С глубокой древности различные узоры были неотъемлемой частью быта первых людей. Простые, на первый взгляд, точки и хаотичное расположение прерывистых линий, имело большое магическое значение в жизни племен. С помощью нанесения рисунков – оберегали жилище, отгоняли диких зверей и злых духов, подманивали добычу охотникам. Повторяющиеся в определенном порядке изображения, символизировали плодородие. Ими пытались усмирить буйство стихий, внести мир, здоровье и благополучие всему роду.
Рисунком считается любое графическое изображение на поверхности, сделанное руками человека с помощью точек, линий, пятен и других техник. Это древнейший вид изображения, его начало восходит к палеолиту. Обычно в виде наскальной живописи, изображений животных и охотничьих сцен.
Узор – это рисунок, который несет информацию, символическую смысловую нагрузку. В древности означал своеобразный «идентификационный документ». Надеть одежду мужчине с «женским» узором было просто немыслимо. Так же как и женщине, одежду с символами для детей или подростков. По виду изображения на Руси каждый мог определить родовую принадлежность, общественное положение, примерный возраст и ремесло хозяина. Узоры на посуде наносились с целью отогнать различные хвори и лихоманки, придать здоровье членам семьи. Считали, что в расписанных специальными узорами деревянных и глиняных горшках и мисках долго не портится пища. Еда становится вкуснее и к ней не может прикасаться нечистая сила с целью порчи.
Орнамент (в переводе с латыни) – украшать. Он заключается в ряде элементов, сменяющими друг друга по очереди в строгом порядке. Используется для украшения, является законченным произведением, формирует художественное восприятие человека. Определенный орнамент может любую поверхность заставить выглядеть больше или меньше, придать объем, движение, изогнуть в разных направлениях.
Нанесение орнамента ведется по определенным схемам:
Орнамент на посуде обычно располагается:
Все орнаментальные узоры можно разделить на три основных:
Изобразительный – подразумевает конкретику в нанесении: человека, животного, растений, пейзажа, архитектуры, природы или символических рисунков.
Неизобразительный – геометрические формы и их части, необычные фигуры и композиции, обладающие неопределенными контурами.
Комбинированный – сочетание изображений и конкретных фигур с необычными элементами.
Орнаменты подразделяются по:
Технический орнамент стал первой формой изображения, которая получилась в результате человеческой деятельности. Это полоски, спирали и завитки, возникшие на глиняной посуде, при гончарной работе.
Орнамент на посуде «геометрический» основан на базе технического и символического. Он имеет четкие границы, состоит из прямых, точек и фигур. В нем строго следует повторение частей рисунка и определенной расцветки. Каждая фигура содержит первичное изображение, например, окружность – солнце и т.д.
Геометрические узоры и орнаменты на посуде идеальны для современного стиля. Они прекрасно подходят для кухни, оформленной в скандинавском стиле, хай-тек, модерн. Особенно выигрышно красивые узоры выглядят, если помещение оформлено в спокойных тонах.
Второй по популярности орнамент – растительный или цветочный. Для любой страны мира в определенные века характерен свой, традиционный орнамент на посуде. Для Китая и Японии излюбленное растение для росписи – хризантема, в Индии – фасоль, в России – березки, подсолнечник. С возникновением христианства, в Средние века, изображать стали трилистник и виноградную лозу. Готике присущ гранат и чертополох. Пышные розы 18-го века затмили тюльпаны предыдущей эпохи, а на смену им пришли ирисы и лилии.
Для этого орнамента возможны рисунки животных, птиц, рыб в реалистическом жанре, и символично. В таком случае он приближен к фантастическому. Изображения мифологических и сказочных персонажей (драконы, единороги, жар-птицы) особенно распространились в странах Древнего мира. Техника в стиле фэнтези характерна и для Средних веков, когда запрещались рисунки людей и животных. В хохломской живописи или гжели наиболее часто изображаются реалистичные лошади, птицы. Палехское письмо показывает сказочный мир. В современной анималистической росписи посуды с орнаментом, могут быть любые представители животного мира.
Пейзажные композиции на посуде могут изображаться в виде сюжетов на фоне гор, рек, водопадов. Иногда дополняются рисунками людей, животного мира, цветочными орнаментами. В основном изображаются в картинках городецкой росписи, гжели, палехской миниатюре.
Такой тип композиции выполняется в форме полоски или ленты. Как правило, состоит из чередующихся узоров и имеет четкие границы как в верхней части, так и в нижней. В оформлении посуды используют бордюр и кайму.
Бордюр изображается в виде серпантина, состоящего из чередующихся узоров, разделенных элементами. Узоры могут быть одинаковой величины, но различаться по цветовой гамме, или одного цвета, но разных типов, размеров, выполнены контрастно. Лента или полоса идет от центра в разные направления и оформляет края плоских тарелок и блюд, или сферической посуды.
Кайма – вид ленты или полосы из чередующихся элементов и композиций, обрамляющей картинки посуды с узорами и орнаментами.
Этот вид орнамента представляет геометрическую основу в форме сетки, на которой расположены различные мотивы. Обычные формы – в виде квадрата, прямоугольника, треугольника, реже – параллелограмма, ромба. Арабеска – тип сетчатого геометрического орнамента, в нем фигуры одного вида, накладываются друг на друга в различных сочетаниях, что создает бесконечные переплетения оригинального узора.
Этот старинный орнамент образуется сплошной полосой, изгибающейся под прямым углом. Также меандровый орнамент называется одномотивный или раппортный, в нем сменяющиеся рисунки чередуются, повторяется определенная композиция. В оформлении посуды, используется как бордюр, для украшения.
Этот тип орнамента выполняется в виде вензелей букв и частей текста, нанесенными различными способами. В результате получаются каллиграфические рисунки, в которых буквы искусно переплетены и сложены в различные мотивы. Особенно широко искусство каллиграфической росписи предметов домашнего быта и посуды распространилось в мусульманских странах, где запрещены изображения живых существ.
Вещные или предметные узоры возникли в Римской империи, пользовались огромной популярностью в эпоху рококо и барокко. Они отличаются чередующимися рисунками музыкальных инструментов, элементов искусства, бытовой тематики, военной, театральной и так далее.
Узор, в выполнении которого используется вся цветовая гамма, широко популярен при росписи посуды, разной кухонной утвари. Наиболее распространен и востребован, чем монохромный.
Символический орнамент изображений оформился, как условное обозначение людей, животных, растений и инструментов. Его история возникла в Египте, территориях Древнего Востока, и сейчас в России изображения пользуются популярностью, особенно в геральдике. Мезенская роспись также базируется на символизме.
Это орнамент, при котором разные элементы вписывают в геометрическую замкнутую форму (квадрат, многоугольник и т. д.), она обычно располагается в центральной части изделия. Рисунок, который вписывают в окружность, называют – розетта. Мотив одиночен, либо повторяется с поворотом (поворотная симметрия).
В готовом творческом проекте по ИЗО на тему «Узоры и орнаменты на посуде» автор дает определение понятий «узор» и «орнамент», рассказывает историю происхождения посуды, узоров и орнаментов на посуде, подробно останавливается на характеристике национального калмыцкого орнамента.
Автор ученического творческого проекта по рисованию (ИЗО) на тему «Узоры и орнаменты на посуде» в рамках практической работы научился рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, повторять правила их расположения друг за другом на тарелке. В работе дается характеристика разных видов орнамента: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.
Введение
1. Определение узора и орнамента.
2. История происхождения посуды, узоров и орнаментов на посуде.
3. Национальный калмыцкий орнамент.
4. Создание альбома эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды.
5. Оформление тарелки узорами и орнаментами.
Заключение
Список использованной литературы
Всё это создают мастера – умельцы, которые выполняют роспись, оформление посуды, приведение её в эстетический вид.
Я тоже захотела стать таким умельцем, узнать больше о способах оформления посуды узорами и орнаментами.
Актуальность проекта. Узоры и орнаменты встречаются на каждом шагу. Украшая части строений или предметы быта, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием.
Цель проекта: Изучение истории возникновения узоров и орнаментов на посуде. Оформление тарелки узорами и орнаментами.
Гипотеза проекта – если изучить технику выполнения узоров и орнаментов на посуде, то можно научиться самим, создавать эскизы узоров и орнаментов для росписи посуды.
Задачи проекта:
Предмет проекта: узоры и орнаменты на посуде.
Методы проекта: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, творческий.
Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз).
Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов.
В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.
Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира.
Древние люди стремились делать посуду не только удобной, но и красивой. На неё стали наносить разнообразные рисунки.
Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики.
И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.
Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.
Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.
Декоративно-прикладное искусство Калмыкии разнообразно и красочно. Калмыцкий народный орнамент представляет собой оригинальную, разнообразную по формам и колориту область декоративного искусства. В нем наибольшее использование нашли геометрические, растительные и животные формы, созвучные духу народа.
Калмыцкий орнамент берет свое начало в далеком прошлом Востока, откуда вышло и само этническое ядро калмыков. В основе многочисленных калмыцких орнаментальных мотивов лежат стилизованные изображения рогов, степных трав и цветов, солнца, луны и звезд, огня, облаков.
Создание альбома эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды
Для того чтобы создать альбом эскизов, я изучила какие бывают орнаменты.
Виды орнаментов:
Мне было очень интересно работать над проектом «Узоры и орнаменты на посуде». Я считаю, что достигла поставленных целей.
Во – первых, работая над проектом научилась работать с нужной литературой, приходить к правильному решению. Мне было очень интересно самостоятельно добывать новые знания.
Во – вторых, я закрепила знания о геометрических фигурах, научились видеть красоту различных орнаментов, рисовать орнамент на тарелке.
В – третьих, я оформила альбом эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды.
Я надеюсь, что приобретённые в процессе работы над проектом знания помогут мне и в дальнейшем видеть и создавать красоту вокруг себя.
Меня очень увлекла работа над данным проектом, и я намерена продолжить свое исследование теперь уже в области традиционной калмыцкой художественной росписи посуды.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ УЗОРЫ И ОРНАМЕНТЫ НА ПОСУДЕ»
Выполнила ученица 2 класса
филиала МБОУ СОШ с.Вишневое
НОШ с.Санниковка
Семёнова София
Руководитель проекта: учитель начальных классов
Дутлякова С. Г.
2015г.
Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Художники часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами. Сегодня мы перевоплотимся в художников. И создадим свою посуду с различными узорами и орнаментами.
Вокруг нас очень много предметов с геометрическими узорами. Эти узоры везде: на одежде, украшениях, посуде.
Узор – это рисунок, представляющий собой сочетание линий, красок, теней.
Геометрический узор – это рисунок, выполненный с помощью геометрических фигур. Если повторить узор в определенной последовательности несколько раз, получится орнамент. Это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов.
В ходе нашего проекта я узнаю, как используются геометрические узоры на посуде. Изготовлю странички для альбома «Узоры и орнаменты на посуде».
В этом проекте я подбирала иллюстрации с орнаментом, в котором присутствуют геометрические элементы, фотографировала.
А теперь выполним свой проект тарелки с геометрическим орнаментом в виде аппликации на картоне.
1.Составим план работы.
2.Определим последовательность этапов.
3. Вырежем из белого картона круг для модели тарелки.
4.Используя шаблоны, вырежем из цветной бумаги геометрические фигуры.
5. Расположим их в определённой последовательности в круге.
6. Выполним аппликацию орнамента.
7. Подумаем, где может применяться такой орнамент.
Каждый орнамент по – своему хорош!
А это мои работы – «Геометрические узоры и орнаменты на посуде».
Вывод: Геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание . Математика присутствует вокруг нас всегда и везде.
Семёнова София
Семёнова София
Семёнова София
Семёнова София
Особой популярностью в советское время, где-то в 60-х-70-х годах, пользовались шторы из бамбуковых палочек. Их вешали над дверью в комнату, и при легком соприкосновении с ними, можно было услышать особые побрякивающие звуки. Даже в известной юмористической программе того времени «Кабачок 13 стульев», именно такая штора висела на входе.
Самодельная штора из открыток и скрепок в типичной советской квартире.
С этими шторами становилось как-то уютнее и теплее. Они создавали отличное настроение, очень нравились детям и домашним четвероногим друзьям.
Чтобы создать такой шедевр, требовалась колоссальная усидчивость и аккуратность. А еще лучше — помощь всех членов семьи. И, конечно, несколько коробок канцелярских скрепок. На скрепки надевались особым образом сложенные полоски, нарезанные из открыток или ярких журналов (как вариант — фантики от конфет), облагороженные таким образом скрепки соединяли в цепочки нужной длины, цепочки крепили к тонкой рейке или просто нанизывали на леску или веревочку.
Так открыточно-скрепочная занавеска выглядела при ближайшем рассмотрении.
Полоски можно было не складывать, а скручивать в подобие бусин, но тогда вырезать их нужно было в форме очень длинных треугольников и заворачивать от основания к вершине. Из таких элементов младшие школьницы часто делали себе бусы и браслеты. Очень популярны были шторки из скрепок в комнатах девушек в студенческих общежитиях. Парни таким рукоделием занимались редко.
Конечно такой аксессуар служил недолго, так как яркие краски тускнели, выгорали, а скрепки ломались. Но этот факт не останавливал умельцев, и в каждом доме появлялся новомодный предмет. Некоторые рукодельницы украшали такие шторы еще и бусинами – смотрелось это очень оригинально и эффектно!
Менее популярными были шторы из магнитофонной ленты. Их сделать вообще было проще простого — ненужные ленты из бобинных магнитофонов просто разрезали на куски нужной длины и завешивали проем. Шторка получалась легкая, шуршащая и ненавязчиво намекала на то, что хозяин дома — меломан.
