Из чего сделаны игрушки – Из чего делают игрушки?

Из чего делают игрушки?

Сегодня ассортимент игрушек в детских магазинах и на рынках просто поражает воображение.
Разнообразие мягких игрушек, кукол, машинок, пистолетов и автоматов, пазлов и проч. и проч. заставляет серьезно задуматься над выбором. Очень важным критерием является материал, из которого выполнены предметы для детских забав.


Из чего сделаны игрушки – Из чего делают игрушки?

Если проявить наблюдательность, то можно увидеть, что большая часть игрушек выполнена из пластмассы. Сегодня это самый распространенный материал. Дети «знакомятся» с пластмассой еще с младенческого возраста, когда родители показывают им, а потом дают держать в ручках погремушки. Далее их все детство сопровождают сделанные из этого материала игрушки – от крохотных машинок до детских замков огромных размеров.

Но популярно еще не означает хорошо. Изготовление пластмассовых игрушек и аксессуаров для детей является предметом обсуждения и даже споров. Однако многие детские психологи и воспитатели уже высказали свое мнение по этому поводу, заявив, что самым лучшим материалом для игрушек является

дерево. Естественное происхождение и экологичность делает его самым оптимальным с точки зрения безопасности.

Тем не менее покупка и этих игрушек требует осмотрительности. Все дело в исполнении и покрытии. Чтобы добавить деревянным игрушкам привлекательности, их покрывают лаком — если не все, то большую часть ассортимента. Быть твердо уверенным в том, что лак на конкретном изделии не представляет для малыша опасности, увы, нельзя. Поэтому не торопитесь приобретать товар сомнительной «внешности» и происхождения в торговой палатке и на рынке. Надежнее всего — конечно, если есть возможность — покупать продукцию мировых «детских» брендов, таких как Canpol Babies, Chicco и др.

Периодически в СМИ всплывают скандальные сообщения об использовании в производстве вещей для детей свинца и других опасных для здоровья веществ. Так, Associated Press некоторое время назад провела собственное расследование. Выяснилось, что, поскольку свинец оказался под запретом, ряд китайских производителей стал выпускать детскую бижутерию с

кадмием — веществом, отличающимся еще большей канцерогенностью и токсичностью.

Установлено, что оба этих вещества обладают способностью отрицательно влиять на развитие головного мозга, причем людей разных возрастов. Чтобы кадмий проявил свои опасные свойства, малышу хватит того, что он игрушку, содержащую много этого вещества, будет с некоторой регулярностью брать в рот.

В 2007 году игнорирование китайскими производителями существующих норм обернулось громким скандалом. Его «эпицентром» стала знаменитая компания Mattel. Производитель легендарных Барби был вынужден отозвать огромное количество товаров, выпущенных в китайских подразделениях, а летом прошлого года свинец в игрушках обошелся Mattel в более чем 2 млн долларов штрафа.

Читайте также: Домик для кукол

Пазлы для детей

Читайте также:

kinderinfo.ru

Как делают игрушки — The Village

Фабрика «Весна» — в то время ещё артель «Игрушка» — появилась в 1942 году. С тех пор производство игрушек ни разу не останавливалось. На фабрике выпускают 1 200 видов разной детской игровой продукции, из которых около 500 — это куклы. Производственные цеха и участки находятся в Кирове и за его пределами — в Слободском, Лянгасово и Баташах. Товар продают через дилерскую сеть в 70 регионах России, а также в страны СНГ. В Орле и Нижнем Новгороде открыты филиалы компании. The Village побывал на фабрике и выяснил, из чего и как сделаны куклы.

Фабрика игрушек «Весна»

Один из старейших производителей детских игрушек в России

Месторасположение: Киров

Количество сотрудников: 530

Дата основания: 1942 год

Vesna.kirov.ru

Процесс разработки новой модели куклы до её появления на полке магазина занимает около девяти-десяти месяцев. Согласно бизнес-плану фабрики, таких новинок должно быть около ста в год. Ежедневно производство выпускает около трёх тысяч кукол. Модели меняются каждый день, обычно их количество 30–50 видов.

Сначала художники, модельеры и дизайнеры разрабатывают образ новой игрушки, делают эскизы внешнего вида и аксессуаров. Затем скульптор-форматор изготавливает из пластилина форму будущих частей куклы — голову, руки, ноги и туловище. На их основе создаётся гипсовая форма, затем восковая и, наконец, металлическая гальваноформа. Именно она используется для следующего этапа производства — ротационного формования.

На ротационном участке из дозатора гальваноформы заполняют ПВХ-пластизолем (поливинилхлорид-пластизоль) и герметично закрывают. Затем диски, укомплектованные гальваноформами, помещают в ротационную печь, где приводят во вращение в трёх параллельных плоскостях и одновременно нагревают. Такая процедура не позволяет пластизолю спекаться, а равномерно распределяет его по стенкам формы. В итоге вещество «желатинизируется» — превращается в плотный цельный материал. Все печи компьютеризированы, и, в зависимости от программы и изделия, в среднем гальваноформы находятся внутри от 8 до 16 минут при температуре 140–270 градусов. После этого, чтобы без труда извлечь полуфабрикаты игрушек, их охлаждают в специальной камере.

