
При сушке изделие не следует трогать руками, передвигать, вонзать острые предметы для установления готовности. Сырые поделки из папье-маше нельзя сжимать или ронять. Изготовлять поделки лучше на подносе, стекле или доске, чтобы не повредить их при перемещении. Случайно изделие может разбиться, тогда его досушивают, склеивают и на стыке шлифуют дефекты.
Вначале бумажную массу использовали только для изготовления кукол, но по прошествии времени из нее начали создавать посуду, игрушки, сувенирные изделия, элементы для декорирования. Папье-маше нашло широкое применение в театральном мире, из него делают различные муляжи. Инструкция, как делать папье-маше из газеты, подробно описана выше.
www.syl.ru
Для создания авторских подарков, интерьерных кукол, игрушек совсем не обязательно быть опытным мастером и вкладывать большие средства в материалы для творчества. Как сделать стильные и оригинальные вещи своими руками в технике папье-маше и что для этого потребуется рассмотрим ниже.
В зависимости от метода изготовления бумажного материала для заготовок папье-маше, различают 3 варианта:
Читайте также: Поделки из спичек: домик, церковь, колодец, мебель.
Важный этап при изготовлении папье-маше своими руками из бумаги – это правильная подготовка сырья для творчества. Чтобы работать было удобно, и поделка получилась прочной, заранее организуйте свое рабочее место, приготовьте необходимые инструменты и материалы.
Если у вас пока нет опыта, для первых работ применяйте периодические издания (журналы, газеты, рекламные буклеты). Как правило, они имеют небольшую плотность, гибкую структуру и быстро размокают. Главное, чтобы поверхность листов не была глянцевая. Кроме этого, для поделок подойдет:
Кроме основы, потребуется сцепляющий компонент. Для этого подойдут 2 варианта:
Учитывайте, что когда смесь остынет, она станет гуще. При низкой плотности бумаги, используйте более жидкую консистенцию.
Чтобы сделать папье-маше в домашних условиях, понадобятся следующие инструменты:
Читайте также: 12 способов сделать лизуна в домашних условиях.
До начала формирования заготовки будущей поделки, необходимо сварить клейстер. Рецепт сцепляющего компонента:
Если образовались комочки, можно протереть раствор через мелкое сито.
Если у вас нет крахмала, его можно заменить мукой. Кроме клейстера, можно применять клей для бумажных обоев. Его нужно развести водой по инструкции, указанной на упаковке.
Чтобы найти наиболее удобный способ, попробуйте изготовить несколько поделок из разных компонентов. Например, папье-маше из туалетной бумаги и клея ПВА, из тонких обоев и клейстера, из приготовленной бумажной массы и клея для обоев…
Рецепт пластичной массы: бумагу или картон любой плотности измельчить. Чтобы было быстрее можно воспользоваться шредером. Залить горячей водой и дать размокнуть в течение 10–12 часов. Затем смесь нагреть в течение 15–20 минут, чтобы бумага потеряла свою текстуру, и слить лишнюю воду.
Полученную смесь измельчить при помощи блендера и размять вручную. В нее вмесить клей ПВА или клейстер. Бумажную массу замешивать руками, как тесто, пока структура не начнет напоминать рыхлый пластилин.
Для работы в последовательно-послойной технике выбирайте бумагу с гибкой текстурой и средней плотности. Больше подойдут газеты или не глянцевые журналы. Туалетную бумагу, салфетки и картон лучше не использовать.
Читайте также: Как выбрать клей для потали.
Газеты нарвать вручную на кусочки размером примерно 2х2 см. Чтобы подделку легко было отделить от формы основание промазать жирным косметическим кремом либо затянуть полиэтиленовой пленкой. Затем бумажные сегменты промазывать клеевым компонентом с двух сторон и укладывать слоями на основу.
Если у вас не слишком большой опыт работы с техникой папье-маше, лучше выбрать способ послойной оклейки. Формы основы выбирайте простые, без значительных неровностей и изгибов. Заранее подготовьте все инструменты и материалы, чтобы не отвлекаться от процесса.
Мастер-класс: как делать елочные украшения из папье-маше. Для новогодних шаров на елку понадобятся:
Инструкция по работе:
Читайте также: Как сделать новогоднюю елку из ниток и клея своими руками.
Советуем посмотреть видео-инструкцию:
Мастер-класс: подставка-держатель для колец в форме руки. Для поделки подготовить:
Инструкция по работе:
Рекомендуем посмотреть видео-инструкцию:
Мастер-класс: декоративная тарелка из папье-маше. Подготовить для работы:
Инструкция по работе:
Советуем посмотреть видео-инструкцию:
Выделяют следующие рекомендации:
Читайте также: Как правильно сделать бант на елку из ленты.
Советуем посмотреть видео-инструкцию:
Техника папье-маше позволит реализовать самые затейливые творческие идеи. С помощью доступных и недорогих материалов и простых инструментов можно изготовить дизайнерские и интерьерные украшения, оригинальные подарки и игрушки. Благодаря несложной технологии этот вид рукоделия подходит для занятия с детьми.
Делитесь своими оригинальными идеями и опытом в комментариях и социальных сетях.
vseprokley.ru
Если говорить обо всех видах рукоделия, папье-маше выделяется благодаря своей универсальности и оригинальности. В этой статье мы поговорим о правилах изготовления массы папье-маше в домашних условиях, а также о том, как сделать самые простые, но очень красивые вещи таким способом.
Для того, чтобы сделать какой-нибудь сувенир, подарок или просто полезную вещь, совсем необязательно обладать каким-либо определенными навыками или быть мастером гончарных дел. Достаточно лишь просто запастись большим количеством ненужных газет, и можно начинать творить.
Давайте более подробно разберемся, как делать массу папье-маше из того, что находится под рукой. Благодаря данным рекомендация и видео, вы сможете легко усвоить основные моменты этого дела и понять все сложности и нюансы.
Что же такое папье-маше? Это такая своеобразная однородная масса, которая создается из газет и других бумажных отходов с добавление клея или любого клеящего состава. Если перевести данное название с французского, то оно будет звучать, как «жеваная бумага». Впервые данная масса использовалась еще в XVI веке во Франции. Тогда из этой массы делали куклы, которые завоевали невероятную популярность. На территории России папье-маше появилось только во времена правления Петра I . В промышленности бумажная масса начала использоваться в начале XIX века.
Из папье-маше можно сделать множество интересных поделок и изделий. Такие изделия получаются очень легкими и довольно прочными. Раньше масса использовалась только для создания кукол, но спустя годы из нее начали делать посуду, сувениры, маски, игрушки и различные элементы декора. В настоящее время папье-маше широко применяется в театральном искусстве. Из бумажной массы делают даже муляжи и театральную бутафорию.
В настоящее время существует три способа создания массы папье-маше своими руками:
Любое изделие из папье-маше начинается с подготовки необходимого материала. В первую очередь, это сама бумага. Для первого раза рекомендуется использовать газету, так как она быстро размокает, а готовое изделие будет более прочным. Также легко можно работать с простой бумагой салфетками или туалетной бумагой. В качестве основного материала для массы папье-маше могут выступать и следующие материалы:
В качестве клеевого состава чаще всего используют готовый клей. Как правило, это клей ПВА, который разбавляется водой в соотношении 1:1. В домашних условиях в качестве клейкого вещества можно также использовать крахмал, муку, из которых необходимо сделать клейстер. Густота такого клейстера будет зависеть от опыта работы и вида изготавливаемой поделки.
Также понадобится основа или форма для лепки и растительное масло, которым смазывается ее поверхность. Это делается для того, чтобы масса не приклеилась к форме. Кроме этого, потребуется акриловая краска или лак для внешнего оформления. Если такой краски нет, то можно смешать в равных количествах гуашь и клей ПВА. Такой состав легко смыть с поверхности поделки, когда он еще не высох окончательно. А когда состав полностью высыхает, он не размазывается даже во время нанесения других слоев.
Прежде чем приступать к работе с бумагой, надо сделать клейстер. Для этого необходимо вскипятить небольшое количество воды. В отдельной емкости смешать 2-3 ложки муки или крахмала с водой до получения однородной массы. Влить полученный состав тонкой струей в кипящую воду и нагреть до загустения. Чем больше будет крахмала или муки, тем гуще получится клейстер. Гораздо проще будет приготовить клей. Для этого необходимо нужное количество клея налить в отбельную емкость и добавить такое же количество воды, при этом тщательно размешивая.
После этого можно приступать к измельчению бумаги или газеты. Этот этап работы является очень кропотливым, но оттого насколько мелко будет изорвана бумага, будет зависеть дальнейшая работа над будущей поделкой. Мелкие кусочки материала необходимо залить горячей водой и дать настояться несколько часов. После этого вся жидкость сливается, а вся бумага при помощи миксера измельчается в однородную массу. Если масса получилась слишком жидкой, то ее необходимо просто откинуть на дуршлаг и хорошенько отжать рукой. Данная техника применяется для любого используемого материала.
Труха, которая получится в конечном итоге, смешивается с клеем до состояния пластилина. После этого массе надо дать отлежаться. Если лепка планируется не сразу, то массу можно хранить в плотном полиэтиленовом пакете в прохладном месте. Для тех, кто еще не до конца понял принцип приготовления массы папье-маше, видео предоставлено ниже.
Чтобы конечное изделие получилось более прочным, не стоит лениться сделать как можно больше слоев. Особенно это касается изготовления тарелок. Также во время работы рекомендуется надевать перчатки, чтобы клей не сох на коже, а изделие будет прилипать к рукам.
Не бойтесь экспериментировать с использованием различных материалов. Так вы постепенно найдете то, с чем вам легко будет работать постоянно. Основу, как уже говорилось ранее, необходимо покрывать растительным маслом, чтобы после высыхания с нее можно было легко снять изделие. Бумагу для массы необходимо рвать руками, а не резать на ровные кусочки. Только так возможно нарушить связь волокон, а масса станет при этом однороднее.