Воспоминания жителей СССР:
— У бабушки была бамбуковая, покупали в Гостиную, а я сама делала из открыток и скрепок. Радовалась, когда сделала, потом стали кусочки отрываться, где задевалось и сняли 🙂
***
— Я бы сейчас такие повесила, где бы купить 🙂
***
— Надо бы сделать в деревню…
***
— На эти дурацкие шторы мама отдала тетке мою коллекцию открыток, ненавижу эту гадость! 🙂
***
— Были и у нас и у всех родственников была эта шторка, у кого где висела. Мне нравилось в ладошках крутить их и греметь громко 🙂
***
— Помнится, бабуля моя где то подсмотрела и мы начали мастерить. Висела на даче, правда то ли усидчивости не хватило, то ли открыток. Жиденькая была очень 🙂
***
— У нас на Байконуре и сейчас такие продаются — деревянные, бамбуковые и даже пластиковые.
***
— Ээээххх… Загубила такую коллекцию открыток… А штора недоделанная до сих пор где-то лежит…
***
— А у меня так и не хватило терпения доделать!
***
— О даааа… Всей семьей делали, благо, открыток было много и не дорого 🙂
***
— У многих знакомых такие были, именно из скрепок и открыток. Никогда не понимал зачем это нужно. Ни красоты, ни практической пользы.
***
— Помню эти мучительные часы с открытками и скрепками, вот это ЛЕГО нашего детства было, зато вся семья вместе и все заняты одним хорошим добрым делом 🙂
Наверняка в закромах каждой хозяюшки лежат комплекты пуговиц, которые копятся и хранятся про запас. Они приходят на помощь, когда внезапно отрываются и бесследно исчезают пуговицы на одежде.
Разноцветные пуговицы
Однако пуговки используют не только по прямому назначению. Бытует масса идей, как сделать оригинальные вещицы из пуговиц. Мастера часто применяют их при создании заколок, сумочек, брелоков и т.д. Однако сегодня также популярен и декор из пуговиц, который задействуется в оформлении интерьеров. Пуговки пришиваются к отдельным элементам из текстиля: занавескам, подушкам, игрушкам и покрывалам, а также используются для создания более масштабных вещей. Творческая жилка и нескончаемая фантазия могут подарить массу настоящих шедевров, которые украсят любой интерьер. Причем сам процесс создания подобных декораций позволяет увлекательно провести время и увлечь этим занятием детишек. В сегодняшней статье мы разберем, как сделать шторы из пуговиц своими руками.
Не бойтесь дать волю своему воображению. Чтобы смастерить интересные шторки, сочетайте друг с другом разные материалы. Пуговки хорошо смотрятся с бусинами и стеклярусом, так что смело применяйте и те, и другие. Кроме того, такие занавески украшают не только оконные, но и дверные проемы. Сделать шторы из пуговиц не составит проблем – ведь сегодняшний ассортимент материалов предоставляет для домашнего рукоделия широкие возможности. Приобрести необходимые декоративные элементы можно в любом магазине для творчества. Сегодня продаются пуговицы разных форм, расцветок и размеров. Причем для фурнитуры используются разные материалы: ткань, дерево, пластик, металл и т.д.
Процесс создания шторы из пуговиц прост до безобразия и не требует больших усилий. Зато такая занавеска смотрится необычно и приковывает к себе взгляд. Наибольшего визуального эффекта можно достичь, если использовать броские материалы. Хотя белые и черные шторы, а также сочетание белого с черным тоже смотрятся интересно и обязательно найдут свою армию поклонников.
Бусины
Если вы хотите добиться эффекта старины, то можете искусственно «состарить» пуговицы, правда для этого лучше подбирать материалы с большим диаметром. Наносим медный акрил, ждем пока он высохнет. Затем кистью с жесткими щетинками покрываем пуговки зеленой краской с глянцем так, чтобы проглядывала медная основа. Наносим следующий слой, для этого смешиваем серую и зеленую перламутровую краску с водой. Когда материал полностью высохнет покройте его лаком.
Численность фурнитуры зависит от размерности будущей шторки и порой составляет несколько тысяч. Вы можете использовать только пуговицы либо разбавить их другими элементами декора:
За основу обычно берется толстая леска либо прочная капроновая нить, подойдет и атласная лента. Кроме этого вам потребуется карниз либо деревянная планка.
Как мы уже говорили, сделать шторы из пуговиц не сложно. Это довольно легкий и увлекательный процесс. Плотность между материалами выбирается на ваше усмотрение, зачастую, чтобы закрепить фурнитуру на определенном уровне используют «петли», дважды пропуская нить либо леску через отверстия. Это позволяет зафиксировать пуговку на своем месте. Самостоятельно она не сдвинется со своего положения, но вы всегда сможете передвинуть ее легким движением руки.
После того, как вы соберете необходимое количество подвесок, выберите место и закрепите занавеску. Это делается следующими способами:
Возьмите на заметку, что длина карниза и деревянной планки должна превышать ширину окна либо двери.
Занавеси из пуговиц и бусин смотрятся в интерьере гениально и легко. А за счет использования разноцветной фурнитуры интерьер обретает романтичность, оживает и наполняется игривым светом. Этот аксессуар приковывает к себе восхищенные взгляды, к нему хочется подойти поближе, разглядеть и потрогать.
Такие занавески украшают не только оконные или дверные проемы, шторки из пуговиц используют для зонирования, декорирования ниши, а также в качестве балдахина над кроватью. При этом они не занимают много места. Дети тоже очень любят такие вещи, поэтому, когда мы делаем шторы из пуговиц для детской комнаты, то желательно использовать фурнитуру ярких и сочных расцветок. Такие шторки всегда вызывают положительные эмоции и оберегают от плохих мыслей.
httpv://www.youtube.com/watch?v=NAEFt5A6C0A
Такие шторки не защитят вашу комнату от любопытного взгляда посторонних людей, зато вполне уместны в частном доме, окруженном забором, либо на верхних этажах. Если вы живете на первом этаже, то возможно вас заинтересуют рулонные шторы на подвязках с пуговицами. Попробуйте сотворить такой шедевр, и вы не разочаруетесь.
Посуда с орнаментом всегда пользовалась спросом и привлекала к себе внимание. Ведь при помощи нее можно как накрыть праздничный стол, так и дополнить интерьер всей кухни.
Различные орнаменты, узоры, рисунки создают уютную домашнюю атмосферу и помогают создать стилистику кухни.
Посуда с орнаментомСледует различать понятие орнамента, узора и рисунка для того, чтобы понимать, какой именно тип украшения хочется приобрести.
Орнамент — абстрактное обрамление в виде последовательно повторяющихся элементов. Чаще всего он имеет границы (иногда четкие, иногда размытые). Например, на тарелках и блюдцах орнамент может быть выполнен на кайме изделия.
