Дошкольный возраст является важнейшим периодом в формировании личности ребенка. В это время происходит интенсивное развитие самосознания, закладываются основы самооценки, формируются первичные этические представления и нравственные чувства.
Ключевые особенности личностного развития дошкольников:
Самосознание дошкольника развивается постепенно, проходя несколько этапов:
К концу дошкольного возраста ребенок начинает осознавать себя как личность, имеющую определенные характеристики и занимающую определенное положение среди других людей.
Самооценка дошкольника формируется на основе:
В 3-4 года самооценка еще неустойчива и зависит от ситуации и настроения ребенка. К 5-6 годам она становится более реалистичной, хотя часто завышена. К 6-7 годам дети способны более объективно оценивать свои возможности и достижения.
Общение играет ключевую роль в развитии личности дошкольника. Через взаимодействие со взрослыми и сверстниками ребенок:
Недостаток полноценного общения может негативно сказаться на личностном развитии ребенка-дошкольника.
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие эмоциональной и волевой сферы ребенка:
К концу дошкольного возраста ребенок обретает способность управлять своим поведением, подчинять его правилам и требованиям взрослых.
В дошкольном возрасте закладываются основы нравственного поведения и этических представлений. Ребенок усваивает моральные нормы и правила поведения через:
К 6-7 годам у большинства детей формируются первичные этические инстанции и моральные суждения. Ребенок начинает осознанно следовать нравственным нормам.
В дошкольном возрасте происходит существенное развитие мотивационной сферы ребенка:
К концу дошкольного возраста складывается обобщенное представление о желаемом образе себя в будущем (идеальное «Я»), которое становится мотивом саморазвития.
К основным личностным новообразованиям дошкольного возраста относятся:
Эти новообразования являются фундаментом дальнейшего развития личности ребенка в младшем школьном возрасте.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. В игре ребенок развивается как личность:
Через игру дошкольник осваивает мотивы и смыслы человеческой деятельности, что является важнейшим достижением этого возраста.
Кризис 7 лет знаменует собой переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Основные симптомы кризиса:
В этот период формируется новая внутренняя позиция ребенка — позиция школьника. Появляется осознанное отношение к своему месту в системе общественных отношений.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного личностного развития ребенка. В это время формируются основы самосознания и самооценки, закладываются нравственные ориентиры, развивается произвольность поведения. Важнейшую роль в этом процессе играет общение со взрослыми и сверстниками, а также ведущая игровая деятельность. К концу дошкольного возраста ребенок становится способным к осознанному управлению своим поведением и деятельностью, что создает предпосылки для успешного перехода к школьному обучению.