Что касается окраски папье-маше, то если изделие планируется белого цвета, то из чисто-белой бумаги делается только последние два слоя. В остальных случаях поделку можно покрасить в любой цвет. Если покрыть изделие лаком, то оно будет убережено от влаги.
Во время работы рабочую поверхность надо застелить пленкой или газетами, так как клей потом плохо отмывается. Не стоит торопиться наносить следующие слои, не дождавшись полного высыхания предыдущих. Приступать к покраске необходимо тоже только после полного высыхания изделия.
А теперь давайте ознакомимся с мастер-классами некоторых поделок из папье-маше своими руками. Такие поделки могут украсить ваш дом. Их также можно преподнести в качестве подарка своим близким людям. А бижутерия, сделанная своими руками из папье-маше дополнит ваш образ.
Мастер-класс по изготовлению тарелки из папье-маше
Пошаговая инструкция:
Мастер-класс по изготовлению маски из папье-маше
Пошаговая инструкция:
Мастер-класс по изготовлению бус из папье-маше
Пошаговая инструкция:
По такой схеме можно изготавливать своими руками не только бусы, но и браслеты, колье и даже броши. Остается только лишь проявить немного своей фантазии.
Все рекомендации, которые были описаны выше, помогут вам сделать абсолютно любое изделие, который можно украсить не только помещение, но и пополнить свой гардероб.
myhobby.guru
Первые ростки папье-маше взошли во Франции в начале XVI века и использовались для изготовления прекрасных кукол.
Со временем, эта техника стала применяться для производства табакерок, подносов, игрушек, подсвечников, зеркальных рам, декоративной лепнины.
Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» либо «рваная бумага».
Существует два способа создания изделий из папье-маше.
Первый — это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.
Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование.
Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.
Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками, можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.
Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж. Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.
Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.
Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа. После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито, надо сцедить излишки воды и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам. Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.
Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.
Клейстер для массы можно приготовить следующим образом: смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков. Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения. Затем снять с огня и дать остыть. Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.
Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются. Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.
Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы. Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.
Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.
Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии. В зависимости от того каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.
Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления. Варится клейстер, так же как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом: крахмал, разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны. Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость. После остывания, клейстер готов к работе. Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.
Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.
Маленькие детали, доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.
Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.
На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.
Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.
Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.
www.nadomu.com
Техника необычного рукоделия применялась еще жрецами Древнего Египта, которые несколько тысяч лет назад успешно делали маски из отходов папируса, используя для их соединения клеящее вещество. Загадочные предметы персидских мастеров, а именно сундуки, кубки, настенные и настольные украшения сделаны в технике папье-маше еще в средневековый период. В качестве украшения изготовленных предметов служили металлические пластины, ракушки, бусины различных размеров.
Несмотря на то что в качестве несущего элемента применяется обыкновенная бумага, прочность таких предметов является достаточной для изготовления бытовых предметов, несущих нагрузку при использовании. Если требуется увеличить прочность на изгиб и не допустить растрескивания, применяют прокладку из тканых материалов. В Китае и Японии использовали послойное лакирование при изготовлении ваз, шкатулок, пуговиц и декоративных предметов воинского снаряжения.
При помощи декоративного покрытия дорогими лаками делали роскошные вещи, глядя на которые нельзя было сказать, что они выполнены из дешевых бумажных отходов. В отличие от фарфора папье-маше эффективно применяется для изготовления кукольных частей в театре и в декоративных техниках. По сравнению с деревом и фарфором папье-маше весит намного меньше, и при этом предметы не разрушаются от хрупкости
С течением времени техника папье-маше стала применяться в качестве лепнины при обустройстве интерьеров, а также из бумаги делали некоторые элементы мебели, в церкви торжественное убранство дополняли на вид тяжелые кубки, резные оклады икон, другие предметы.
Практически каждый человек может научиться несложной технике работы с мятой бумагой, вариантов технологии несколько, но процесс не требует специального художественного образования или подготовки. К преимуществам относится:
В зависимости от сложности и криволинейности будущего шедевра рукодельного творчества существует две технологии работы:
Техника папье-маше применяется с успехом для изготовления своими руками наглядных учебных материалов в классе, макетов, масок, бутафории для театральных спектаклей, муляжей, игрушек и кукол. Помимо этого из подготовленной мокрой бумажной массы готовят праздничные и повседневные шкатулки, тарелки, посуду для напитков, на карнавал подготавливают маски, украшения в виде колье, бус, сережек, подарочных упаковочных шкатулок. Мастера папье-маше делают аксессуары и приборы освещения.
Первоначально делается масса из клеящего вещества и бумаги. Для этого ее рвут обрывками в произвольном порядке и замачивают горячей водой на некоторое время (около 4–5 часов). Используют как газету, так и туалетную бумагу. После намокания полученную массу отжимают от влаги и измельчают. Для этого хороши все средства, но лучше делать это механическим способом с помощью миксера.