Каемки с орнаментомНа посуде встречаются несколько видов орнамента:
Узор — это сочетание линий, красок, оттенков, выполненный абсолютно в любом стиле, не имеющий каких — либо закономерностей в расположении (это его главное отличие от орнамента). Также разделяется по тематике на геометрический, растительный и анималистический.
Классический рисунок дает более широкое поле для выражения художественных идей. Рисунки бывают сюжетные, абстрактные и комбинированный.
Современные технологи нанесения позволяют изобразить на посуде абсолютно любые изображения — от героев любимых мультфильмов до семейных фотографий и портретов.
У каждого народа есть традиционный вид искусства, который передаются от потомков к потомкам и становится со временем целым направлением в искусстве. К таким масштабным стилям относятся:
Существует множество заводов по изготовлению посуды, которые занимаются в том числе и оформлением в вышеперечисленных популярных техниках росписи. Среди них Гжельский фарфоровый завод, Дулевский фарфоровый завод.
Нанесение рисунков на посуду стало возможно и не в таких крупных масштабах — практически в любом магазине фотопечати есть специальные станки для печати изображений на кружках, тарелках. Такая посуда — отличный сувенир и способ поздравить близкого человека.
Благодаря современной технике, можно самостоятельно создать проект узоров и орнаментов на при помощи специальных компьютерных программ, а уже после воплотить их в реальность.
Математика, 2 класс
Урок № 17. Повторение пройденного материала. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Как люди украшают посуду?
-Что такое узор и орнамент?
Глоссарий по теме:
Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней.
Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы.
Раппорт (от фр.rapport — возвращение) — минимальная площадь повторяющегося рисунка.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. –8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.48-57
2. Математика. Тетрадь учебных достижений. 2 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Волкова С.И.-М.: Просвещение, 2017.- с.28-31
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Люди с давних пор пытались сделать все вокруг себя прекрасней. Поэтому они украшали то, что их окружало: стены жилищ, одежду, предметы обихода. Самыми простыми были узоры на посуде, состоящие из повторяющихся точек, отрезков, геометрических фигур.
Узор – это рисунок, который представляет собой сочетание линий, красок и теней.
Орнамент – это украшение, узор, который состоит из ритмически повторяющихся элементов.
Орнаменты бывают геометрические
животные
растительные
Геометрические орнаменты могут располагаться в полосе, в круге, в квадрате
Квадрат, овал, круг … Представьте вроде бы, простые геометрические фигуры, но при определённом чередовании фигур в сочетании с цветом могут создавать неповторимые узоры на посуде.
Давайте полюбуемся. Красные кружки – будто горошинки по белому кругу, или зеленые цепочки на прозрачном стекле стакана — и волшебство круга в орнаменте посуды просто восхищает!
Ромбики, квадратики, прямоугольники – в их строгой геометрии форм необыкновенное очарование рисунка посуды. Цепочки квадратов, разных по цвету и размеру, выстраиваются в узоры правильных и неправильных форм, переходят то в ромбы, то в прямоугольники.
Мы уже знаем, что орнаменты — это чередование повторяющихся частей. Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется раппортом (от фр.rapport — возвращение).
По характеру чередования раппортов все орнаменты подразделяются на виды:
1. Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении.
2. Центрический орнамент, он основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси.
3. Сетчатый орнамент— это когда раппорт заполняет всю поверхность, развиваясь в двух направлениях — по вертикали и по горизонтали.
Математика всегда и везде вокруг нас! Хочется смотреть на эту математическую красоту. Постарайтесь замечать ее и принимать участие в создании новых узоров и орнаментов.
Тренировочные задания.
1. Какие элементы нужно добавить, чтобы рисунки на тарелках были одинаковыми? Выберите один из трех вариантов ответа:
Варианты ответов:
1) 2) 3)
Правильный ответ:
2)
2. Из чего состоят геометрические узоры? Отгадайте и выделите синим цветом слова по вертикали и горизонтали в филворде:
1.
1=Т
2.Прямые, кривые ___________
3. Геометрические ___________
К | А | Л | Е | Д | П | И | Р | П | О |
О | Т | О | Ч | Е | К | Р | Т | Л | Е |
Д | Ы | М | К | Т | Н | И | А | И | Б |
Ф | И | А | И | Д | В | Н | Т | М | Ч |
О | Г | Н | О | Ф | И | А | Н | А | Ь |
П | У | А | Я | Л | И | Н | И | И | О |
Т | Р | Ы | Я | П | А | Ь | С | К | И |
Правильный вариант:
1. Точки
2. Линии
3. Фигуры
К | А | Л | Е | Д | П | И | Р | П | О |
О | Т | О | Ч | Е | К | Р | Т | Л | Е |
Д | Ы | М | К | Т | Н | И | А | И | Б |
Ф | И | А | И | Д | В | Н | Т | М | Ч |
О | Г | Н | О | Ф | И | А | Н | А | Ь |
П | У | А | Я | Л | И | Н | И | И | О |
Т | Р | Ы | Я | П | А | Ь | С | К | И |
Слайд №2 | |
Тема проекта: Узоры и орнаменты на посуде. Цели и задачи проекта: Узнать что такое узор, орнамент и как украшают посуду разнообразными узорами. Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами. | |
Слайд №3 | |
Узор это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз). ![]() | |
Слайд №4 | |
Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру. | |
Слайд №5 | |
Словари объясняют: узор — это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней, а орнамент — это узор, состоящий из повторяющихся в определенном порядке элементов. | |
Слайд №6 | |
Узоры и орнаменты применяются в различных областях, имеют разные способы создания . Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны. Узоры и орнаменты используются в народном творчестве. | |
Слайд №7 | |
Я создал альбом «Орнаменты и узоры на посуде», в котором размещены фотографии наиболее понравившихся мне узоров, которые я видел в различных местах и исчерпал из различных источников. | |
Слайд №8 | |
Это орнамент на тарелке из квадратов. | |
Слайд №9 | |
Это белые с чёрными кругами чашки и чёрные тарелки с белыми кружками. | |
Слайд №10 | |
Это белая чашка с разноцветными кольцами и белое блюдце с разноцветным орнаментом по краям. | |
Слайд №11 | |
Белая чашка с золотым рисунком и красными ягодами рябины. Блюдце с золотым узором. | |
Слайд №12 | |
Это геометрические фигуры на чашке. | |
Слайд №13 | |
Белая чашка и блюдце с синим и золотым узором | |
Слайд №14 | |
Стеклянные стаканы с разноцветными кружками | |
Слайд №15 | |
Слайд №16 | |
Слайд №17 | |
Слайд №18 | |
Вывод: Узоры и орнаменты бывают разные.![]() Спасибо за внимание! |
Здесь пойдет речь о таком направлении рукодельного мастерства как роспись тарелок и посуды. Причем это могут быть как керамические декоративные тарелки для украшения стен, так и обычная посуда для еды, из которой можно кушать!
