В конце 1800-х Сантьяго Рамон-и-Кахаль, испанский исследователь мозга, проводил долгие часы на своем чердаке, рисуя сложные клетки. Его тщательная, одиночная работа помогла выявить отдельные клетки мозга, которые вместе создают более широкие сети. За эти открытия Кахаль получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1906 году.
Теперь группа вышивальщиц обвела нитью эти культовые изображения клеток, отдавая дань уважения новаторским рисункам, которые помогли нам ясно увидеть мозг.
Проект вышивки Кахаля был запущен в марте 2020 года учеными Эдинбургского университета. Более сотни добровольцев — ученые, художники и вышивальщицы — сшили панели, которые в конечном итоге будут сшиты в гобелен.
Кэтрин Эбботт, нейробиологу из Эдинбургского университета, пришла в голову эта идея во время разговора со своей коллегой Джейн Хейли, которая планировала выставку рисунков Кахаля. Эти дотошные рисунки воссоздали нервные клетки, или нейроны, и другие типы клеток мозга, в том числе вспомогательные клетки, называемые астроцитами. «Я сразу сказал: «А было бы неплохо вышить некоторые из них?»
Проект только начался, когда мир перевернула пандемия COVID-19. Но шитье дома во время карантина успокаивало, говорит Кэти Аскью, нейроиммунолог из Эдинбургского университета. «Иметь что-то, что может занять ваши руки, чтобы вы не листали телефон и не смотрели новости, — это здорово», — говорит она. Аскью решил воссоздать тип нейрона, известного как клетка Пуркинье, из человеческого мозжечка, структуры в задней и нижней части мозга, которая помогает координировать движения. Клетки Пуркинье собирают сигналы с помощью пышных зарослей усиков, прежде чем посылать собственные успокаивающие сигналы. Конкретный образец Кахаля почти заполнил тканевую панель Аскью. «Это удивительные клетки, — говорит она. По ее словам, она провела месяцы, глядя на одну клетку, и нашла похожие ветки на деревьях.
Чтобы почтить идеи Сантьяго Рамона-и-Кахаля, вышивальщицы воссоздали девять его культовых рисунков, которые охватывают множество типов клеток мозга. Проект вышивки Кахаля; верхний ряд (слева направо): Лиз Рибчестер, Кэти Аскью, Джанет Филп; средний ряд: Кэрол Коулман, Джейн Хейли, Эмма Перкинс; нижний ряд: Ники Стипиду, Мелани Стефан, Элисон ТоддХудожественный взгляд Кахаля очевиден в его рисунках, — говорит Энни Кэмпбелл, одна из добровольцев, предоставивших квадрат. «Его образы живут в этом пограничном пространстве между наукой и изобразительным искусством», — говорит Кэмпбелл, которая сама является художницей из Обернского университета в Алабаме. «Он принимал эстетические решения о том, что опустить, чтобы кто-то мог посмотреть на это и сказать: «О, это нейрон без всех его дендритов, поэтому я могу видеть астроцит, обернутый вокруг него».
Кэмпбелл решила вышить астроцит петлевидными усиками «для красоты формы», — говорит она. Пока она шила, она также начала больше узнавать о клетках, которые выполняют множество важных функций в мозге, включая заживление травм.
Рисунки Кахаля актуальны и сегодня, говорит Эбботт. «Больше всего меня поражает то, насколько они вне времени». Даже с помощью мощных микроскопов с высоким разрешением ученые сегодня видят клетки похожим образом. «Почти удручающе думать, что даже со всем этим причудливым оборудованием мы не так далеко впереди», — говорит она. «Но мне это нравится. Мне нравится, что есть прямая связь со 100-летней давностью».
Эта нить связывает современных вышивальщиц с работами Кахаля, говорит Эбботт. «Мы смотрим на одно и то же и испытываем одинаковое чувство удивления».
CC0 Обозначение общественного достояния