Личностное развитие детей дошкольного возраста: формирование самосознания и самооценки

Как происходит становление личности ребенка в дошкольном возрасте. Какие факторы влияют на развитие самосознания дошкольника. Как формируется самооценка у детей 3-7 лет. Какую роль играет общение со взрослыми и сверстниками в личностном развитии дошкольника.

Особенности личностного развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является важнейшим периодом в формировании личности ребенка. В это время происходит интенсивное развитие самосознания, закладываются основы самооценки, формируются первичные этические представления и нравственные чувства.

Ключевые особенности личностного развития дошкольников:

  • Развитие самосознания и формирование образа «Я»
  • Становление самооценки и уровня притязаний
  • Развитие эмоционально-волевой сферы
  • Формирование нравственных представлений и социальных норм поведения
  • Развитие мотивационно-потребностной сферы

Развитие самосознания дошкольника

Самосознание дошкольника развивается постепенно, проходя несколько этапов:


Личностное развитие детей дошкольного возраста: формирование самосознания и самооценки
  1. Узнавание себя в зеркале (к 2 годам)
  2. Называние себя по имени, использование местоимения «Я» (2-3 года)
  3. Осознание своих желаний и предпочтений (3-4 года)
  4. Понимание своих возможностей и способностей (4-5 лет)
  5. Осознание своих личностных качеств (5-7 лет)

К концу дошкольного возраста ребенок начинает осознавать себя как личность, имеющую определенные характеристики и занимающую определенное положение среди других людей.

Формирование самооценки в дошкольном возрасте

Самооценка дошкольника формируется на основе:

  • Оценок значимых взрослых (родителей, воспитателей)
  • Сравнения себя со сверстниками
  • Собственного практического опыта

В 3-4 года самооценка еще неустойчива и зависит от ситуации и настроения ребенка. К 5-6 годам она становится более реалистичной, хотя часто завышена. К 6-7 годам дети способны более объективно оценивать свои возможности и достижения.

Роль общения в личностном развитии дошкольника

Общение играет ключевую роль в развитии личности дошкольника. Через взаимодействие со взрослыми и сверстниками ребенок:


Личностное развитие детей дошкольного возраста: формирование самосознания и самооценки
  • Усваивает нормы и правила поведения
  • Учится понимать чувства и состояния других людей
  • Формирует представление о себе и своем месте среди людей
  • Развивает коммуникативные навыки
  • Учится сотрудничать и разрешать конфликты

Недостаток полноценного общения может негативно сказаться на личностном развитии ребенка-дошкольника.

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие эмоциональной и волевой сферы ребенка:

  • Расширяется диапазон распознаваемых и переживаемых эмоций
  • Формируется произвольность поведения
  • Развивается эмоциональная регуляция деятельности
  • Формируются высшие чувства (нравственные, эстетические, познавательные)
  • Появляется способность к эмпатии и сопереживанию

К концу дошкольного возраста ребенок обретает способность управлять своим поведением, подчинять его правилам и требованиям взрослых.

Формирование нравственных представлений дошкольника

В дошкольном возрасте закладываются основы нравственного поведения и этических представлений. Ребенок усваивает моральные нормы и правила поведения через:


Личностное развитие детей дошкольного возраста: формирование самосознания и самооценки
  • Наблюдение за поведением взрослых
  • Оценку поступков литературных героев
  • Собственный опыт взаимодействия с окружающими
  • Объяснения взрослых о том, «что такое хорошо и что такое плохо»

К 6-7 годам у большинства детей формируются первичные этические инстанции и моральные суждения. Ребенок начинает осознанно следовать нравственным нормам.

Развитие мотивационной сферы дошкольника

В дошкольном возрасте происходит существенное развитие мотивационной сферы ребенка:

  • Формируется соподчинение мотивов
  • Появляются общественно значимые мотивы
  • Развиваются нравственные, познавательные, эстетические мотивы
  • Формируется произвольная мотивация

К концу дошкольного возраста складывается обобщенное представление о желаемом образе себя в будущем (идеальное «Я»), которое становится мотивом саморазвития.

Новообразования личности дошкольника

К основным личностным новообразованиям дошкольного возраста относятся:

  • Соподчинение мотивов
  • Развитие самосознания и самооценки
  • Появление этических и эстетических оценок
  • Возникновение личного сознания
  • Произвольность поведения
  • Формирование внутренней позиции школьника (к концу периода)

Эти новообразования являются фундаментом дальнейшего развития личности ребенка в младшем школьном возрасте.


Личностное развитие детей дошкольного возраста: формирование самосознания и самооценки

Роль игры в личностном развитии дошкольника

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. В игре ребенок развивается как личность:

  • Учится подчинять свое поведение правилам
  • Осваивает социальные нормы и отношения
  • Развивает воображение и творческие способности
  • Учится взаимодействовать со сверстниками
  • Познает окружающий мир
  • Формирует представление о себе и своих возможностях

Через игру дошкольник осваивает мотивы и смыслы человеческой деятельности, что является важнейшим достижением этого возраста.

Кризис 7 лет как переломный момент в развитии личности дошкольника

Кризис 7 лет знаменует собой переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Основные симптомы кризиса:

  • Потеря непосредственности поведения
  • Манерничание и кривляние
  • Замкнутость
  • Оспаривание требований взрослых
  • Повышенная чувствительность
  • Утрата детской непосредственности

В этот период формируется новая внутренняя позиция ребенка — позиция школьника. Появляется осознанное отношение к своему месту в системе общественных отношений.


Личностное развитие детей дошкольного возраста: формирование самосознания и самооценки

Заключение

Дошкольный возраст является периодом интенсивного личностного развития ребенка. В это время формируются основы самосознания и самооценки, закладываются нравственные ориентиры, развивается произвольность поведения. Важнейшую роль в этом процессе играет общение со взрослыми и сверстниками, а также ведущая игровая деятельность. К концу дошкольного возраста ребенок становится способным к осознанному управлению своим поведением и деятельностью, что создает предпосылки для успешного перехода к школьному обучению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *