Многие, кто не связан с керамикой, часто удивляются, что керамическая посуда бывает лепной в ручную, то есть слеплена руками без использования гончарного круга. И сегодня я хочу показать-Как это делается. Оговорюсь сразу, керамистам этот МК будет не интересен, т.к. все это им уже известно, ничего нового я не открыла.
Хочется дома иметь любимую пиалу, кружку или тарелочку под орехи, а оттого, что она сделана своими руками все, что Вы в нее положите и нальете, станет во много раз вкуснее и полезнее.. Почему бы не слепить ее своими руками? Техник существует немало, я хочу предложить попробовать лепку так называемыми жгутами. Ну что ж-приступим, и пусть Вас не пугает слово шликер-это просто та же глина, из которой мы будем лепить, только разведенная с водой до состояния жидкой сметанки. Нам понадобится глина (сейчас можно купить уже готовую к лепке глину, а можно накопать саим и соответственно подготовив браться за дело- как ее готовят, рассказывать не буду, есть отдельные МК по этому поводу). Глину сразу оберните обычной влажной Х/Б тряпочкой, что б в процессе работы она не засохла. Начнем работу с дна. Определитесь с размером будущей пиалы-чем она больше, тем больше надо делать дно. Берем необходимое количество глины и скатываем ее в шарик.
Разминаем наш шарик пальцами в лепешечку.
Не пугайтесь, если по краям появятся трещенки. Теперь нам понадобится, то на чем будем лепить пиалу. Это может быть керамическая плитка без рисунка, или пластиковая досочка, или обычный испорченый диск. Вобщем все, что имеет гладкую и ровную поверхность. Нашли? Тогда продолжим: нашу лепешечку раскладываем на этой ровной поверхности и начинаем разглаживать ее пальцами, окуная при необходимости их в шликер, для того, чтоб дно не пересохло и для того, чтоб загладить все трещенки, выровнять поверхность.
Не далайте дно слишком тонким-иначе при сушке или при обжиге оно может треснуть. И пока откладываем его в сторону.
Далее делаем то, из чего у нас будут стенки — катаем жгут (ну или колбаску). Колбаска должна быть везде одинаковой по толщине. Следите за тем, что б глина не пересыхала (это когда появляются трещенки), если это происходит, смочите шликером и загладьте пальцами трещены.
Колбаса готова, теперь можно вспомнить и о донышке! Начинаем наращивать стенки. Смазываем с помощью кисти наше дно по краю шликером (напоминаю-это вода с глиной до состояния сметанки) и начинаем прилеплять колбаску вокруг дна. Первый виток есть?
Снова смазываем кистью в шликере, только теперь уже первый прилепленный виток колбаски и накладываем следующий виток, прижимая его пальцами. Прилеплевая, не бойтесь делать это по-сильнее, настолько, чтобы между кольцами не было просветов.
Действуем так кольцо за кольцом, пока не кончится колбаса. Колбаса кончилась! Берем в руки стеку (у ребенка из пластилана можно на время стащить) и начинаем сглаживать наши стенки и внутри и снаружи. Если нет стеки-можно обойтись и пальцами.
У дна обязательно пройтись хорошенько и снаружи и внутри. Это вид псле работы стекой.
А теперь в ход пойдут только наши пальцы: смачиваем их в чудо-шликере, который нам поможет сглаживать-ведь надо затереть и заровнять все шовчики и трещенки, что б пиала была пиалой, а не дыврявым черепком. И гладим, водим пальцами (конечно с добрыми и радостными мыслями), выравнивая неровности, а также толщину стенок.
Где-то край может получиться не ровным или Вы просто хотите пиалу поглубже, тогда.. Снова катаем колбасу и вновь смазываем шликером и поднимаем стенку до нужной Вам высоты.
Затем снова сравниваем стекой или пальцами и приводим уже пиалу так сказать в парадный вид. Не устали? Если требуется прерваться на чай, кофе, сказку ребенку почитать, ничего страшного-просто одеваете обычный пакет на пиалу вместе с диском, заворачиваете хорошенько и глина не будет сохнуть.
Итак, передохнули. У нас почти все готово, формируем края пиалы, и снова в ход идут пальцы. Можно выровнять идеально ровные края, а мне нравятся такие, слегка волнистые и загнутые внутрь. Не делайте только очень тонкие края, а то пиала не будет долговечной.
Принимаемся за декорирование нашей пиалы. Ну это уже насколько у Вас хватит фантазии! Я люблю листики, поэтому декорировать буду листиками. Можно взять и живые, пока они еще есть, так даже интереснее. А у меня есть (тоже сделала недавно сама) вот такой резиновый, захотелось попробовать.
Ну тут все совсем просто: кладем листик (живой или мертвый резиновый) в то место, где нам хочется и аккуратно пальцами (как же хорошо, что этот инчтрумент всегда с нами), вдавливаем по всей поверхности листика, чтоб отпечаток был ровный.
И что там у нас вышло..Ой! Это же листик!
Какой-то он у меня не живой-беру зубочистку или любой другой похожий на нее предмет и «дорисовываю» края листика.