Детали пластмассовых кукол — туловища и ноги — изготавливают методом экструзионного выдувания. В экструдере — станке для переработки — пластмасса расплавляется и попадает в открытую форму туловища или ног куклы. После наполнения её края смыкаются, а внутрь подаётся сжатый воздух, который разгоняет расплавленный материал по полости формы. Из открытой формы извлекают готовое изделие и направляют на участок обработки пластмасс.

На этом участке в туловищах кукол сверлятся отверстия, чтобы куклу можно было собрать и вставить, если кукла озвученная, звуковое устройство. Все тексты, которые говорят куклы, проходят психолого-педагогическую экспертизу. Эксперт даёт заключение о том, что прослушивание не навредит ребёнку и не вызовет агрессивных действий, а, наоборот, разовьёт нужные навыки. Здесь же определяется, с какого возраста ребёнок может играть с этой куклой. Помимо этого, каждая игрушка имеет сертификат соответствия.

Далее изделия поступают на художественный участок. Здесь оформители придают заготовке вид куклы. Сначала игрушке пришивают волосы на специальной прошивной машине. Прежде чем выполнить эту процедуру, головы нагревают в специальных нагревательных барабанах при температуре около 65 градусов: когда пластизоль мягкий, то прошивать его легче. Для волос используют итальянское нейлоновое волокно. Прямые волосы кукол пришиваются сразу с бобин, а для волнистых используют опаренный нейлон, который поступает от производителя сложенный кольцами.

После этого оформители делают куклам «макияж»: аэрографом румянят щёки, кистью рисуют брови и губы. Затем полуфабрикат поступает к специалисту, который вставляет глаза. Часть из них производится тут же на фабрике, но основная доля — от испанского производителя.

Следующий этап производства кукол — сборка. На фабрике производят куклы мягконабивные (голова, руки и ноги из пластизоля, туловище изготавливается из нетканого материала и заполняется гипоаллергенной смесью из синтетического волокна и поролона) и пластмассовые (туловище и ноги из пластмассы, остальное — из пластизоля). На этом же этапе кукол одевают и причёсывают. Для каждой игрушки дизайнерами-модельерами разработана своя одежда и причёска.

Одна из популярных моделей куклы — Анастасия. У неё 11 коллекций, среди которых, например, «Спорт» (Анастасия-фигуристка), «Народные мотивы» (Анастасия — русская красавица) или «Профессии» (Анастасия-учитель).

На фабрике несколько швейных цехов для производства одежды. На одном из них есть вязальный участок, где для кукол изготавливают трикотажные вещи. Для каждой куклы обычно предусмотрено несколько нарядов — тот, в котором она продаётся, и дополнительные, которые можно приобрести отдельно. Переодевание игрушек положительно влияет на мелкую моторику детей. В качестве застёжек используют чаще всего самоклеящиеся «липучки», чтобы ребёнок любого возраста смог с ними справиться.

И, наконец, завершающий этап — кукол упаковывают в коробки, которые складывают в гофроящики. В таком виде игрушки отправляются на склад, а потом попадают на полки магазинов.

 

фотографии: Евгений Ананьев

 

www.the-village.ru

ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ ИГРУШКИ. РАССМАТРИВАНИЕ ДЕРЕВЯННЫХ ИГРУШЕК — КиберПедия

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследователь­ская, музыкально-художественная.

Цели: учить определять название игрушек и материал, из которого они сделаны, развивать слуховое восприятие, расширять словарный запас; способствовать развитию речи как средства общения.

Планируемые результаты: умеет по словесному описанию отгадать игрушку, уча­ствует в рассматривании деревянных игрушек, может по просьбе взрослого рассказать об игруш­ках, отвечает на вопросы; проявляет активность при выполнении простейших танцевальных дви­жений под музыкальные композиции «Пляска с куклами» и «Пляска с платочками» (немецкие народные плясовые мелодии, сл. А. Ануфриевой), владеет основными движениями при выполне­нии упражнения «Паровоз кричит: «Ду-ду…»».

Материалы и оборудование: игрушки: плюшевый медведь, заяц, солдатики, кукла, мяч, деревянная лошадка.

Музыкальное сопровождение: «Пляска с куклами», «Пляска с платочками» (немец­кие народные плясовые мелодии, сл. А. Ануфриевой).

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент.

Воспитатель показывает детям мяч и читает загадку.

Не обижен, а надут. Его по полю ведут. А ударят — нипочем. Не умчаться за… (мячом).

Основная часть. Рассматривание игрушек.

Воспитатель. Мяч бывает большой и маленький, он такой легкий, надутый, круглый, по­тому что в нем воздух. Подержите его в руках. Какой он? (Дети трогают мяч и говорят, какой он: надутый, круглый.) Отгадайте еще одну загадку. Про какую игрушку я вам рассказываю?

Зверь забавный сшит из плюша, Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного И построй ему берлогу.

(Мишка.)

— Правильно, мишка. Он сделан из плюша, поэтому он мягкий и пушистый. Потрогайте его. Какой он? (Дети трогают игрушечного мишку и говорят, какой он на ощупь.)

Физкультминутка

Паровоз кричит: «Ду-ду, Я иду, иду, иду». А колеса стучат, А колеса говорят: «Так-так-так!»

(Ходьба на месте с продвижением вперед. Согнутыми руками делают движения вперед-назад.)

3. Рассматривание деревянной лошадки.

Воспитатель (демонстрирует деревянную лошадку). Это игрушечная лошадка, у нее большая голова, уши, добрые глаза, красивая длинная шея. Есть грива. Сзади длинный хвост. У лошадки сильные и быстрые ноги, а на ногах копыта. Когда лошадка бежит, то копыта цокают. Лошадка может катать детей. Наша лошадка деревянная, она сделана из дерева. Дерево — прочный, надежный материал. (Дети могут подойти к игрушке, потрогать ее.) Покажите у лошадки хвост, гриву, глаза, копыта, ноги. Из чего она сделана?



Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.

Но есть и другие деревянные игрушки. Все игрушки из дерева твердые и прочные. (Детям раздаются деревянные игрушки.) Вопросы детям:

• Какого цвета твоя игрушка?

• Она большая или маленькая?

• Как называется?

Музыкально-ритмические движения под музыку.

Воспитатель предлагает детям послушать «Пляску с куклами» и «Пляску с платочками» (немецкие народные плясовые мелодии, сл. А. Ануфриевой). Дети выполняют музыкально-рит­мические движения плясовой мелодии по показу педагога или самостоятельно.

Рефлексия.

Детям предлагается поиграть с деревянными игрушками.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «МАША И МЕДВЕДЬ» (в обработке М. Булатова).

ПИРОЖКИ ДЛЯ БАБУШКИ

Виды детской деятельности:игровая, коммуникативная, познавательно-исследователь­ская, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цели:познакомить с содержанием русской народной сказки «Маша и медведь» (в обра­ботке М. Булатова), учить рассматривать рисунки-иллюстрации, понимать сюжет картинки, от­вечать на вопросы воспитателя; закреплять умение формовать из пластилина округлые комочки, прививать интерес к изобразительной деятельности.

Планируемые результаты:принимает участие в рассказывании русской народной сказки «Маша и медведь» по картинкам, в выполнении пальчиковой гимнастики «Пальчик-мальчик, где ты был?», в продуктивной деятельности (лепка пирожков), отвечает на вопросы воспитателя.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке, игрушки (кукла, медвежонок . пластилин, салфетка, дощечка.

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент.

Воспитатель. Сегодня к нам на занятие пришли кукла Маша и медвежонок. Пришли они не случайно. Маша и мишка помогут мне рассказать про них сказку. Она так и называется «Ма­ша и медведь».


cyberpedia.su

Из чего же, из чего же… сделаны наши игрушки?

Из чего сделаны игрушки – Из чего делают игрушки?

По большому счету материалом для детской игрушки может служить что угодно. Пластик и металл, мех или ткань – эти материалы наиболее известны и общеприняты. Однако существуют также игрушки из дерева – теплые, тактильно позитивные и экологически безопасные.

Многие мамы делают забавки малышам своими руками – тогда в ход идет все, что имеется в хозяйстве: картон, бисер, пуговицы, старая бижутерия, кусочки линолеума, оставшиеся после ремонта, и многое другое.

Бумага редко используется для изготовления детских игрушек – считается, что этот материал непрочен и не выдержит непосредственной детской экспрессивности. Однако бывают и исключения. Например, куклы из бумаги. Они вырезаются из цельного листа, на котором нарисованы, также к ним можно вырезать различные наряды со специальными креплениями.

Такие игры среди девчонок были популярны не один десяток лет, но современные технологии существенно расширили их возможности. Так, в частности, бумажные куклы Винкс идут в комплекте не только с платьями и шлейфами, но и с тонкими невесомыми крылышками – они ведь волшебницы, а значит, должны иметь возможность летать.

Кроме того, расширить гардероб бумажной куклы сегодня легко можно при помощи фотошопа и цветного принтера. Конечно, в этом случае ребенку понадобится помощь кого-то из взрослых, однако полученный результат с лихвой окупит потраченное время.

В нескольких словах хочется остановиться также на особой категории – мягких игрушках. Несмотря на то, что в большинстве случаев для их пошива используют высококачественный искусственный мех, существуют и другие текстильные материалы, пригодные для изготовления детской мягкой игрушки – натуральные и синтетические ткани, плюш, флис или фетр. Они удачно комбинируются между собой: например, мягкая игрушка мамонт из известного мультфильма «Ледниковый период» сочетает безворсовую ткань с длинным мехом.

При покупке или самостоятельном изготовлении мягкой игрушки для вашего малыша следует обращать внимание на ряд характеристик ткани и пошива. Материал должен быть прочным, хорошо чиститься или стираться, не линять и не растягиваться, не выгорать под воздействием лучей солнца, наполнитель после влажной обработки должен быстро просыхать, а швы – быть качественно простроченными и прочными на разрыв.

Несмотря на то, что «домашние» мягкие игрушки шьются с особой любовью и являются единственными в своем роде, в пользу готовых изделий говорят следующие преимущества: фабричные товары пропитываются специальными пылеотталкивающими и огнеупорными материалами, поэтому такая игрушка более безопасна, нежели созданная в кустарных условиях.

Кроме того, все готовые изделия на фабриках проходят строгий экологический контроль и снабжаются утвержденными сертификатами качества. Поэтому, приобретая малышу мягкую игрушку в магазине, вы можете быть абсолютно спокойны за его здоровье и благополучие.

detivi.ru

1. Что такое народные игрушки? Из какого материала изготавливали первые игрушки?

1.Что такое народные игрушки? Из какого материала изготавливали первые игрушки?