В размельченную пасту добавляют немного клея ПВА и обойного клея. Мастера знают пропорции, поэтому если масса сделана несколько раз, то количество клея подбирается опытным путем. Мешают до тех пор, пока подготовленная паста не станет липнуть к рукам. Из этой массы можно вылепить любые предметы по принципу лепки из пластилина. Для изготовления объемных предметов своими руками делается каркас-основа
Для сушки потребуется около 6 часов, все зависит от плотности бумаги и размера предмета. Чтобы придать красивый внешний вид полученной скульптуре, ее разукрашивают краской и лаком. Для того, чтобы рабочий материал был пластичный, в состав добавляют около трех ложек растительного масла. Массу можно хранить для дальнейшей работы в холодильнике, обернутую полиэтиленовой пленкой, чтобы не допустить испарение влаги.
Этот способ предполагает послойное наклеивание бумаги на выбранный макет. Варят крахмальный клейстер по густоте киселя, допускается использование готового порошка обойного клея, который разбавляют с водой или клеем ПВА. Для оклеивания выбирают модель. Ее берут готовую (яблоко, тарелка, чашка, шар и др.) или готовят самостоятельно (лепят из глины или пластилина). Первый слой на макете клеят водой, для этого намачивают бумагу и наносят равномерным слоем на поверхность. Некоторые мастера предпочитают поверхность макета смазывать вазелином.
Второй слой наносят на поверхность первого, который прямо на модели смазывают клеем. Не следует усердствовать с толщиной промазки, иначе клей пропитает первый бумажный слой и снять изделие с макета будет трудно.
Для слоев бумагу рвут в произвольном порядке, мелкие предметы оклеивают небольшими кусочками, чтобы при выкладывании не образовывались заломы.
Для качественно исполненной вещи достаточно наклеить от 6 до 9 слоев черновой бумаги, причем каждый из них должен полностью покрывать поверхность и быть нанесен на клеевую промазку. Последнюю пару делают из бумаги белого цвета для облегчения покраски и нанесения рисунка. Количество слоев добавляет прочность изготовляемому предмету. Сушку изделия осуществляют в естественной среде без принудительного нагревания.
Опытные мастера папье-маше просушивают каждые наложенные три — четыре слоя на изделии, затем повторяют следующие. Для наружной отделки с успехом применяют гуашь, масляные краски, лаки, акриловые колеры, используют мелкие предметы, кружево, гипюр, бисер, проволоку и другие многочисленные украшения, заранее предусмотрев, как они будут смотреться в комплексе.
Опытные и начинающие мастера перед окраской шпаклюют изделие акриловой пастой, затем счищают неровности алмазной сеточкой для затирки или наждачной бумагой сначала большого номера крупности, в конце применяя мелкую фракцию. Так изделие смотрится аккуратнее и ему можно придать шикарный внешний вид. Для изготовления вещей используют отходы картона, упаковки из яиц, салфетки и гофрированную бумагу, словом, то, что валяется под ногами.
Для начала нарывают множество полосок и кусочков из туалетной бумаги или газеты, берут баночку клея ПВА, в качестве макета пригодится готовая тарелка понравившейся формы и емкость для намокания кусочков. Технология изготовления тарелки своими руками следующая:
Для неопытных мастеров сделать фигурку животного по технологии папье-маше своими руками, кажется сложным, но на самом деле такая работа требует осмысленного знания, которое можно получить при просмотре видео:
Если посмотреть видео, то станет понятно, какую последовательность работ выполнять, чтобы изготовить декоративную шкатулку своими руками по технологии папье-маше.
Для основы шкатулки берут цилиндрические вставки от скотча, фотобумаги или другие цилиндрические предметы. Иногда мастера делают картонные цилиндры, пропитанные клеем и высушенные перед работой. В зависимости от размера шкатулки нужно будет взять от 2 до 4 заготовок.
Дно шкатулки вырезают из плотного картона, на котором обводится внутренний контур основного цилиндра, затем окружность вырезается и клеится к низу цилиндра. Крышку делают подобным образом, только окружность в этом случае ведут карандашом по наружному контуру. Бортик для плотного закрывания формируют из полосы картона шириной 10– 15 мм и клеят к цилиндру.
Шкатулку делают кусочками бумаги, наклеивая их послойно, так чтобы не оставались зазоры. Это важно для сохранения прочности, достаточно выполнить около 8–10 слоев папье-маше, при этом рекомендуется делать промежуточное просушивание, например, через 3 слоя. Если получаются неровные края, то лишнюю бумагу убирают ножницами.
В качестве основы для наклейки можно взять воздушный шар, надуть его и обклеить на две третьих по высоте. После высыхания слоев шар сдувают и вынимают из готового изделия. В таком случае края оформляют художественным образом, вырезая ножницами листья, геометрические фигуры на краю шкатулки, изделие получается в виде открытой вазочки.
Для оформления шкатулки с крышкой и без, готовят ракушки, крупные кофейные зерна, используют природный материал в виде семечек, макарон, листьев, небольших веточек и соцветий. Все эти отделочные элементы просушиваются, красятся и вскрываются лаком. Некоторые мастера показывают на видео класс, как сделать расписную шкатулку из папье–маше без украшений на однотонной поверхности.
Рукоделие папье-маше является очень увлекательным для начинающих мастеров, но и опытные декораторы с каждым новым изделием раскрывают возможности применения этой древней техники, о чем свидетельствуют многочисленные фото с выставок.
devochki.guru
Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше?