Ну вот теперь полноправный листик.
Перехожу к внешней стороне, также накладывая листики.
Ну, вот собственно, и то чего мы так желали: работа закончена.
Если Вы лепили на диске, вспоминаем. что там есть отверстие. И чтоб дно было ровным, когда высохнет, снимаем с диска. Стоп! Только не пытайтесь оторвать! Снимаем следующим образом: нужно взять либо очень тонкую проволочку длиной около 30 см или простую армированную нитку. Накладываем нитку или проволоку у самого основания на нашу пиалу и аккуратно, сводя концы срезаем с диска пиалу. Если на дне какие-то неровности-пальцами все загладить.
Остается высушить изделие и обжечь. Сушить лучше ставить в такое место, где пиалу никто не будет беспокоить, что б нигде не замялась, ну и что б сохла (только не батарея!) При комнатной температуре будет в самый раз. Только пакет снова придется надеть, но уже не заматывать наглухо, а просто слегка прикрыть, что б был свободный доступ воздуха. Насчет обжига немного сложнее.. С радостью бы предложила всем Вам обжечь у меня, но это не возможно, т.к. все мы с Вами из разных городов Поэтому, можно поискать в своем городе керамические мастерские и напроситься обжечь.
Спасибо всем за внимание! Особенно тех, кто нашел прочитать мой МК до конца. Теплых и уютных вещей Вам в доме, сделанных своими руками.
Лепку из глины все чаще вводят в образовательную программу детских садов и общеобразовательных школ, не говоря уж о художественных учебных заведениях, так что данная тема обязательно должна быть близкой всем родителям.
Все те же преимущества дает лепка и из других материалов, наиболее популярным среди которых является всем привычный пластилин, однако, глина требует большей ответственности, ведь ее предварительно еще нужно подготовить, а продумывание еще и процесса подготовки материала лишний раз заставляет работать мозг.
Подобный вопрос очень часто задают себе и окружающим новички, которые пока совершенно не ориентируются в теме, но уже знают, что понятие «глина для лепки» включает в себя целый ряд разновидностей. Ответ здесь не может быть однозначным, поскольку разнообразие предложения вызвано разнообразием спроса, и каждая масса обладает специфическими преимуществами, которые идеально подходят для достижения конкретных задач.
Следовательно, все зависит от того, какой результат рассчитывает получить мастер, хотя некоторые общие советы дать все же можно.
Для этого пройдемся по наиболее известным и популярным вариантам:
Какой бы вид глины вы ни выбрали, постарайтесь сделать так, чтобы она была вакуумированной. Дело в том, что любая глина перед лепкой должна быть тщательно вымешана до однородного состояния, но в процессе ручного выполнения этой процедуры в массу попадают пузырьки воздуха, не способствующие прочности готовых изделий. В условиях больших мастерских глину вымешивают специальные машины – экструдеры, которые умеют отсасывать воздух из рабочей зоны, ну а для любителей продается специальная, уже вымешанная и вакуумированная глина.
На самом деле, из глины правильно подобранных сортов можно вылепить абсолютно все что угодно. Поскольку речь идет о занятиях лепкой, в первую очередь, с детьми, стоит особое внимание обратить на то, что должно понравиться самим малышам, а это, конечно же, игрушки. Чаще всего в качестве полноценного игрового предмета, сделанного своими руками, выступают фигуры животных и птиц, а также сказочных героев – глиняный Кощей выглядел бы очень мило. Для увеличения правдоподобности игрового процесса можно вылепить домик, игрушечную еду и многое другое.
В учебных заведениях детей хотя бы теоретически готовят ко взрослой жизни, поэтому поделки для школы и детского сада отличаются большим разнообразием – среди них найдется и такое, чем играть сложно, но можно гордиться, поставив на полочку.
Популярным сюжетом является глиняная дубовая ветка, в качестве игрового поля с прицелом на будущее практическое применение можно вылепить целый рельеф с холмами и долинами, полями и дорогами.
С достижением уровня, достаточного для зарабатывания денег, творческие люди обычно переходят на более прибыльные вещи, среди которых особой популярностью пользуются украшения из керамической глины, отлично имитирующие многие другие материалы. Среди женщин большим успехом пользуется еще и лепка посуды, ведь собственные дизайнерские чашки или чайник можно подарить близким на праздник, а создание собственных горшков для домашних растений позволит всегда иметь козырь в рукаве для демонстрации гостям.
Различных техник лепки глиняных изделий вручную существует довольно много, и для создания сложных шедевров мастера обычно используют сразу несколько из них. Фактически, действительно талантливому человеку необязательно действовать по каким-либо шаблонам, ведь ему достаточно собственной фантазии, чтобы придумать, как добиться нужного эффекта, но все же рассмотрим несколько самых популярных техник для примера:
Натуральная глина, в отличие от большинства разновидностей современных полимерных глин, не готова к лепке сразу, ее придется предварительно довести до нужной кондиции. Для этого она должна быть средней влажности, достаточной для лепки.