Народная игрушка – это игрушки, которые придумал и сделал сам народ, человек своими руками, а не те, которые создаются целыми партиями на фабриках и заводах. Первую народную игрушку сделал еще древний человек, когда слепил себе горшок для еды, а из оставшейся глины сделал дочке куклу. А для сына – маленькое копье. Сын и дочь выросли и сделали такие же игрушки своим детям. И так из рода в род. Так народ хранит традиции своих предков.

Были эти игрушки очень недолговечны. До наших дней сохранились в основном глиняные игрушки. При раскопках в Москве в Зарядье в середине 20 века было найдено несколько сотен глиняных игрушек 14- 18 веков. Украшали игрушки ангобом (белой глиной с примесью извести) Это был художественный язык, каждое «слово» которого имело определенное значение. Над прочтением этой древней письменности трудились и сейчас трудятся многие ученые. Уже известно, что женская фигурка олицетворяла силы плодородия Земли, конь считался слугой Солнца и приносил людям благополучие, птицы предвещали весну и лето, были вестницами матери-Земли. Все эти древние скульптурки раскрывают нам народное понимание жизни и мира, восприятие природных стихий – Воды, Солнца, Земли и Неба. В этом союзе человека с природой и коренилась культурная традиция, сохраняющая в неприкосновенности свой художественно-выразительный язык, частью которого была игрушка.

Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века — папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную — в вятке, Туле, Каргополе.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка», как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или «шаркуны». Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.

Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное — просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.

Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес — и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь — как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и

обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

«А во что же играли деревенские девочки?» — спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и «крупенички» — куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые.

2. Все ли народные игрушки были сделаны для игры?

Многие народные игрушки были вовсе не для игры. Первобытные люди делали из камня и дерева фигурки богов, чтобы поклоняться им, просить у них милости и защиты. Чаще всего эти фигурки напоминали человеческие фигуры и были самыми первыми куклами. Эти куклы облегчили жизнь первых людей: они спасли множество человеческих жизней, заменив собой людей в обрядах жертвоприношения; служили оберёгами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода…

Многофункциональной была народная игрушка. Разные роли могла выполнять она в одном и том же обличье. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение-все эти ее значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию: духовную функцию общения. Мы видели, как рождалась игрушка в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах   братьев,   сестер,  сверстников.   Все  отношения  в деревне, в том числе и семейные, носили публичный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Коллективным было и искусство. Деревенские люди всегда стремились к общению, потребность в котором была жизненно необходима и выражалась буквально во всем: в поступках, в поведении, в вещах, в труде, в творчестве. Потребность эта четко выражалась и в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Насквозь пропитанная житейским духом, она тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым — далеким и все равно близким. Потешная копилка народной памяти! В этом заключена основная духовная ценность народной игрушки: и той, что только стояла на пороге искусства, и той, что стала художественным произведением.
По достоинству оценены сегодня высокохудожественные качества народной игрушки, и современный зритель более всего подготовлен именно к эстетическому ее восприятию. Так что трудно представить, даже предположить иное к ней отношение. А оно было и еще существует, другое отношение, другое понимание, другой взгляд. Те, кто непосредственно создавал эти игрушки и ими пользовался, смотрели на них совсем иначе, чем мы сейчас. Народные мастера-игрушечники не считали себя художниками, а свои изделия — произведениями искусства. Они делали нужные, полезные, целесообразно украшенные вещи, которые органично вливались в единый поток жизни. Знать это не только интересно, но и важно, чтобы глубже понять идейно-художественное содержание игрушки и других предметов народного творчества.

3. Для какой цели древний человек изготавливал свистульки, дудочки, погремушки?

Глиняные свистульки и деревянные дудочки делали, чтобы отгонять злых духов. Той же цели служили и погремушки. Узоры тоже рисовали не для красоты, а в качестве магических знаков. Кукла была изображением богини, а образ коня связывался с солнцем. Но со временем грозные свистки, гремящие шары, суровые богини превратились в весёлые свистульки, погремушки и нарядных кукол, а магические знаки стали просто красивыми узорами. Такими, они и дошли до наших дней.
Первая игрушка новорожденного – это погремушка. Для малыша это не просто игрушка, а развитие, новый предмет для исследования. И, конечно, она не всегда выглядела так, какой мы привыкли ее видеть: забавной и яркой. История погремушки насчитывает много столетий, а первые такие игрушки появились еще в древнем Египте. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Однако имели они и иное назначение: от первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.  

Известны погремушки были и на Руси. Первые из них были глиняные или костяные, и в русской традиции первоначально также использовались для отпугивания звуком нечистой силы и привлечения добрых духов (например, ангелов) к новорожденному. Постепенно такие «гремелки» превратились в детские игрушки. 
Свистулька– фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины.

Глиняная свистулька появилась в 8-ом веке до нашей эры. Сначала их трудно было распознать — сохранились  просто комочки глины. Но исследователи полагают, что первые в мире свистульки имели форму птички — наиболее подходящую для колебаний и завихрений воздуха, которые заставляют их «петь». С языческих времен их использовали, как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. Они используются в народных ансамблях, как своеобразные музыкальные инструменты.

В древние времена люди использовали в качестве горнов рога животных. Известно, что в племенах Африки аборигены трубили в изготовленные из рогов антилопы рожки, чтобы оповестить племя о собрании. Также горны (дудки) широко использовались в религиозных целях, например, тибетцы и римляне использовали горны в магических ритуалах для изгнания злых духов.