Мы подготовили 5 мастер-классов и уроки: как нарисовать на тарелке рисунок или узор по шаблону, как сделать точечную роспись своими руками. И много других техник для совсем начинающих!
В любом случае, и те, и другие будут радовать Вас значительно больше, если вложить в них частичку своей уши, раскрасить посуду и тарелки под свой вкус.
Содержание статьи:
Основные инструменты для создания узор на тарелке это:
С помощью этого точечной техники росписи можно создавать декоративные тарелки. Также можно украшать поверхность чашек или чайников, которая не соприкасается непосредственно с едой (то есть разрисовываем внешнюю поверхность).
ВНИМАНИЕ: Можно заменить для точечной росписи на акриловую краску — но в этом случае получиться сувенирная тарелка не для еды.
Вешайте тарелки на стены, пейте чай с чашечек, в общем – наслаждайтесь результатом проделанной работы!
Как нарисовать на тарелке рисунок — шаблонРоспись маркером- самая простая и доступная техника росписи тарелок, для этого вам всего лишьнужно приобрести специальный карандаш по фарформу, создать рисунок и закалить блюда. Расмотрим детальные мастерклассыю
Можно ли совместить нежные и тонкие цветочные рисунки с большими и даже немножко грубыми буквами? Что с этого выйдет? Иногда надо поэкспериментировать, чтобы получить интересные сочетания, которые кажутся несовместимыми на первый взгляд, но вызывают восхищение при виде картины целиком.
В этом методе разукрашивания тарелок как раз и будут использоваться такие вот странные совмещения стилей.
Важно: с тарелок, разукрашенных таким методом, нельзя кушать! Они подходят исключительно для декорирования помещения.
Как сделать надпись на тарелкеКак насчет того, чтобы пить чай или кофе, и при этом читать свой любимый стих или вдохновляющие цитаты прямо с … чашки и блюдца?
Нравится идея? Тогда нескольких специальных инструментов, немного свободного времени и умения писать будет достаточно для ее реализации.
Теперь каждая чашечка чая будет дарить действительно высшее блаженство!
Узор на тарелке своими рукамиВ этом мастер-классе вы «на блюдечке с голубой каемочкой» получите метод изготовления именно таких тарелочек. Нежные бело-голубые тона помогут создать спокойную и вдохновляющую атмосферу. Речь пойдет о создании серии тарелок для декорирования помещений, кушать с них нельзя!
Материалы для работы:
Этапы выполнения:
Декорирование стены закончено, наслаждайтесь результатом!
Роспись тарелки акриловыми краскамиБелые тарелки выглядят хорошо, просто и элегантно. Но если приложить немножко усилий, чтобы их разрисовать, они станут просто восхитительными! Поскольку здесь будем создавать абстрактный рисунок, он будет под силу и любителям и профессионалам.
Материалы для работы:
Этапы выполнения:
Теперь посуда готова к использованию, она стойкая к микроволновой печке и мойке (как к ручной, так и в посудомоечной машине).
ВНИМАНИЕ: С таких тарелок можно кушать, данная краска является безопасной для человека. Если захотите, посуду можно также использовать и в декоративных целях.
С такими тарелками каждый день будет наполнен морским релаксом!
Полное руководство по росписи керамики (кружек и тарелок) акрилом!
Роспись мазкамиНе обязательно тратить часы на кропотливое создание рисунка, чтобы получить хороший результат. Не зря говорят, что все гениальное просто! Всего несколько мазков и обычная белая тарелка превращается в образец современного искусства!
Напоследок замечу, что разрисовка мазками выглядит красиво как при использовании одновременно множества ярких красок, так и всего нескольких оттенков одного цвета.
Ниже приведены шаблоны и идеи для росписи — на любой вкус. Создайте узор в точечной технике или просто по шаблону.
В наличии (183) Нет в наличии (553)
Блюдо и подносы (90) Канистры и хранение (57) Формы для выпечки (52) Серверы для чая и кофе, диспенсеры для напитков и аксессуары (44) Чашки и кружки (42) Сервировочные тарелки (42) Другой домашний декор (31) Миски (Установите чаши) (29) Соль и перец, Шейкеры для специй (29) Другая сервировочная посуда (25) Другая посуда (24) Тарелки (24) Сливки и сахар (20) Баночки для Приправ (16) Постельное белье для посуды (15) Вазы и урны (15) Разместите ножи (14) Соусники и супницы для соуса (12) Кухонные и кухонные принадлежности (12) Подсвечники, подсвечники и аксессуары (10) Сервировочные ножи (10) Аксессуары для посуды (9) Блюда из сливочного масла (9) Блюда из конфет, бон-бон и орехов (9) Сосуды для масла и уксуса (9) Сервировочные вилки (9) Принадлежности для посуды (9) Цветочные горшки, кашпо, кашпо (8) Сервировочные наборы (8) Хайболлы, стаканы, кулеры (6) Рамы для картин (6) Разместите вилки (6) Положите ложки (6) Холодный напиток (4) Старомодный (4) Наборы мест (4) Сервировочные ложки (4) Бокалы для вина (4) Часы (3) Коллекционные тарелки (2) Другие предметы коллекционирования (2) Бокалы для воды (2) Корзины (1) Бокалы для пива (1) Лампы (1) Прочие столовые приборы и металлические предметы (1)
Есть (551) Нет (185)
Есть (34) Нет (702)
Новые поступления (12) Сезонные фавориты (33)
Менее 10 долларов США (6) От 10 до 20 долларов (28) От 20 до 30 долларов (43) 30–50 долларов (44) От 50 до 100 долларов (45) 100–150 долларов (8) 150–200 долларов (1) 200–250 долларов (2) 250 долларов США + (6)
В наличии (139) Нет в наличии (855)
Другой домашний декор (166) Вазы и урны (143) Блюдо и подносы (83) Серверы для чая и кофе, диспенсеры для напитков и аксессуары (68) Лампы (61) Чашки и кружки (56) Сервировочные тарелки (50) Канистры и хранение (46) Сливки и сахар (45) Блюда из конфет, бон-бон и орехов (30) Соль и перец, Шейкеры для специй (24) Тарелки (18) Другая посуда (17) Постельное белье для посуды (17) Часы (15) Баночки для Приправ (15) Цветочные горшки, кашпо, кашпо (15) Соусники и супницы для соуса (14) Миски (место тарелок) (13) Аксессуары для посуды (12) Другая сервировочная посуда (12) Подсвечники, подсвечники и аксессуары (10) Наборы стульев (10) Блюда из сливочного масла (9) Рамы для картин (8) Принадлежности для посуды (8) Разместите ножи (6) Сервировочные ножи (6) Кухонные и кухонные принадлежности (3) Сервировочные вилки (3) Сервировочные ложки (3) Формы для выпечки (2) Корзины (2) Сервировочные наборы (2) Коллекционные тарелки (1) Сосуды для масла и уксуса (1) Орнаменты (1) Прочие столовые приборы и металлические предметы (1) Разместите вилки (1) Положить ложки (1)
Есть (619) Нет (375)
Есть (36) Нет (958)
Новые поступления (9) Сезонные фавориты (13)