Развести в домашних условиях глину можно при помощи обыкновенной воды. Если материал засох настолько, что успел покрыться твердой коркой, советуют покрошить его на куски (но не очень мелко), смочить поверхность и укутать очень мокрым полотенцем. Когда глина пропитается этим небольшим количеством влаги и станет просто сухой, уже без корки – добавьте еще немного воды и попробуйте замесить руками до однородного вязкого состояния.
Добиться толкового результата можно только таким способом, быстро размягчить засохший кусок, просто бросив его в воду, не получится, поскольку наружный слой «потечет», а внутренний останется камнем.
Если же глина, наоборот, слишком мокрая, можно попробовать отжать ее небольшие куски вручную, чтобы вода вышла. Для ускорения процесса мокрая глина раскладывается на идеально сухой плите гипса, при максимальном их контакте плита заберет влагу себе.
Способы хранения глины для лепки сильно отличаются, в зависимости от того, что представляет собой данный материал на самом деле, и какие компоненты входят в его состав. Пожалуй, проще всего поделить все типы глин на самозатвердевающие и запекаемые, однако, если есть инструкция, касающаяся того материала, что вы держите в руках, лучше ориентируйтесь сразу на нее.
Самозатвердевающие массы для лепки требуют хранения в строго герметичных условиях, поскольку их пластификаторы и вода очень быстро испаряются на открытом воздухе, заставляя материал застывать, теряя пластичность. То, что вы не успели придать массе такую форму, какую хотелось бы, не будет иметь никакого значения – восстановить глину будет невозможно.
Извлекать из герметической банки такую массу нужно только непосредственно для лепки, причем лепить нужно быстро, не отрываясь, пока проект не будет закончен.
С запекаемыми массами ситуация обстоит немного проще – герметичная упаковка для них не будет лишней, но обязательной она не является. При попадании лишней влаги такие массы сушатся (в частности, естественным путем), а для большего размягчения к ним можно добавить немного воды или каких-либо пластификаторов, в зависимости от вида материала и его состава.
Главный инструмент, без которого никак не обойтись ни одному скульптору – это его руки, однако, голыми руками создать шедевр может только настоящий мастер. Всем остальным понадобятся как минимум стеки разнообразной формы. Этот простой инструмент предназначен либо для резки кусков материала (чаще всего плоских «блинов»), либо для придания поверхности определенной точной формы типа вмятин, разрезов, волнистости.
Даже для новичка желательно не ограничиваться одним стеком, а уж у профессионала должен быть целый набор. Для нарезки многих полимерных глин используются и другие резчицкие инструменты, даже обыкновенные нож и ножницы иногда могут принести пользу.
Довольно неплохим помощником в процессе создания правдоподобных имитаций чего-либо являются так называемые фактурные листы. Они представляют собой тонкий лист с оттиском фактуры какого-либо материала (например, коры дерева) или с нанесенным рельефным узором. Достаточно приложить такой лист к поверхности изделия и немного прижать, чтобы получить нужную фактуру на поверхности поделки – это экономит огромное количество времени и позволяет творить неплохие вещи даже относительным новичкам.
Лепка цветов своими руками – задача достаточно сложная, однако, многие женщины именно ради этого увлекаются лепкой вообще. Для достижения максимально правдоподобного результата лепить цветы лучше из японской глины «Орхидея» или любого другого аналогичного материала.
Для начала стоит подготовить все необходимые материалы – зефирную глину оттенка самих цветов и их стеблей, острый канцелярский нож, который не будет оставлять надрывов по линии среза, жидкую глину-гель, несколько зубочисток, и, если того требует данная разновидность цветка, дополнительные украшения, например, сеттинги.
Лепестки можно сделать путем неполного разрезания небольшой «капли» материала и аккуратного их отгибания в стороны. До плоского состояния они раскатываются при помощи зубочисток, которыми будущие лепестки прижимаются к руке, прожилки делаются острым концом зубочистки, кончики заворачиваются внутрь чашечки цветка путем накручивания на все тот же нехитрый инструмент. При необходимости сверху крепятся сеттинги, имитирующие тычинки. Отдельные детали аккуратно склеиваются жидким гелем и в таком виде запекаются.
У начинающих мастеров нередко опускаются руки, когда несколько самостоятельно придуманных идей не поддаются реализации, а на что-нибудь попроще, но при этом поинтереснее, не хватает фантазии. Вот лишь несколько примеров поделок, которые не требуют чрезвычайных навыков и мастерства, но все равно выглядят потрясающе.
Первый пример весьма наглядно показывает, как без каких-либо чрезвычайных усилий сделать довольно интересную поделку, которая сразу же поднимет начинающему мастеру настроение.
Второй образец – пряничный человечек. Возможно, выглядит он не настолько мило, как дольки апельсина, но в некотором роде является немного более сложным в плане исполнения, так что принесет еще больше удовольствия, если в итоге получится. В общем, тоже ничего сложного.
Третий пример – мышата, одна из самых излюбленных тем мастеров, занимающихся лепкой. Здесь как минимум понадобятся определенные навыки владения стеком, да и форма туловища у зверька несколько более сложная, но вот сердце можно и отобрать на первый раз – все равно получится очень красиво и ярко.