4. Как известно, у каждого народа кукла имела своё значение. Что олицетворяла собой русская самодельная кукла?

Все куклы-самоделки получались разными и одновременно похожими друг на друга. Они повторяли местный тип игрушки, отвечали общему вкусу, но двух абсолютно одинаковых среди них найти было невозможно. Каждая игрушка — своеобразная интерпретация традиционной куклы.

В русской деревне широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы. Их делали либо родители, либо сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя, так как кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы – берегини передавались по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы.

Если такие предметы народного обихода, как одежда, резная и расписная посуда, изделия из бересты, нередко сохранялись в течение долгих лет, то кукла и другие игрушки не имели материальной ценности и не являлись предметом первой необходимости. Их поэтому особо не берегли, «жизнь» игрушки была кратковременной.

Крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпок с помощью традиционных приёмов. В каждой местности были свои способы их изготовления. Вот как делали кукол в Полтавской, Киевской и Черкасской областях: брали кусок белой ткани, клали посерединке кусок ваты и перетягивали суровой ниткой – голова куклы готова. Осталось надеть на неё платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вот и вся кукла!

А в Подмосковье кукол – пеленашек сворачивали из двух платков и перевязывали ленточкой. На Урале сворачивали валик из ткани, сверху клали вату и накидывали платочек. Оставалось перетянуть верх валика – получилась головка, завязать два конца платочка – получились руки. Часто к голове куклы ещё прилаживали кудельную косу.

В деревенской тряпичной кукле явно предпочитался женский образ. Есть у тряпичной куклы и другой яркий типологический признак — грудь. Она обозначалась обязательно и самым тщательным образом, как бы примитивно ни была устроена и оформлена вся кукла. «А грудь это дело особое. Делали так, чтобы хорошо выдавалась, чтобы попышнее была да покрасивее», «свернем для того ровные аккуратные лепешечки из тряпок или шарики туго набьем и пришьем всякий раз — это уж не кукла без титек»,- с улыбкой и все равно серьезно говорят о своих детских увлечениях деревенские жители. Совсем просто все объясняется. Конечно же, когда мастерили тряпичных кукол, меньше всего думали о каком-то особом их значении. Оно осознавалось исподволь, а на деле выражалось в реальных, житейских, бытовых понятиях о пользе и красоте. И все равно такая непременная деталь тряпичной куклы, ее грудь, настойчиво возвращает нас к исторической памяти. Как и в глиняных игрушках-женских фигурках с обнаженной грудью, в крестьянских куклах из ткани явно прослеживается генетическая связь игрушки с культом плодородия и материнского начала. Не случайно кукла — один из древнейших и типичных видов в истории игрушки. Матерчатые куклы — простейшее изображение женской фигуры: кусок тканины, обтянутое белой льняной тряпичное лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, кудельная либо волосяная коса и наряд из пестрых лоскутков ткани. Наряду с «обереговой», «семейной обрядовой», «игровой» куклами, были еще «сезонные» куклы, которые делались в течение года, и были посвящены тому или иному сезонному земледельческому обряду. Это: «Масленица», «Кострома», «Коляда», «Кукушка» и т.д. Они специально изготовлялись для обряда, участвовали в нем, а затем сжигались, разбирались, разбрасывались. С ними, как считали, уходило все плохое, негативное: проблемы, несчастья, беды, нездоровье. Это элемент обновления и цикличности жизни, когда старое умирает, а новое зарождается и прорастает. Идет круговорот в природе и социальной жизни (народная психотерапия), включая сюда, конечно, и главный неотъемлемый элемент общности людей – религию.
5. Почему у русской тряпичной куклы не оформлялось лицо?

Обращает на себя внимание безликость традиционной матерчатой куклы Лицо ее, как правило, не обозначалось, оставаясь белым — «безликим». «Безликость» – следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил и значит, безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, радость, здоровье. В безликости и отразилась прежде всего обережная функция куклы. Со временем белое лицо, утратив свой древний смысл, стало неотъемлемым признаком кукольной красоты. А еще позднее, под влиянием городской игрушки, мастерицы легко заполняли безликую холщовую тряпицу на головах-шариках матерчатых кукол разными изображениями лица.

6.Какие обереговое значение имели куклы-лихоманки? Какие обрядовые действия сопутствовали их изготовлению?

Лихорадки (Лихоманки, Трясовицы). Много обрядов на Руси проходило с помощью специально сделанных кукол. Обрядовых кукол почитали и ставили в красный угол. Они имели ритуальное значение. Тряпичную куклу Лихоману, сжигая которую наши предки просили для себя здоровья. Согласно мифам христианских времен лихорадки – это двенадцать крылатых сестер, дочерей царя *Ирода* и царицы *Жупелы*. Лихоманки отличаются по манере изготовления: зимние — на палочках, их делают пальцевого размера (Кумоха средний, остальные безымянный), и живут они кучкой, а весенние лихоманки — тряпочные и в рядок на ниточке вертятся. В данном случае нигде нитки не перевязываются крест на крест и, естественно, не выматывается обережный крест, т.к. задача другая, болезнь должна вселиться именно в куклу.

Перед холодами приглашали в дом специальную бабку, которая читала длинный заговор от разных болезней и в это время старшая в семье женщина должна была скрутить минимум 12 кукол, иногда до 100 доходило. Считалось, чем больше она скрутит кукол, тем от больших болезней она семью на время зимы защитит, а в апреле их выносили на улицу и сжигали, с огнем уходили болезни, те которые они на себя взяли.