Судя по названию можно сказать, что родиной техники папье-маше является Франция, в переводе означает «жеваная или рваная бумага». Если же углубиться более детально в историю возникновения папье-маше, то выясняется, что уже в Древнем Китае эта техника использовалась при изготовлении военных доспехов. Постепенно техника папье-маше из Китая стала распространяться в другие страны. Только в 17 веке Европа узнала о данном виде ремесла. Именно в это время французские мастера начали изготавливать из этой массы куклы и игрушки, а позже и другие предметы быта и декора. У нас же в России способ создания предметов из бумажной массы начал распространяться в конце 17-го – начале 18-го веков.На некоторое время техника папье-маше утратила свою популярность, но в 21 веке интерес к папье-маше возродился. К тому же при изготовлении изделий данным способом стали использоваться современные материалы и элементы декора, что сделало процесс создания предметов из папье-маше очень увлекательным.
В технике папье-маше можно изготовить разнообразные предметы, украшающие нашу обыденность: куклы, маски, рамки для фотографий, шкатулки, фигурки-сувениры, декоративные вазы и тарелки, елочные игрушки, абажуры, архитектурную лепнину, даже бижутерию и мебель. Активно используют папье-маше и в театрах в создании атрибутов для спектаклей.
Для начала разберемся в различных способах приготовления папье-маше:
1 способ – это последовательное наложение на форму кусочков рваной бумаги друг на друга в несколько слоев. Такой способ называют машированием.
Как работать с материалами в этой технике?
Берется нужный предмет, который будет использоваться в качестве формы для будущего изделия и обрабатывается тонким слоем вазелина или растительного масла в тех местах, куда будут накладываться кусочки газет или другой бумаги. Если форма удобная, то вместо вазелина или масла можно использовать пищевую пленку. Это делать необходимо для того, чтобы готовая и высушенная масса из папье-маше легко отделилась от формы.
Затем на подготовленную поверхность накладывается первый слой, состоящий из кусочков бумаги, предварительно смоченных в воде. После подсыхания первого слоя таким же образом выкладывается бумагой и второй слой.
Только с третьего слоя кусочки бумаги рекомендуется обмакивать уже в клее. Для того чтобы не путаться в том, все ли участки формы обклеиваются равномерно, используйте разную по цвету бумагу для каждого слоя. Слоев может быть выложено от 4-5 и более – смотря какое изделие вы делаете, и для каких целей будете его использовать. При наложении кусочков бумаги надо смотреть, чтобы они не образовывали заломы, и аккуратно разглаживать образовавшиеся складки или пузырьки пальцами.
Прежде чем снять готовое изделие, его нужно хорошенько просушить.
Важный момент. Если вы использовали сложную форму, с которой нет возможности снять полученную массу, то вам придется разрезать это изделие при помощи острого канцелярского ножа и извлечь форму. После этого необходимо разделенные части из папье-маше склеить между собой, наложить на стыки кусочки бумаги в два слоя, а затем обложить финальным слоем всю поверхность изделия для надежности и выравнивания поверхности.
2 способ – это формирование объемной липкой массы путем смешивания клеящего состава с мягкой рыхлой бумагой. Такой способ называется образованием бумажной массы. Создание изделий в такой технике напоминает лепку из глины или пластилина.
Посмотрите на видео, как создается бумажная масса из яичных лотков:
Чтобы получить бумажную массу, надо разорвать несколько листов газеты, бумаги или картона, поместить в кастрюлю, залить водой, подождать, когда все хорошенько размокнет и поставить на огонь. Дать покипеть около получаса. После того, как масса разбухнет, ее необходимо отжать от излишков воды, а затем превратить в однородную смесь при помощи блендера или мясорубки.
Бумажная масса для будущих изделий готова. Ее можно поместить в воздухонепроницаемую емкость и хранить некоторое время. Перед использованием массу перемешивают с клеем или клейстером до тех пор, пока она не станет эластичной и равномерно липкой. Некоторые мастера для большей прочности и эластичности в бумажную смесь добавляют также немного гипса или мела и растительного масла.
Готовое изделие сохнет 2-3 и более суток естественным способом, без применения отопительных приборов, чтобы не допустить растрескивания.После того, как изделие из папье-маше полностью высохнет, его надо обработать мелкозернистой наждачной бумагой и только после этого приступить к декорированию.
Мы рассмотрели наиболее распространенные способы получения изделий из папье-маше. Есть еще промышленный способ, когда листы плотного картона склеиваются друг с другом в несколько слоев и спрессовываются, а затем обрабатываются. Полученные изделия отличаются особой прочностью.
Для создания папье-маше используют: газету, любую другую рыхлую бумагу, в том числе туалетную бумагу, салфетки, бумажные платочки и картон, например, упаковочный. Хороши для создания бумажной массы и ячейки из-под яиц.
Для маширования чаще всего берется газета и любая рыхлая бумага.
Бумагу рекомендуется рвать на полоски необходимого размера вдоль волокон, это облегчит операцию по изготовлению кусочков бумаги одинакового размера.
Если будущее изделие предполагается некрупным, то и кусочки бумаги должны быть поменьше, например, начиная от 1 х 1 см, 2 х 2 см. Для крупных изделий можно подготовить кусочки большего размера.
Почему лучше бумагу рвать, а не нарезать ножницами или резаком? Дело в том, что рваные края бумаги получаются более нежными и рыхлыми, их легче сглаживать с поверхностью, они менее заметны на изделии по сравнению с нарезанной бумагой, у которой края получаются более выраженными и плотными.
Для создания бумажной массы в ход идет не только рыхлая бумага в различных ее вариациях, но и картон.
Также немаловажным ингредиентом для создания папье-маше является клей.
Для работы в технике папье-маше пригодны сухой обойный клей, ПВА и клейстер, приготовленный своими руками.
Обойный клей применяется обычно при машировании, когда форма обклеивается в несколько слоев кусочками бумаги.
Способ подготовки обойного клея: высыпать нужное количество сухой массы клея в чашку и залить холодной водой до необходимой консистенции. Оставить массу для набухания в течение 10 минут. Для оптимального результата лучше использовать инструкцию, прилагаемую к клею.
После приготовления клея можно обмакивать в клей заранее подготовленные рваные кусочки бумаги. После того как кусочек бумаги достаточно пропитается, наложить его на подготовленную поверхность формы. Обойный клей сохнет медленнее, чем клей ПВА. У обойного клея есть существенный плюс – он оберегает работы от плесени из-за своего состава.
Клей ПВА чаще используется для базы, где требуется особо крепкое сцепление бумаги. Он также хорош в качестве отвердителя и надежного фиксатора при и после нанесения последнего слоя бумаги. Клей ПВА также применяют для скрепления отдельных деталей предмета. Его используют и при машировании. В последнем случае клей ПВА можно развести водой.
И тот и другой клей могут вызвать раздражение кожи. Поэтому наносите клей при помощи кисточки, либо надевайте на руки перед работой резиновые перчатки.
Хорошим материалом для создания папье-маше служит обычный домашний клейстер, который несложно приготовить своими руками: берется 1 часть муки и 3 части воды, хорошо перемешивается до удаления комочков и ставится на огонь. Массу постоянно нужно помешивать. Довести до кипения и снять с огня. Дать остыть, после этого применять по назначению.
Клейстер можно приготовить и из крахмала, который нужно чуть развести теплой водой. Помешивая получившийся раствор, вливать в него тонкой струйкой кипяток. Получится жидкость, похожая на кисель. Это и есть клейстер.
Помните, что клейстер приготовлен из натуральных продуктов, поэтому подвержен быстрой порче при неправильном и долгом хранении. В холодильнике клейстер в закрытой таре может храниться несколько дней. Поэтому подготавливайте клейстер в нужном количестве, стараясь не оставлять про запас.
Клейстер применяется как при машировании, так и при создании массы для папье-маше.
Рассмотрим по порядку.
Начнем с инструментов.
Для создания изделий из папье-маше нам могут понадобиться следующие инструменты:
Ёмкости с широким горлом, где можно пропитывать бумагу в воде или клее.
Кисти разных размеров, форм и толщины для нанесения клея и лака.
Канцелярский нож, который может понадобиться для разрезания изделия для выемки форм либо разделки картона.
Мелкозернистая наждачная бумага для подготовки изделия к последующему декорированию.
Воздушные шары для использования в качестве форм. Такие шары очень удобны в применении и не требуют разрезания изделия для выемки форм. Достаточно только сдуть шарик и вытащить его через маленькое отверстие за прикрепленную нитку. Дырку заклеить кусочками бумаги и затем обклеить всю поверхность изделия завершающим слоем. На воздушный шар рекомендуется наложить не менее 7-8 слоев, чтобы работа приобрела достаточную крепость и не треснула после сдувания шара.
Подставки для форм, в качестве которых могут служить чашки, тарелки и другие аналогичные предметы обихода. Подставки можно сделать из проволоки.Для изготовления сложных форм может понадобиться проволока и фольга. Для примера смотрите фото:
Гофрированный картон как основа для покрытия его папье-маше. Примером может служить сделанная из усиленного гофрированного картона коробка, обклеенная папье-маше. Или вот такая фигура:
Уайт-спирит и другие растворители для очистки кистей от акриловых или масляных красок.
Для последующего декорирования изделий из папье-маше могут потребоваться следующие инструменты и материалы:
Ножницы, линейка, треугольник, карандаш, циркуль, щипчики, шило, резиновые перчатки.
Кисти различной толщины и форм для нанесения красок и росписи. Кисти могут быть как синтетическими, так и натуральными, желательно мягкими.
Трафареты для нанесения рисунков.
Губки, лоскуты для устранения недостатков при декорировании изделий и полировки.
Калька для переноса рисунка на декорируемую поверхность.
Клейкая лента. В качестве клейкой ленты применяется малярный скотч на бумажной основе. Он используется для соединения различных деталей из картона. Также его можно применить в процессе покраски изделия для образования ровного стыка между разными по цвету областями.