В видео ниже можно посмотреть интересных зверюшек, которых можно сделать из глины.
Я создаю авторские игрушки в смешанной технике. Сегодня решила впервые написать мастер-класс или, скорее, просто описать процесс изготовления моих игрушек. Я буду всё очень подробно (может быть, слишком) описывать и надеюсь, что всё же кому-то эта статья окажется полезной:)
В первой части мастер-класса я буду лепить мордочку игрушки из полимерной глины.
Ну что ж, приступим!
Все мои игрушки начинаются с идеи и эскиза. На создание этой меня вдохновили викинги:) Я сделала небольшой набросок.
Итак, приступаем. Лепим мордочку. Для начала я катаю шарик из глины и раскатываю его (я пользуюсь стеклянной колбой от специй). Беру заготовленную «выкройку», нарисованную на бумаге, прикладываю её к глине и вырезаю по контуру с помощью лезвия.
Лезвием аккуратно срезаю мордочку с поверхности и сажаю на шарик из фольги.
С помощью влажной салфетки протираю поверхность, а также прохожусь по краям, сглаживая их. Влажная салфетка у меня выполняет две функции — очищает поверхность и мягко шлифует её.
Теперь беру глазки (я их так же делаю сама, но об этом как-нибудь в другой раз) и сажаю их на место, вдавливаю в мордочку.
Далее нужно сделать веки. Я делаю колбаску из глины и расплющиваю её.
Обрезаю один край лезвием, чтобы был ровным, и отмеряю два примерно одинаковых отрезка. Это будут нижние веки.
Накладываю их на глазки и примазываю. Я использую какую-то штучку из маникюрного набора с силиконовой насадкой, всё подручными средствами:)
Сглаживаю неровности с помощью влажной салфетки и опускаю веки вниз, открывая глазки.
Дальше делаю верхние веки по тому же принципу, что и нижние, только отрезки делаю немного длиннее и один край отрезаю под углом. Накладываю на глазки и примазываю.
Сглаживаю неровности влажной салфеткой. Получился злюка:) Ну это ничего, поднимем ему веки:)
Я очень люблю большие глубокие веки, поэтому, не имея таковых, делаю такие своим игрушкам:) Продавливаю их над глазами.
Выравниваю углубление шилом (можно и иголочкой).
Шлифую поверхность влажной салфеткой. С глазками закончили.
Дальше я делаю шершавую поверхность с помощью зубной щётки (как я и говорила, все инструменты подручные).
Дальше мне нужно сделать нос. Процесс такой же, как в начале: делаю шарик из глины, расплющиваю и с помощью бумажной выкройки лезвием вырезаю.
Лезвием срезаю носик с поверхности, пальцами сглаживаю неровности и сажаю на мордочку.
Срезаю лишнее лезвием и примазываю. Шлифую неровности влажной салфеткой.
Дальше по плану у меня рожки. Нужно сделать 4 штуки, для этого я делаю 4 шарика из глины 2 побольше и 2 поменьше.
Раскатываю их в капельки и сажаю на мордочку.
Примазываю рожки к мордочке и с помощью острой стороны силиконовой насадки делаю рельеф у основания рогов.
Далее всё той же маникюрной штучкой, только теперь рукояткой я делаю горизонтальные выемки на рогах.
Боковые рожки загибаю немного верх, а те, что по середине, отгибаю назад. Теперь нужно сделать кольца на рога. С ними так же, как с веками, — раскатать полоску глины, обрезать ровно края и обернуть рожки.
Едем дальше. Мне нужно сделать ирокез! Он же у нас викинг:) Делаю много маленьких шариков из глины, их раскатываю в капельки. На каждой капельке с помощью шила рисую «волоски», на самом деле просто продольные линии по всей длине. Креплю капельки на мордочку и примазываю.
В шахматном порядке собираю все капельки в ирокез. Получается вот так.
Дальше с помощью шила я делаю текстуру шерсти, просто продавливаю маленькие полосочки на глине. Заполняю всю верхнюю часть мордочки и соединяю с ирокезом.
Теперь нужно сделать ушки. Снова делаю два шарика, из них делаю капельки и раскатываю.
С одной стороны на обоих ушках делаю шерсть. С помощью шила сгибаю их. Сажаю на мордочку и примазываю, придаю нужную форму. Решила добавить дырок в одно ухо, а другое сделать порванным, викинг, как ни как:)
В конце рисую улыбку. С мордочкой закончили:)
Отправляю её в печку, не снимая с шарика из фольги. После того как мордочка запечётся, даю ей остыть и только потом аккуратно снимаю с шарика. Вот что получилось в итоге.
В следующем мастер-классе я покажу, как леплю все остальные части — лапки, хвостик и украшение на шею:)
Большое спасибо, что были со мной и проявили интерес. Надеюсь, моя статья была полезна, до новых встреч!
Продолжение здесь>>
Лепка из природной глины благотворно влияет на моторику рук, развивает умственную активность, творческие способности. Увлечение глиной выявляет, развивает и поддерживает талант у человека, формирует культуру здоровья. В процессе лепки массажируются все точки на ладонях рук, что очень хорошо влияет на весь организм.
В данном мастер-классе я хочу показать жгуто-спиральный прием, на примере лепки барышни. Данным способом можно изготавливать почти все пустотелые изделия.
Необходимые материалы:
Для начала нам необходимо добыть глину. Я использую самую обычную с оврагов, или выкопанных котлованов. Глина должна быть хорошо просеянная, без посторонних предметов. Чтобы наша глиняная масса стала пластичной добавляем в нее немного воды и замешиваем руками. В процессе вымешивания добавляем воду либо глину, чтобы получить необходимую вязкость. Далее берем кусок глины и хорошо разминаем.
Полученный кусочек делим на несколько частей и катаем из них «колбаски» и сворачиваем в кольцо.
Потом делаем колечко из следующего жгута и накладываем сверху на предыдущее. Кольца между собой смазываем пальцем. Таким образом мы начинаем лепку юбки барышни.
Последующие кольца делаем уже, чтобы у нас получился купол.
Закрываем верх купола и смоченными в воде пальцами разглаживаем все неровности.
Теперь слепим туловище барышни. Для этого берем небольшой кусочек глины и формируем из него трапецию. Прикладываем его к конусу и хорошо примазываем.
Из шара делаем голову. Прикрепляем к туловищу и чуть сплющиваем пальцами, чтобы получилась шея.
Руки барышни тоже делаются из жгутов.
Из небольшого кусочка лепим упрощенную уточку. Прикладываем ее к туловищу и примазываем.
Не забываем слепить из жгута вторую руку. Прикладываем ее сверху уточки.
Из маленького кусочка глины лепим «колбаску», сплющиваем с двух концов и прикрепляем к голове. Получается кокошник.
Сзади, опять же из жгута сплющенного между пальцами, делаем косичку.
Стеком рисуем форму косы.
Далее, как на картинке, лепим мелкие детали и украшаем .
Когда лепка всех деталей завершена, смачиваем кисть в воде и сглаживаем всю поверхность изделия.
Оставляем высыхать работу примерно на неделю. Если есть муфельная печь, можно обжечь. После обжига раскрашиваем барышню красками. Если печь отсутствует, то можно раскрашивать сразу после высыхания. Необходимо учесть, что необожжённая глина боится воды и более хрупкая.
У древних славян образ петуха считался настоящим оберегом. Изображения петуха помещались на крышах домов и флюгерах. Такие изображения, по поверьям славян, должны были защитить дом от огня,так как петух является его покровителем; от нечисти,так как петух является символом самого главного врага нечисти — Солнца; также могли охранять дом на протяжении всей ночи,так как злые силы,которые боятся петушиного крика,ни за что не подойдут к дому, на крыше которого, словно стражник, всегда находится петух. При постройке дома славяне приносили в жертву и закладывали под строящийся дом черного петуха. При переезде в новый дом первыми запускали петуха и кошку. Все эти ритуалы были направлены на то,чтобы защитить дом от пожара и отпугнуть злые силы.
И я предлагаю вам слепить из глины и расписать петушка в стиле дымковской игрушки для себя или ваших близких. И пусть эта птица тоже будет оберегом вашего дома. А этот петушок уже охраняет мою маму.
Это 1 часть — лепка.
2 часть — роспись здесь>>
Петушок получился выс. 10 см, шир. 6 см, дл. 9 см.
Материалы и инструменты:
— глина натуральная;
— стеки;
— коврик для лепки;
— досочка для лепки;
— банка с водой;
— влажная тряпочка;
— влажное полотенце;
— полиэтиленовый пакет;
— кисть.
Глина должна быть мягкой, не вязкой, не должна прилипать к рукам, чтобы из нее было легко лепить.
Если в процессе лепки вы отлучаетесь от работы или долго делаете какие то части, готовые части лучше прикрывать влажной тканью или полиэтиленом,чтобы не подсохло изделие, иначе потом уже хорошо не соединить, не примазать остальные части.
В процессе лепки я время от времени мою руки или обтираю их влажным полотенцем, чтобы они были чистые без присохшей глины.
Все части петушка я соединила только примазыванием, но можно соединять сначала шликером (глиняный клей), а потом уже примазывать и приглаживать. В другом мастер-классе я обязательно об этом расскажу.
Итак, начнем лепить!
Делаю сначала туловище. Катаю шарик около 4 см, формирую из него каплю, она получилась примерно 5 см.
Затем леплю шею. Из шарика 2 см катаю небольшую колбаску — 2,5-3 см.
Далее голова петушка — это шарик около 2 см.
Соединяем шею и голову. Большими пальцами хорошо примазываем детали (далее другие детали примазываем друг к другу точно также, не на всех фото это показано).
И приглаживаем.
Теперь соединяем туловище и шею. Соединяем так, чтобы получилась круглая грудка,т.е. приставим шею не по середине капли, а ближе к округлой части. Примазываем и приглаживаем.
Сделаем ступку, на которой будет стоять наш петушок. Катаем снова шарик около 2 см, из него получается небольшая колбаска и формируем из колбаски трапецию.
Соединяем туловище и ступку, тщательно приглаживаем и примазываем.
Теперь лепим хвост. Катаем шарик около 3 см, а из него колбаску 4 см.
Колбаску приплющиваем слегка и формируем хвостик, у вас может получиться немного другая форма. Толщина хвоста у меня получилась примерно 8 мм.
Затем хвост соединяем с туловищем — примазываем и приглаживаем.
Слепили самые крупные части нашего петушка, далее лепим остальные маленькие части.
Клюв лепим из шарика 1 см и формируем из него тупой конус.
Примазываем и приглаживаем клюв к голове. Клюв как бы сливается с головой.
Потом лепим бородку. Катаем 2 шарика размером чуть меньше 1 см, формируем капельки.
Примазываем и приглаживаем эти капельки под клювом.
Сделаем гребешок. Скатаем две нетолстые колбаски около 4 см.
И закрутим их вот так.
Согнем так.
И хорошо примазываем к голове, приглаживаем.
Теперь самый интересный и, на мой взгляд, самый сложный элемент лепки — это крыло петушка: так называемый в дымковской игрушке, волан. Катаем шарик около 2 см,из него — колбаску около 6-8 см (от длины зависит сколько складочек получится и какой толщины получится волан).
Колбаску приплющиваем слегка, она немного удлиняется.
И сгибаем вот таким образом. Во время сгибания можно слегка увлажнить пальчиком всю полоску, она может трескаться. Но нам желательно,чтобы получился воланчик без больших трещин. Нужно потренироваться и обязательно получится.
Мой волан получился с 5 складками.
Готовый воланчик немного сгибаем.
Соединяем с туловищем от грудки до хвоста.
Тщательно приглаживаем и примазываем большим пальцем.
Если получились на волане небольшие трещинки, их примажем слегка влажной кистью, можно доработать стекой.
С другой стороны делаем точно такое же крыло.
Еще раз заглаживаем пальчиком все неровности на петушке и влажной кистью промажем все изделие.
Вот и готов наш петушок.
Когда фигурка готова, я полностью закрываю ее влажной тканью и не убираю ткань еще дня два, даже если она сухая. Это для того, чтобы изделие высыхало постепенно и не появились трещинки, но если они все же появились, пока фигурка слегка влажная, стекой и кистью приглаживаю, как бы затираю, замазываю трещинку.
А теперь отправляем сушиться изделие подальше от солнца, ветра и нагревательных приборов. Я сушу обычно дней 5 такие фигурки, затем обжигаю. Чтобы фигурка стала прочной, обжигаю в муфельной печи при 800 гр. (своей у меня нет, вожу в гончарную мастерскую). Но можно обжечь в обычной печке или духовке на максимальной температуре с ее постепенным повышением и снижением часа 2. Чем больше изделие, тем нужно дольше времени на сушку, если оно не просохнет, то в печке игрушку может разорвать. Лучше не торопиться с обжигом! А то петушок не доживет до росписи.
Такого петушка может слепить не только взрослый, но и ребенку придется такое дело по душе. Лепите из натуральной глины или из пластилина, можно из полимерной глины, но тут есть свои тонкости, о которых я расскажу попозже и в другом мастер-классе. Если возникли вопросы, спрашивайте, буду рада помочь.
Этот мастер-класс участвует в конкурсе Славянские мотивы 2017, если он вам понравился, нажимайте на оранжевую кнопку Нравится, тем самым, отдав свой голос. Комментарии приветствуются! А если вы хотите первыми узнавать о новых дымковских игрушках моего магазина, ругих новостях и мастер0классах, станьте подписчиком моего магазина, нажав на оранжевую кнопку Добавить в круг. Всем рада!
Это была 1 часть — лепка.
2 часть — роспись здесь>>
С уважением Ольга Каримова
Наверняка, у каждого ребенка есть любимая, дорогая для сердца игрушка. А многие, вырастая, хранят свои любимые игрушки вместе с теплыми воспоминаниями о таинственной, искрящейся солнцем и радостью стране детства.
А представьте, если такой любимой игрушкой будет сделанная своими руками прекрасная кукла. Всем, кто хочет окунуться в чудесный мир сказок и красоты — прошу за мной!
Для работы нам понадобятся:
1. Запекаемая полимерная глина (самые распространенные для кукольников- Living Doll, FIMO, ProSculpt.
2. Проволока для каркаса (из металла, не поддающегося ржавчине).
3. Фольга (лучше мягкая).
4. Влажные салфетки (без спирта).
5. Инструменты (маникюрные или стоматологические: лопатки, дотсы, всевозможные стеки, при желании можно обойтись подручными вязальными спицами и крючками, иголками и т.д.).
Чтобы сказку сделать былью,
Нужно нам совсем немного,
Только чуточку терпенья,
Знаний щёпоть, настроенья,
Чуть задора — и в дорогу.
Начать лучше всего в наброска либо схематичного изображения тела. Чтобы придерживаться правильных пропорций, очень важно сверять свое творение с желаемым на рисунке. Стилизовать можно как угодно, у куклы может быть по-детски большая голова, чрезмерно маленькие ладошки или стопы для придания пущей трогательности, или наоборот утонченно-вытянутое тело или грациозные длинные ноги. Но если происходит искажение остальных пропорций, эти ошибки очень бросаются в глаза.