Наиболее интересным способом лечения лихорадки является обряд изготовления и сожжения куклы Лихоманки. «Заговор обычно творила самая старшая женщина в семье, либо приглашали ворожею. Во время заговора изготавливали магическую куклу, чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса вязания куклы ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и с последним словом завязывала на кукле последний узел.
По характеру заболеваний и течению болезней наблюдательный народ выделил 12 основных сестер-лихорадок. В названиях их имен были обычно отражены симптомы заболеваний, и в разных местах она были разные.

Невея, — мертвящая. Сидела Невея глубоко под землей прикованная железными цепями к столбу, а если удавалось ей вырваться, то она появлялась среди людей и косила целые поселения не щадя никого. Огнея – вызывала жар и высокую температуру Ледея (Знобуха) – вызывала сильный озноб Гнетея – лишала аппетита Грудница – изнуряла человека сильным кашлем, вызывала отдышку Глухея – закладывала уши Ломея-Костоломка – вызывала боль в суставах и ломоту во всем теле Тайная – разные скорби творила, никто не мог ее распознать Пухнея – вызывала сильные отеки, водянку Желтея – вызывала болезни печени и желчного пузыря, окрашивая кожу человека в желтый цвет Корчея – любила чужие жилы на свои кулачки наматывать, заставляя мучиться от боли Гладея – изводила бессонницей Тринадцатая Кумоха – самая старшая, «наибольшая» из них и самая злая. Именно Кумоха посылает своих сестер в мир людей – «знобить, грешное тело мучить и белые кости крушить».

Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в куклу вместо человека. Поэтому заговоренные куклы ставились рядком за печкою и хранились до церковного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 7 апреля. Накануне Благовещения, ночью, куклы Лихоманки сжигались вместе со старыми соломенными постелями. «В канун Благовещеньева дня, суеверная деревня приготовляется ко встрече великого праздника тем, что сжигает старые, слежавшиеся за зиму соломенные постели, окуривает дымом зимнюю одежду, а местами – и весь домашний скарб свой, думая этим отогнать всякую нечисть, порожденную темными силами зимы-Морганы. В это время суеверный народный опыт советует сожигать белье болящих людей – для защиты от «лихого сглаза» и от «всякого чарования».

Для изготовления куклы Лихоманки берут лоскут белой и лоскуты темной однотонной ткани трех цветов, накручивают их на нащипанную лучину длиной 10-15 см лоскуты крепят надерганными из ткани разноцветными нитками.

Для основы используют только «мертвое» наколотое дерево – сучок или ветку, отломанные от сухого полена. Куклу вяжут несколькими приемами, объединенными единым ритмом заговора. Сначала лоскут белой ткани, по ширине равный длине лучины, плотно на нее наматывают. Намотанную ткань закрепляют посередине лучины несколькими витками нити. Затем лоскутами однотонной темной ткани, по ширине чуть меньше двух третей длины лучины, обматывают конец лучины. Ткань закрепляют несколькими витками темной нити в средней части лучины.
От лоскута ткани другого цвета в три движения отрывают полосу размера 3х6 см. Толстой нитью или шнуром из нескольких нитей оторванный лоскут подвязывают передником, определяя лицевую сторону Лихоманки. Из квадратного (8х8 см) лоскута темной ткани складывают платок. Платком обтягивают конец лучины. Концы платка расправляют и крест-накрест укладывают на лицевой стороне куклы, затем закрепляют их узкой полосой ткани, завязанной узлом на тыльной стороне.
7. По какому поводу дарились куклы из золы (зольники) ?

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать.

Самой первой куклой была зольная кукла. Её делали из золы костра (очага), смешав золу с водой и сделав шарик, который потом оборачивали тряпицей. Эта древняя кукла была хранительницей домашнего очага. Это очень древняя кукла, хранительница домашнего очага. Зольная кукла  единственная кукла, которая делается  без головного убора и без волос. Голова делается из золы, а тело тряпичное. Еще она считается свадебной, потому что ее дарила мать своей дочери (невесте), передавая вместе с куклой силу родного огня. И невеста в дом к жениху уносила этот огонь и благословение своего рода, своих предков. Таким образом, на огненном уровне соединялись два рода.

Вплоть до 30-х годов нынешнего столетия подобными куклами одаривали молодоженов во время свадебных обрядов. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного из просеянной, а затем смоченной и спрессованной золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Плотное, толстое туловище сворачивали из ткани и набивали отходами, полученными при обработке конопли. Затем шили юбку, собирая ее на завязке под прикрепленными грудями.

При кукле находился маленький кукленок. Его тулово завертывали в пеленку и свивальник. И кукла, и куленок изготовлялись с «пустым» лицом. Детали опускались сознательно, иначе, по поверьям, идущим от предков, в игрушке поселится недобрая душа, которая способна сглазить играющего ребенка.