Грунтовка, которая служит основой для дальнейшей обработки изделия из папье-маше. В качестве грунтовки для последующего нанесения акриловой краски используется гипс на основе полиакрилатов или белая акриловая краска. Для гуаши и плакатной краски можно использовать основу из белой водоэмульсионной или латексной краски. Грунтовку рекомендуется наносить в 2 слоя.Паста рельефная используется для придания изделию шероховатой грубой поверхности или, наоборот, гладкой и шелковистой. Все зависит от того, какая цель преследуется при изготовлении изделия из папье-маше. Наносят рельефную пасту с помощью шпателя – лучше всего резинового для более тщательной обработки труднодоступных мест. Рельефную пасту можно наносить через трафарет. В итоге получается красивый рельефный узор. Поверх пасты легко ложатся акриловые краски. Рельефная паста быстро затвердевает, обладает высокой прочностью и водостойкостью.Акриловые краски на водной основе обладают высокой покрываемостью, быстро сохнут, а после высыхания создают водонепроницаемую поверхность. После высыхания краски не требуют завершающего слоя лака, их даже можно протирать влажной тряпкой. Используют в работе глянцевые, матовые и перламутровые акриловые краски.Латексные краски содержат в составе каучук и очень удобны при работе с трафаретами, так как не растекаются (если качество хорошее). После высыхания образуют прочную и эластичную пленку.
Масляные краски содержат в себе масла, поэтому требуют большего времени для сушки, чем другие краски. Такие краски нужно разбавлять уайт-спиритом или другими растворителями. Для более быстрого высыхания в краску добавляют разбавительные лаки. После нанесения и высыхания масляной краски поверхность обрабатывается лаком в 2 слоя.В работе можно использовать плакатную и акварельные краски, гуашь. Но они не образуют водонепроницаемого покрытия, поэтому требуют закрепления лаком после нанесения.
Лаки используются в качестве защиты работ, для упрочнения изделия, для износостойкости. Существуют матовые, глянцевые, перламутровые и атласные лаки. Поверхность из папье-маше выдерживает любой тип лаков. Чаще всего используют следующие лаки:
Полиакриловый лак на водной основе имеет преимущество по сравнению с другими – он не желтеет после высыхания, его лучше всего наносить поверх акриловых красок.
Аэрозольный лак можно наносить поверх любых покрытий.
Полиуретановый лак на масляной основе хорошо ложится на гуашь и другие виды красок.
Для создания эффекта состарившейся поверхности мастера используют кракелюрный лак. Работа с такими лаками требует определенных навыков и знаний, поэтому прежде чем декорировать изделие из папье-маше при помощи кракелюрного лака, изучите технику работы с ним.
Тонкая бумага, салфетки, носовые платки и ткань идеально подходят для выполнения сморщенных, сжатых текстур при декорировании.
В качестве декоративных элементов можно использовать цветную, упаковочную, тисненую, папирусную бумагу, различные наклейки, вырезки, иллюстрации, декупажные салфетки и т.д.
Техника папье-маше не требует больших затрат для закупки материалов и специальных инструментов. Поэтому берите газеты, формы, клей и начинайте создавать интересные и необычные вещи. Желаю творческих успехов!
Посмотрите видео о том, как создавать вещи из папье-маше:
krasavitca-i-umnitca.ru
Краткое содержание статьи:
Сегодня у нас будет сугубо практическая публикация – я покажу, как делаю массу папье-маше для лепки и моделирования. Это будет миллион сто первый мастер-класс в сети на эту тему, но, раз уж я что-то делаю из этого материала, то считаю возможным показать то, как я делаю папье-маше.
— А что, есть варианты? – спрашивает Веселина, посматривая на кучу тазиков и банок.
— Есть, и их количество сравнимо с числом рукодельников, использующих папье-маше в своей работе.
Но, несмотря на это, существует около десятка основных способов изготовления массы папье-маше своими руками, выбор каждого из них основан на желании получить в результате своей работы определенные эффекты.
Основными параметрами, влияющими на выбор рецепта, являются следующие показатели:
— Ты же сказал, что у нас сегодня не будет разговоров, — перебила Веселина, — давай хоть раз что-то сделаем без этих лекций.
Да уж, слово не воробей, что же, сам напросился. Придется написать другую статью о папье-маше, где подробнее рассмотреть все тонкости и нюансы состава и параметров этого материала.
Ну а мне от папье-маше нужно, чтобы материал был пластичным, не лопался, готовая поверхность была бы относительно гладкой с возможностью незначительной последующей обработки.
Поэтому я выбрал для себя рецепт папье-маше из газет и клея ПВА.
Для работы нам понадобятся следующие инструменты и материалы:
Поскольку объем работы у меня небольшой, то и папье-маше я делаю одномоментно совсем немного. Мне удобно, чтобы готовый объем массы умещался у меня в руке. Но измельченных сухих волокон можно наделать сразу много – они прекрасно хранятся в сухом месте неограниченно долгое время. Поэтому я сразу делаю сухих волокон с запасом, а массы папье-маше немного больше, чем нужно для работы.
Итак, газеты. Сегодня в процессе участвуют 60 листов размером почти А3.