Итак, набросок выполенен, переходим к изготовлению каркаса. Для средних и больших кукол, если они статичны, нужен крепкий, прочный каркас. Для этого лучше всего подойдет стальная проволока. Для маленьких фигурок, или для кукол с подвижными конечностями можно взять медную проволоку.
Каркас — очень важная часть изготовления куклы, он определяет пропорции, дает прочность всей конструкции, и поэтому должен быть выполенен тщательно. Проволоку не советуют скручивать, для прочности лучше всего несколько раз оплести её более тонкой проволокой.
Далее наращиваем объем при помощи фольги. Тщательно приглаживаем бугорки, избегаем вмятин и слишком глубоких впадин. Это важно, потому что слой глины должне быть равномерным во избежание трещин и попадания воздуха под нее. В то же время, если слишком тщательно загладить фольгу, глина по ней может гулять, будет трудно нарастить ее.
Каркас готов, сверяем с эскизом, подправляем, если что-то надо подправить, на этом этапе!
Теперь переходим к лепке.
Начинаем с тщательной подготовки поверхности. Лучше всего лепить на стекле или керамической плитке — с них проще всего удалить пыль, они гладкие и не оставят рельефных отпечатков. На запекаемую глину с удовольствием садятся разные пылинки-ворсинки, которые при выглаживании любят углубляться в массу. Может, тоже хотят быть увековеченными в искусстве, но нам этого совсем не надо. Поэтому тщательно вытираем пыль со всего — со стола, с полочек, с рук, с инструментов. Одежду лучше всего надеть не ворсистую, из гладкой ткани. Можно воздух оросить из пульвелизатора, дабы вся пыль опустилась вниз.
Пластику надо очень хорошо размять.
Я начинаю лепить с головы. Для этого беру лепешку глины, раскатанную равномерно, оборачиваю ей голову, разравниваю стыки.
По линии, разделяющей овал лица пополам горизонтально, вдавливаю глазницы. После выравниваю и отправляю на полузапек. Полузапек — это обжиг глины на более низкой температуре, как правило 90-100 градусов в течение 20-40 минут в зависимости от толщины слоя. При этом глина становится достаточно твердой, чтобы без деформации можно было вылепить остальное. В тоже время, впоследствии, полузапеченая глина совершенно не будет отличаться по цвету от последующих слоев.
Очень важно вопреки нетерпению дождаться полного остывания пластики вместе с духовкой, не открывая дверцу ни во время обжига, ни после. Кладу я обжигаемую деталь на фольгу или в стеклянную кастрюлю. Очень нужная вещь — термометр, который измеряет температуру ВНУТРИ духовки. Все плиты разные — в каких-то температура поднимается выше установленной, а потом некоторое время остывает, в других градус внутри выше или ниже. Из-за этого пластик может недопечься или наоборот «поджариться».
Итак, после полного остывания продолжаем работу. Наращиваем лоб и щеки.
Накладываем нос, губы, щечки.
Обратите внимание — на детском личике верхняя губка значительно выдается вперед, переносица у носика почти отсутствует, щечки не вогнутые, а пухлые. Глаза всегда расположены в углублении, они не могут выдаваться вперед надбровной дуги и щек.
Лопаткой приглаживаем стыки, стеком с шариком формируем нос.
Далее с помощью иглы и того же стека «прорисовывем» рот.
Проверяем симметрию на всех этапах со всех сторон.
Исправляем недочеты на каждом этапе лепки.
Небольшие овалы накладываем на глазницы, приглаживаем стыки лопаткой.
С помощью иголки «прорезаем» глаза, формируя нижнее и верхнее веко. Верхнее веко всегода будет выступать относительно нижнего, а глаз имеет форму шара, видимая его часть — полусфера, самая выпуклая точка — в центре глаза.
После с помощью инструмента выглаживаем веко .
В уголках глаз с помощью иглы также можно сделать углубления, это придаст живости взгляду.
После того, как обозначенны основные черты лица, наступает кропотливый процесс проверки симметрии, формирования эмоций и детализации. Когда вся работа завершена, с помощью влажной салфетки тщательно все выглаживаем. Если кукла крупнее, то выгладить все с помощью салфетки не удастся, тогда на помощь приходят инструменты — в труднодоступных местах, на больших участках — шлифовка, о ней чуть ниже.
Затем наносим растертую пастель на щечки, лоб, нос, губы. При запеке пигмент пастели усилится, цвета станут ярче. Некоторые марки пастели и вовсе могут слегка поменять оттенок, поэтому лучше сделать пробный запек на кусочке пластики.
Снова полузапек при 100 градусах. После полного остывания долепливаем затылок и ушки. Пластику лучше всего не размазывать, как глину, а налепливать и вминать. Чтобы сырая пластика «въелась» в полузапеченую и образовала более прочное сцепление, можно оставить необоженную куклу на сутки-двое, спрятав от пыли.
После головы приступаем к телу.