Для взрослых зольная кукла имела символический смысл. Зола издавна означала домашний, а изначально родовой очаг. Деревенские жители, почитающие сложившиеся обычаи, не разбрасывают золу, где попало, а ссыпают ее в укромное место неподалеку от своего жилья. Постепенно холм нарастает все выше и выше. Обитатели жилища держатся достойно. Соседи воспринимают их род сильным, богатым, благополучным. Именно поэтому кукла, изготовленная из золы своего домашнего очага, имела ритуальное, магическое значение. Являясь частицей родового зольника, она несла в себе идею сохранения рода, умножения потомства. Вручая ее жениху и невесте, родственники приговаривали: «Чтобы дети у вас были хорошие да много». Молодожены с благодарностью принимали священный подарок, бережно хранили его до тех времен, когда у них нарождались и подрастали дети, начинали играть с зольной куклой и ее кукленком. Взрослея, они постигали магический смысл простой игрушки, осознавали свою связь с окружающим миром.

А так же ее делали при переезде в новый дом, чтобы забрать с собой не только домового, но и силу огня из очага. Делала женщина ее как оберег своему любимому, когда он отправлялся в дальний путь по делам или военные походы. Она силой родного огня оберегала его в пути.

Голова куклы (шарик из золы, обернутый тканью)


Кукла в рубашке


Запеленатая кукла

Наряженная зольная

litcey.ru

История мягкой игрушки и особенности ее изготовления

Практически все в детстве любили поиграть мягкими игрушками. У одних были мягкие куклы, у других животные: зайчики, собачки, ежики и т.д. При этом не только дети радуются мягким игрушкам, но и взрослые. Ведь даже молодые барышни не против получить в подарок огромного розового мишку. Все видели и знают о существовании этих милых презентов, но какова же история мягкой игрушки? Она достаточно насыщенна и полна интересных событий.

Что представляет собой мягкая игрушка?

Мягкой игрушкой принято считать детскую игрушку, изготовленную из искусственного (или, как сейчас модно называть, экологичного) меха, а также ткани и материала для набивки.

Из чего сделаны игрушки – Из чего делают игрушки?

История создания мягкой игрушки пестрит фактами, в которых говорится об использовании самых разнообразных вещей для набивки, среди которых древесные опилки, стружка, хлопок, обычная вата и пр. Но в наши дни благодаря развитию новых технологий и промышленного сектора набивочный материал значительно изменился. Теперь в ходу гранулы синтетического происхождения, различной плотности синтепон и т.д.

История появления

Согласно мнениям большинства исследователей, история возникновения мягкой игрушки датируется третьим тысячелетием до нашей эры. Причем сначала появились деревянные игрушки на территории Египта. Позднее уже научились привносить новшество и добавлять в изделия подвижные части тела. Также ученые нашли останки игрушек во время раскопок в Италии (Помпеи). Это не мягкие, но все же игрушки, которые предназначались для детей.

Как оказалось, в каждой стране и регионе своя история мягкой игрушки. Так, были найдены прообразы мягких игрушек на территории Украины и в Сибири. Это фигуры в виде животных и птичек. Большим количеством найденных исследователями древних игрушек может похвастаться и Китай.

Из чего сделаны игрушки – Из чего делают игрушки?

Приближенные к современным игрушки начали производить французы в 19 столетии. Также в 70-е годы в Германии небольшая мастерская переросла в полноценную фирму по производству мягких игрушек под названием Steiff. Позднее – в начале 20 века – уже стартовал массовый выпуск мягких игрушек из плюша и пр.

Изготовление

Как показывает история возникновения мягкой игрушки, ее производство идет по нескольким направлениям. Одно из них – это изготовление упрощенных вариантов игрушки, в то время как второе предусматривает переход в сторону натуралистического образа, который в точности повторяет фигуру и движения того или иного животного, птицы, рыбки и пр.

Среди основных элементов для изготовления мягких игрушек следует отметить основные: лекало (либо выкройка), набор материалов (натуральный или искусственный мех, набивка, ткань), а также инструменты (иголки, нити, специальные палочки, различные ножницы).

Из чего сделаны игрушки – Из чего делают игрушки?

Игрушки своими руками

Если брать во внимание, что история мягкой игрушки началась не с мягких материалов, а с твердых (например, дерево), то и в наше время за основу иногда берется прочный каркас. Но чаще всего мягкая игрушка остается полностью мягкой, и внутри располагается лишь набивка.

Своими руками сделать мягкую игрушку не составляет особого труда. Самое главное для этого — запастись терпением, вниманием и прекрасным настроением. Не секрет, что с каждым годом количество мастеров, которые увлекаются хэнд-мейдом в игрушечной сфере, становится все больше и больше. Это связано не только с желанием иметь уникальную игрушку у себя дома, но и подарить подарок ручной работы ребенку, другу.

Тем более что история мягкой игрушки показывает такую статистику: изначально мягкие игрушки изготовлялись вручную по авторским наброскам, затем появилось фабричное производство, а сейчас и то и другое существует параллельно. Немаловажную роль в развитии ручных поделок играет интернет, благодаря которому можно без проблем найти различные выкройки, почитать способы и даже посмотреть видеоуроки.

Основные направления производства игрушек

На сегодняшний день выделяют несколько основных направлений, по которым производятся мягкие игрушки. Одно из первых мест в этом списке занимают куклы. Как известно, многие девочки любят пупсов, мягких на ощупь. Их особенностью является наличие закрывающихся и открывающихся глаз, такие куклы могут говорить и даже петь, отвечать на некоторые простые вопросы. Все это делается с помощью встроенных механизмов. Куклы можно переодевать, шить для них одежду, у них сгибаются руки и ноги.

Из чего сделаны игрушки – Из чего делают игрушки?