Инструмент для измельчения бумаги. Так как объем небольшой, то мне подойдет вот такой блендер.
Как говорил вначале, я использую в данном случае клей ПВА.
Нужную степень пластичности придаст шпатлевка.
Любой из перечисленных материалов может быть заменен тем, что есть в наличии. Это может сказаться на характеристиках готового материала, но определить возможно только опытным путем.
Итак, бумагу рву и замачиваю в горячей воде на сутки. Периодически подхожу и рву бумагу руками, не особо стараясь, ведь у меня есть более квалифицированный по этой части помощник. Но, если ему достанется уже кое-как рваная бумага, будет полегче. Поэтому я стараюсь оказать ему посильную помощь. В общем, я рву бумагу руками, пока не надоест.
Теперь займемся привлечением механизированного инструмента. В этом же тазу я блендером измельчаю бумагу до получения каши с относительно мелкими фрагментами. Особо не перенапрягаю блендер, потому что ему еще предстоит усиленно поработать на благо моих рукоподелок. Блендер мне попался из долгожителей, поэтому я отношусь к аппарату с глубоким почтением и делаю частые и продолжительные перерывы в его работе, чтобы он не перегревался.
Нож у моего блендера двухлопастный, и несмотря на его высокое качество, нужно иногда следить за остротой его лезвий, потому что бумага имеет неприятное свойство усиленно ее снижать. Поэтому, когда я подтачиваю другие режущие инструменты, то стараюсь не забывать и о блендере.
Пришла пора порционной обработки смеси. В комплекте блендера есть замечательная посудина, которую я заполняю на две трети или три четверти, чтобы было меньше брызг. На этом этапе блендер используется до тех пор, пока результат меня не устроит – должна получиться однородная масса с равномерно распределенными волокнами. В идеале нужно добиться полного отсутствия видимых кусочков бумаги, но чаще всего мне терпения не хватает так долго перемалывать смесь.
Впрочем, потом я сам себя за это ругаю, потому что приходится периодически натыкаться при выглаживании поверхности на один-другой бугорок из неразмельченной бумаги, а при высокой детализации изделия это доставляет определенные неудобства, так что, чем лучше будет измельчена бумага на этом этапе, тем легче и приятнее будет работать с массой папье-маше в последующем.
Отделяю воду из смеси, отжимая ее через сложенный вдвое полотенец. Это тоже важный этап, поэтому я стараюсь выполнить его как можно качественней. Дело в том, что я потом буду полностью высушивать размельченные волокна, поэтому, чем сильнее отжать воду сейчас, тем меньше времени потратится на сушку. Важно не перестараться и не порвать полотенчик.
После отжима должна остаться вот такая полусухая масса, которую нужно руками разорвать на мелкие кусочки. Но я просто подстраиваюсь под блендер, чтобы измельченные фрагменты попадали в его рабочую зону.
Пока масса папье-маше влажная, ее нужно размельчить по максимуму, потому что высохшие волокна обработке поддаются весьма неохотно, да и можно просто затупить лезвия.
Следующий этап – сушка измельченных волокон. Я использую естественную сушку, продолжительность которой составляет от одних суток летом в жаркую погоду до нескольких суток зимой. Качеству сушки я придаю большое значение для того, чтобы минимизировать деформацию готовых изделий из папье-маше. Ведь именно от присутствия воды и ее количества и зависит то, как будет изменятся поверхность при окончательной сушке.
По этой же причине я использую не мучной клейстер, в котором много воды, а клей ПВА. Выливаю произвольное небольшое количество клея в миску и тщательно перемешиваю руками. В каких-то случаях приходится добавлять клей, если получается слушком густая масса, или сухие волокна, если налил много клея. После перемешивания должна получиться масса с консистенцией пластилина, то есть нужно прилагать достаточно усилий, чтобы работать с ней дальше.
Для повышения пластичности массы я добавляю шпатлевку. Ее нужно совсем немного, примерные пропорции вы видите на фото. Повторно тщательно перемешиваем смесь, замечая, как меняются ее физические характеристики в сторону смягчения и пластичности. Нужно периодически пробовать массу папье-маше на разрыв. Разделяться такой кусок должен с определенным усилием.
После всех этих манипуляций в толще смеси все равно остаются небольшие фрагменты плохо размельченной бумаги, которые в дальнейшей работе могут причинить большие неприятности. Я пытаюсь их разделить на последнем этапе, во время которого обыкновенной вилкой растираю массу в миске.
Еще раз руками разминаю массу, определяю пластичность и удобство последующей работы. Но сразу я такую массу не использую, потому что волокна должны еще лучше пропитаться клеем. Для этого я оборачиваю папье-маше пищевой пленкой и на сутки прячу в холодильник на нижнюю полку. После этого масса готова к работе.
Итак, сегодня я показал, а вы увидели, как можно очень просто и относительно быстро своими руками сделать массу папье-маше для лепки и моделирования. Еще одним бесспорным достоинством этого рецепта является его доступность, а этот параметр для начинающих рукодельников имеет важное значение.
Спасибо вам за внимание, желаю всем успехов и хорошего настроения.
kuklastadt.ru