Менее 10 долларов США (4) От 10 до 20 долларов (25) 20–30 долларов (21) 30–50 долларов (41) От 50 до 100 долларов (37) 100–150 долларов (10) 150–200 долларов (2) 250 долларов США + (1)
В наличии (70) Нет в наличии (211)
Формы для выпечки (46) Чашки и кружки (35) Блюдо и подносы (29) Сервировочные тарелки (20) Другой домашний декор (15) Серверы для чая и кофе, диспенсеры для напитков и аксессуары (14) Миски (место тарелок) (13) Кухонные и кухонные принадлежности (13) Тарелки (13) Сливки и сахар (9) Наборы мест (9) Посуда Постельное белье (7) Аксессуары для посуды (6) Канистры и хранение (6) Другая сервировочная посуда (6) Соль и перец, Шейкеры для специй (6) Соусники и супницы для соуса (4) Хайболлы, стаканы, кулеры (4) Старомодный (4) Рамы для картин (4) Сервировочные наборы (4) Принадлежности для посуды (4) Блюда из сливочного масла (3) Часы (2) Корзины (1) Подсвечники, подсвечники и аксессуары (1) Блюда из конфет, бон-бон и орехов (1) Лампы (1) Другая посуда (1) Сервировочные вилки (1) Сервировочные ложки (1) Бокалы для воды (1)
Есть (188) Нет (93)
Есть (35) Нет (246)
Новые поступления (4) Сезонные фавориты (16)
От 10 до 20 долларов (2) От 20 до 30 долларов (11) 30–50 долларов (27) От 50 до 100 долларов (20) 100–150 долларов (5) 150–200 долларов (5)
Автор: SF Gate Contributor Обновлено 8 марта 2021 г.
Семейные реликвии часто включают набор посуды или фарфор, передаваемый из поколения в поколение.По мере того, как они стареют и с ними обращается все больше людей, некоторые предметы в вашем наборе посуды могут оказаться треснутыми или сломанными. Или, может быть, вы просто хотите знать, сколько стоит ваш набор посуды. Поскольку многие магазины или интернет-сайты могут предложить запасные части для вашего любимого фарфора, вам нужно сначала узнать производителя, прежде чем вы сможете определить узор.
Характеристики вашего фарфора или посуды и ее форма могут помочь определить набор посуды и ее рисунок.Большинство тарелок, изготовленных до 1950-х годов, имеют полностью круглую форму, если только это не предмет ар-деко. Если пластины имеют второй зубчатый обод внутри пластины — они называются пластинами обода — они отличаются от пластин купе, которые имеют особый диаметр и не имеют углублений в форме. По словам Replacements, LTD, ободные пластины со специальным дизайном внутри углубления могут помочь подтвердить производителя и узор.
В большинстве случаев производители посуды включают штамп производителя или товарный знак на обратной стороне тарелок, блюдцев или подносов.Переверните посуду и найдите опознавательный клеймо, штамп производителя или товарный знак в центре задней части предмета. Знак может быть нарисован, вдавлен в посуду или проштампован.
Также ищите имя дизайнера, так как оно может указывать на более качественный набор посуды. Некоторые действительно старые наборы могут не иметь товарного знака, особенно если они были созданы специально для продавца. Если товарный знак не виден, ищите страну происхождения, так как это может помочь сузить область поиска.
Многие производители посуды ведут учет своих шаблонов, присваивая имя, номер или и то, и другое определенному шаблону.Но некоторые производители использовали только число в качестве названия шаблона. Обратите внимание на любые числа на обратной стороне пластин. Lenox сообщает, что они фактически используют метки булавками на обратной стороне своих тарелок.
Если у вас есть товарный знак и марка производителя, а также название или номер шаблона, вы можете исследовать книги шаблонов в своей местной библиотеке, выполнить поиск на многих онлайн-сайтах шаблонов посуды или передать свой шаблон в коллекционер посуды для название образца или оценка.
Если на вашей посуде нет марки производителя, товарного знака, буквенного штампа или нет идентифицирующего имени или номера рисунка, сравните рисунок на вашей посуде с рисунками посуды в справочниках или в Интернете.Если вы планируете искать в базе данных посуды в Интернете, придерживайтесь общих терминов, а не конкретных, чтобы обеспечить более широкие результаты поиска, которые вы можете сузить по мере поиска.
Если на вашем рисунке изображена природа с преобладающим зеленым цветом, ищите «зеленый узор природы». Если на нем есть цветы, но преобладает синий цвет, вставьте «синий цветочный узор». Это может оказаться самым сложным и занять больше всего времени, но если у вас возникнут проблемы, обратитесь к специалисту по винтажным или антикварным предметам коллекционирования.
Немецкий ученый Эрнст Хладни был одним из пионеров экспериментальной акустики.Его исследования различных видов вибраций послужили основой для научного понимания звука, которое появилось позже в 19 веке. Одним из изобретений Хладни была техника изучения движений вибрирующих пластин. Начав с металлической пластины, поверхность которой была слегка посыпана песком, он обнаружил, что ее изгиб создает характерные узоры, которые могут быть связаны с физическими размерами пластины. «Пластины Хладни», как их стали называть, предоставили ранний способ визуализации воздействия вибрации на механические поверхности.Хладни даже смог создать формулу, которая успешно предсказывала узоры на вибрирующих круглых пластинах. Успех исследований Хладни в сочетании с популярностью его многочисленных публичных демонстраций во многом улучшил состояние акустики при его жизни и вдохновил многих исследователей акустики, которые позже расширили его работу. Когда начали понимать паттерны Хладни, было обнаружено, что их также можно использовать аналитически, , чтобы предоставить информацию об условиях, которые их сформировали.Например, скрипичные мастера долгое время использовали фигуры Хладни для обеспечения обратной связи, когда они формируют критически важные переднюю и заднюю пластины резонансной коробки инструмента. На деревянные пластины посыпают мелкие металлические опилки, которые затем вибрируют (до семи разных частот), создавая серию узоров. Большая часть окончательной формы пластин направлена на то, чтобы рисунки на обеих пластинах совпадали и были симметричными. Эта симметрия — это то, что позволяет резонатору двигаться как единая масса и воспроизводить самые богатые и прекрасные тона.Паттерны Хладни по-прежнему представляют научный интерес, хотя их аналитическое использование в основном заменено другими технологиями. Сегодня эти цифры, скорее всего, будут получены с помощью виртуальной программы визуализации, чем с помощью реальной вибрирующей пластины.
Пластина Хладни
Этот инструмент использовался в средней школе Огайо и, вероятно, датируется концом 19 или началом 20 веков. Тиражирование классических экспериментов было обычным способом обучения науке в то время, а фигуры Хладни считались одновременно поучительными и красивыми.
Чтобы «поиграть» на этом инструменте, сначала посыпьте его тонким слоем песка (или соли), а затем активируйте тарелку, наклонив середину одного края хорошо раскрашенным смычком. Узор будет быстро формироваться, потому что, когда плита вибрирует, песок на движущихся участках отскакивает и накапливается в тех местах, которые не двигаются («узлы»). Немного потренировавшись, можно легко добиться «основного» тона тарелки, и песок превратится в большой крестик, покрывающий всю тарелку. Более жесткий и быстрый поклон в одном и том же месте дает гораздо более высокий тон и создает более детальный узор с большим количеством узлов и меньшими открытыми пространствами.
«Связь вибраций»
Эти инструменты демонстрируют «передачу вибраций» между соединенными пластинами. Эту тему впервые исследовал французский ученый Феликс Савар в 1820-х годах. Савар экспериментировал с парой одинаковых стеклянных дисков, которые были соединены только одним стеклянным стержнем. Когда два диска были посыпаны песком и первый вибрировал, оба диска образовали одинаковые узоры.
«Связь колебаний»
(PH * 314,581.1 и .2)
Изображение большего размера
«Вибрация плит»
Эта стойка состоит из 3 квадратных и 3 круглых латунных пластин разных размеров. Он использовался, чтобы продемонстрировать влияние изменений размера и толщины пластин как на их тон, так и на создаваемые ими фигуры Хладни. Пластина того же размера, что и соседняя, но вдвое большей толщины, будет воспроизводить ноту вдвое выше, а пластина, площадь которой составляет половину площади соседней, но вдвое больше толщины, будет издавать звук. Обратите внимание, что это в четыре раза больше.
«Вилочная труба»
Эта вилкообразная трубка использовалась для исследования движений различных частей колеблющейся пластины Хладни. Если бы концы трубки находились над двумя зонами, которые вибрировали в одном направлении, звук был бы слышен, но если бы вибрации были в противоположных направлениях, они бы нейтрализовали друг друга (интерферируют), и звук значительно уменьшился бы.
«Если вы хотите раскрыть секреты вселенной, думайте об энергии, частоте и вибрации.»- Никола Тесла
Можем ли мы «увидеть» звук? Не напрямую, но мы можем приблизиться. Изменив нашу точку зрения, мы можем многое узнать о природе акустики. Один из способов наблюдения акустических явлений — изучение стоячих волн в твердой среде, известной как пластина Хладни . Специальная техника создает на пластине узоры, раскрывающие физическую природу звука.
Представьте, что вы на концерте классической музыки.Оркестр закончил разминку. Свет погас. Единственный прожектор освещает солистку-скрипачку, когда она движется вперед и в центр сцены. Она поднимает свой лук, и аудитория начинает молчать, предвкушая ее первую звучную ноту. Скрипач натягивает смычок поперек струны … и нота, которая прекрасно звучит, разносится по всему залу для вашего удовольствия от прослушивания.
Музыканты на разминке на сцене перед выступлением. Изображение предоставлено Jiaqian AirplaneFan — Собственная работа.Под лицензией CC-BY 3.0 через Wikimedia Commons.
Помимо таланта и подготовки скрипача, качество скрипки играет большую роль в создаваемом звуке. Музыканты очень разборчивы в своих инструментах, и это правильно, потому что дизайн инструмента влияет на его резонанс. Например, при сгибании струны струна колеблется с определенной частотой, которая измеряется тем, сколько раз в секунду она колеблется вперед и назад. Очень важно, чтобы мост и корпус скрипки были оптимизированы для передачи энергии этой вибрации — в противном случае резонанс будет минимальным.
Скрипки и другие струнные инструменты спроектированы и изготовлены путем тестирования оптимального положения отверстий, толщины древесины и размещения внутренних арматурных стержней, среди других факторов. Также можно визуализировать геометрию различных типов вибрации, называемых паттернами Хладни, которые возможны в скрипке с помощью пластины Хладни.
Фотография алюминиевой пластины Хладни в форме скрипки, на которой виден узор Хладни. Изображение Стивена Морриса — Собственная работа.Под лицензией CC BY 2.0 через Flickr.
Как работают тарелки Хладни и как они появились?
Теперь мы знаем, что звук распространяется волнами через твердую, газовую или жидкую среду, но мы не всегда знали об этом. В конце 1700-х годов немецкий ученый Эрнст Хладни первым показал, что звук распространяется по волнам, придумав способ визуализировать их колебания.
Вскоре после получения диплома юриста Эрнст Хладни резко поменял свою карьеру, в результате чего он стал известен как «отец метеоритики» и «отец акустики».Собственный отец Хладни был профессором права и не одобрял интереса сына к науке, заставляя его пойти по его стопам и стать юристом. Хладни послушно сделал то, что от него ожидалось, но вскоре после окончания юридического факультета в 1782 году он получил известие о смерти своего отца. Хотя это, должно быть, было трудное время для Хладни, он не стеснялся делать карьеру, которую действительно хотел, и обратил свое внимание на физику.
По иронии судьбы, юридическое образование Хладни дало ему преимущество в этой науке: получив опыт в рассмотрении показаний очевидцев для судебных дел, он использовал аналогичные методы, чтобы поддержать свою теорию о том, что метеоры имеют внеземное, а не вулканическое происхождение, что было преобладающим консенсусом в время.
Хладни исследовал все, что мог, об объектах, падающих с неба, и нашел людей, которые были свидетелями событий, слышали и видели похожие явления: массы камней, падающие на землю, огненные шары, взрывы и звуковые удары. Собрав самые надежные свидетельства очевидцев, Хладни смог оценить скорость, с которой камни вошли в атмосферу. Он пришел к выводу, что эти чрезвычайно высокие скорости, в дополнение к обгоревшим камням, были возможны только в том случае, если камни пришли из космоса.
Слева: Эрнст Хладни. Изображение находится в открытом доступе в США, через Wikimedia Commons. Справа: иллюстрация техники тарелки Хладни. Изображение находится в открытом доступе в США, через Wikimedia Commons.
Chladni также проложил путь экспериментальной акустике. Возможно, именно интерес и способности физика к музыке вдохновили его на поиски новых инструментов, основанных на изобретениях Бенджамина Франклина и Роберта Гука, в том числе эйфон и клавишный цилиндр.Он путешествовал со своими инструментами по Европе, проводя демонстрации и объясняя науку, лежащую в основе их конструкций.
Среди своих достижений он смог определять скорости звука в газах с помощью органной трубы и разработал закон Хладни . Эта формула связывает частоту мод колебаний плоской круглой пластины. Среди других приложений закон Хладни может помочь предсказать модели вибрации на плоских поверхностях и описать вибрацию тарелок и колокольчиков.
Интерес Хладни к музыке и акустике привел его к рассмотрению формы и симметрии инструмента, что способствовало развитию идеи, которой он больше всего известен…
Вдохновленный не только инструментами Роберта Гука, но и его экспериментами с визуализацией узловых узоров, Эрнст Хладни разработал собственную технику для демонстрации режимов вибрации на металлической пластине.
Форма тарелки Хладни может быть квадратной, прямоугольной, круглой или даже в форме корпуса скрипки или гитары, если она имеет фиксированное ограничение в центре. (В случае Хладни он взял плоский прямоугольный металлический лист и прикрепил его в центре к прочному основанию.) Тарелку посыпают материалом, чтобы увидеть узоры, такие как мука, песок или соль. (Мы использовали песок для наших экспериментов!) Затем пластину возбуждают, натягивая скрипичный смычок поперек пластины до тех пор, пока он не достигнет резонанса.
Когда пластина возбуждена, некоторые области вибрируют, а некоторые не двигаются. В частности, вы можете видеть стоячие волны вдоль узловых линий пластины. Песок движется от пучностей , где амплитуда стоячей волны максимальна, и к узловым линиям , где амплитуда минимальна, образуя узоры, известные как фигуры Хладни .
Примечание. Убавьте звук перед воспроизведением этого видео. Нота, генерируемая пластиной Хладни, довольно резкая, и не совсем музыка для ваших ушей…
В зависимости от вашего уровня ловкости, вы можете «сыграть» пластиной Хладни, удерживая различные узлы и возбуждая их луком в разных пучностях.Четкие рисунки меняются и различаются в зависимости от тона.
Многие из этих паттернов весьма интересны:
Два рисунка фигур Хладни на одной пластине в разных режимах.
Мы видели, как создаются узоры на тарелке Хладни, но что они означают?
Все объекты, включая плиты Хладни, имеют набор собственных частот, на которых они колеблются. Система, такая как стоячие волны в музыкальном инструменте, имеет тенденцию колебаться на определенных дискретных частотах, называемых собственными частотами или собственными частотами .После вибрации на определенной частоте структура деформируется в соответствующую форму: собственная мода .
Первые шесть собственных мод свободно опертой прямоугольной пластины.
Пластина — это непрерывная система, которая показывает собственные частоты, зависящие от геометрии, свойств материала и ограничений. Число собственных частот, которые он может показать, бесконечно. Особенно интересны моды, которые достаточно возбуждены, чтобы оказывать влияние. Собственные частоты пластины во многом зависят от формы и условий опоры на краях геометрии, а также от ее жесткости на изгиб.Например, в производстве инструментов частоты собственных мод, измеряемые в герцах, относятся к жесткости древесины.
Изображение узоров Хладни на гитарной пластине. Сравните левое изображение с более низкой частотой (109 Гц) с правым изображением с более высокой частотой (426 Гц).
Визуализация звука находит применение во многих областях, таких как расстановка мебели в комнате и анализ труб, заполненных жидкостью.Визуализация звука может даже помочь инженерам-строителям спроектировать концертный зал таким образом, чтобы акустика здания не мешала мастерскому исполнению скрипачом Каприса № 24 Паганини. Изучая вариации звука, формы волн, длины волн, скорость и другие свойства, мы может лучше понять, как управлять звуком и воспроизводить его, а также учитывать его физические эффекты в дизайне.
Пример модели пластины Хладни.
Программное обеспечение для расчета конструкций позволяет моделировать свойства структурных колебаний пластин, оболочек и мембран — с пластиной Хладни в качестве основного примера.Модуль «Механика конструкций», дополнительный продукт к программному обеспечению COMSOL Multiphysics®, включает функциональные возможности, которые упрощают настройку геометрии пластины в различных формах и учитывают фиксированное ограничение в центре. Вы можете выбрать материал пластины, обычно сталь или алюминий, из доступных вариантов в Библиотеке материалов.
Программное обеспечение COMSOL® также включает предварительно заданные физические параметры для проведения исследования собственных частот. Результаты этого исследования показывают, что фигуры Хладни формируются с разной частотой.Как показано ниже, шаблоны, сформированные на частоте 610 Гц, сильно отличаются от шаблонов, сформированных на частоте 3815 Гц. Анализ звуковых волн на разных частотах пластины Хладни может быть применен к другим дизайн-проектам, связанным с физическими эффектами звука.
Моделирование Хладни при 610 Гц (слева) и 3815 Гц (справа).
Расширяя функциональность, модель пластины Хладни в COMSOL Multiphysics может быть преобразована в специализированный пользовательский интерфейс, называемый приложением.Специалист по моделированию может создать приложение с ограниченными входами и выходами из моделирования для простоты использования. Таким образом, люди, не обладающие опытом моделирования, по-прежнему имеют возможность визуализировать паттерны Хладни и экспериментировать с изменениями параметров без необходимости выяснять лежащую в основе модель.
Запись экрана приложения Chladni Plate.
Хотя многие методы визуализации звука заменили технику Хладни, ученые все еще видят ее потенциал для изучения физических явлений.Например, физики склонны соглашаться с тем, что движение частиц узловых линий является случайным и поэтому им нельзя управлять, но исследователи показали, что движение нескольких объектов можно контролировать на пластине Хладни. Одна исследовательская группа использовала лазерный луч вместо скрипичного смычка, чтобы возбудить тонкую жесткую мембрану, и наблюдала аналогичный эффект с небольшими вибрирующими объектами. Затем они визуализировали паттерны через массив квантовых точек. Это открытие может привести к созданию устройства, способного обнаруживать небольшие гравитационные аномалии при проектировании защиты ядерных материалов.
Если вы заинтересованы в изучении звуковых волн для мультифизических приложений или в разработке скрипки, достойной аплодисментов стоя, пластины Chladni — это способ наблюдать эффекты и отчетливые колебательные паттерны разных частот, что позволяет нам «видеть» звук.
Попробуйте сами представить себе узоры Хладни. Мы создали приложение специально для этого сообщения в блоге и сделали его доступным для вас в галерее приложений.
Во всех случаях на пластину помещается мелкоизмельченный материал. Материал, использованный на фотографиях на этом сайте, — мелкий песок. Когда пластина резонирует, движение становится большим на большей части поверхности, и это заставляет песок подпрыгивать и двигаться. Только в узле или рядом с ним песок неподвижен. Таким образом, песок либо отскакивает от плиты, либо собирается на узлы, как показано на фотографиях.Мы использовали белый песок от Coogee. Пляж к востоку от кампуса и черный песок от пляжа Рейнбоу. на острове Фрейзер. Эммануэль и Рено сейчас отправляются на «исследование». поездка за припасами разных цветов с Радужного пляжа.
Этот фильм, показывающий кольцевой режим спинки скрипки, предоставлен Atelier Labussiere.
.