Не менее популярны плюшевые медведи, которые нравятся как мальчикам, так и девочкам. Когда излагается история мягкой игрушки, кратко о ней можно сказать следующее: сначала появились разные зверушки, а затем миром завладел плюшевый мишка, двигающий передними и задними лапами. Помимо кукол и мишек, выпускаются все остальные фигурки мягкого характера: зайцы, котики, слоны, тигры, львы, собачки, коровки и многие другие. Причем все эти зверушки могут быть разных размеров – от очень маленьких для грудничков до огромных, на которых дети спят, как на постели. Японские производители даже разработали модели таких мягких игрушек, которые полностью имитируют домашних любимцев (щенков, котят).

fb.ru

История мягких игрушек. Когда изобрели игрушки. Как придумали шить мягкие игрушки

Из чего сделаны игрушки – Из чего делают игрушки?

Зайчики, лисички, собачки, герои мультфильмов и, конечно же, мишки — сегодня эти игрушки можно найти в каждом доме. С ними весело играть и спокойнее засыпать. Но откуда же взялись наши любимые игрушки?

12 37 т.

Взгляд из древности

По мнению археологов, уже в ІІІ тысячелетии до нашей эры игрушки появились в Древнем Египте. Это были маленькие фигурки кошек, собак, тигров, коров, сделанные из дерева. В это же время использовались и сложные техники в изготовлении игрушек с подвижными частями тела. Большое количество игрушек археологи нашли на раскопках Помпеи. В Древней Греции и Риме были очень популярны трещотки и погремушки. Матери были убеждены, что подобные игрушки оберегают их малышей от зла.

Из чего сделаны игрушки – Из чего делают игрушки?

Много игрушек, изображающих мамонтов, тигров, носорогов были найдены на территории Сибири. Они поражают своей детальностью и максимальной приближённостью к реальности. Подобные находки были обнаружены и на территории Украины: игрушки были выполнены из мягкого камня и бивней ещё за 12 тысяч лет до нашей эры.

Из чего сделаны игрушки – Из чего делают игрушки?

Первые куклы были найдены в Египте, им около четырёх тысяч лет. Интересная традиция связана с куклами в Древней Греции и Риме. Девушки сохраняли их вплоть до замужества, а перед свадьбой приносили их в жертву богине любви. Помимо таких кукол были и игровые, которые чаще всего делали подвижными. В этот период изготавливали и марионеток.

Из чего сделаны игрушки – Из чего делают игрушки?

Игрушка становится мягкой

Что происходило с игрушками в Средневековье, неизвестно. Да и само слово «игрушка» появилось только в эпоху Ренессанса во Франции. Заботливые матери шили первые мягкие игрушки из клочков ткани, а набивали их соломой. В XVI веке игрушки стали производить на заказ. Куклы служили манекенами для модной одежды тех дней. Они были очень дорогими и принадлежали аристократам. И только в XIX столетии появилось массовое производство игрушек.

Из чего сделаны игрушки – Из чего делают игрушки?

Промышленная история мягкой игрушки началась в 70-е годы XIX века в Германии. Тогда многие женские журналы начали печатать выкройки и советы по изготовлению мягких игрушек своими руками. В 1879 г. жительница немецкого города Гинген Маргарет Штайфф, с детства прикованная к инвалидной коляске, сшила несколько забавных зверушек в подарок к Рождеству для своих племянников. Игрушки имели такой успех у соседей, что на Маргарет, слывшую первой рукодельницей в округе, буквально обрушился шквал заказов.

Из чего сделаны игрушки – Из чего делают игрушки?

Вскоре отец девушки открыл небольшую мастерскую, в которой трудилась Маргарет и её сёстры. Дело пошло с таким успехом, что уже через несколько лет мастерская превратилась в фабрику игрушек «Steiff». В 1901 году Маргарет запатентовала своего мишку, который опирался на все четыре лапы. А годом позже появился первый, столь ныне любимый во всём мире, плюшевый мишка. Художник Рихард Штайфф, один из тех самых племянников тётушки Mаргарет, придумал совместить конструкцию мягкой игрушки и куклы. У изготовленного по его эскизам медвежонка передние и задние лапы двигались на шарнирах.

Из чего сделаны игрушки – Из чего делают игрушки?

Но тогда у медвежонка ещё не было имени… Далеко от Германии, по ту сторону Атлантического океана, жена русского эмигранта украсила витрину своей лавки медвежонком, сшитым из ткани и набитым опилками. Он настолько понравился посетителям, что те захотели его купить. Владельцам пришлось срочно наладить пошив этих игрушек. А вскоре хозяин лавки обратился к тогдашнему президенту США с просьбой использовать его имя для медвежонка и получил согласие. К тому же в это время произошла интересная история с самим президентом Теодором Рузвельтом. Он, будучи страстным охотником, отказался стрелять в специально подведённого ему под выстрел медведя. История эта попала в газеты. Так в Америке, а затем и в Европе плюшевых медведей стали называть Тедди.

Из чего сделаны игрушки – Из чего делают игрушки?

Сегодня же игрушки просто поражают своими «умениями»: они могут говорить, петь и танцевать. Трудно себе представить, но некоторые игрушки полностью имитируют домашних любимцев. Неизменным остается одно — доброта и нежность, которую несет каждому ребенку игрушка, память о которой останется на всю жизнь.

Автор: Екатерина Ушакова

Материал предоставлен журналом «Игры и игрушки».

Читай также:

Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Другие материалы по теме

Нет результатов.

pustunchik.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.