Здесь я увлеклась, гораздо логичнее было вылепить торс и сделать полузапек, а после долепливать руки и ноги, чтобы удобнее было держаться за твердое тело, не деформируя его. Но совмещать фотографирование и лепку оказалось не так просто, где уж тут вписать еще и мыслительный процесс 🙂
После полузапека долепливаем ручки до кисти и выравниваем стопы так, чтобы она стояла. Количество полузапеков может быть любым, лишь бы удобно было долепливать. Хотя после 3-4 полузапеков есть риск, что некоторые участки станут заметно темнее свежих слоев.
Снова выглаживаем салфетками, затем формируем кисти рук. Колбаски-пальчики соединяем с кистью, разравниваем стыки.
У больших кукол для прочности в пальчиках также делают каркас из проволоки. Эта куколка не игровая, к тому же маленькая, при бережном отношении все будет на месте.
Бисерной иголкой прорисовываем ноготки. На завершающем этапе оттеняем кончики пальцев и ладонь пастелью.
После этого отправляем куколку в духовку для полного запека — на 30-40 минут при 130-140 градусах. Важно учитывать, за какое время нагревается сама духовка. Недопеченый пластик будет хрупким, негибким, может крошиться. Перепеченый потемнеет, может даже обгореть. Возможно, тело куколки необходимо будет подшлифовать. Тогда лучше всего это сделать до полного запека. Удобно шлифовать, периодически обмывая фигурку в воде. Здесь важно после контакта с водой как следует просушить пластику (день-два до запека). Начинаем со шкурки покрупнее, заканчиваем самой мелкой. После можно слегка отполировать кусочком кожи или плотной тканью.
На макушке с помощью канцелярского ножа прорезаем пробор. Можно было сделать пробор еще во время лепки.
Теперь наводим красоту. Акварельными карандашами прорисовываем брови и веснушки.
Белки покрываем белой краской, полностью просушиваем. Основным цветом рисуем радужки, здесь я использую акрил. Акварельным карандашом прорисовываю кайму и зрачок. Белой краской ставлю блики. После покрываю лаком для пластики глаза и губы. (на глаза накладываю несколько очень тонких слоев с полной просушкой каждого). Многие советую покрывать обычным лаком для декупажа или лаком для ногтей. Если не хотите испортить изделие, лучше поэкспериментируйте — покройте этим лаком кусочек пластика и оставьте месяца на 2. Если за это время он не пожелтеет, не потрескается или не вступит в реакцию с пластикой, образуя очень липкий верхний слой, тогда он однозначно подходит. Но лучше всего пользоваться специальным лаком, или акриловым лаком на водной основе.
Настало время прически. Кудри козочки покрашены, смягчены бальзамом и готовы к поклейке.
Мне удобнее всего прижимать пряди волос металлической иглой или шилом. С них очень легко снимается клей, и не тянутся нити и волосы, как за деревянными шпажками.
Последним этапом вклеиваем прядки волос в пробор, заправляя их кончики с помощью иглы.
В результате должна получиться вот такая макушка. Такой способ, конечно, уступает по прочности парику или методу вживления, но для статичной прически очень даже хорош.
Теперь можно наряжать нашу красавицу. Выкроек кукольной одежды очень много, мне хотелось бы остановиться на таком моменте. Очень важно подготовить ткани. Каким бы ни был наряд — состаренным или современным, но выглаженные и торчащие колом вещи смотрятся не очень хорошо. Можно хотя бы смочить ткань и заложить необходимые складки. Также можно прорисовать складки и сгибы масляной краской более темного оттенка или провести по ним кисточкой с чаем.
Я заложила складки на юбке, искупала кружева и блузочную ткань в отваре трав.
Наряжаем, обуваем, укладываем прическу.
В выборе аксессуаров и деталей костюма помните о масштабе. Бусины размером с ее ладошку или слишком крупное кружево смотрятся грубовато.
Можно радоваться проделанной работе и ее результату:
Я не мастер, я только учусь.
Я очень благодарна всем людям, которые безвозмездно делились своим опытом, знаниями и мастерством. В этом мастер-классе мне хотелось объединить основную информацию, которая была собрана по маленьким кусочкам отовсюду и наработана в процессе. Я надеюсь, что хоть немного она окажется полезной.
Мастер-класс участвует в конкурсе «Лучшее — детям», буду очень благодарна, если вы отметите его, кликнув «нравится».
Спасибо за внимание!
Хотелось бы показать вам основные этапы создания куклы из полимерной глины на проволочном каркасе. Знаю, что многим интересно наблюдать за творческим процессом, я сама всегда с удовольствием смотрю, как работают мастера. Поэтому хочется поделиться тем, как творю я. Это не мастер-класс, а скорее процесс, так как подробности лепки я не показываю. В кукольном деле я не новичок, занимаюсь этим 3 года, кукол за это время слепилось около 30, с каждой следующей работой приходит опыт и навыки.
Куколка, которая рождается сегодня, лепилась по фото на заказ, милая 9-летняя девочка. Других кукол делаю по той же технологии, только времени на лепку уходит чуть меньше, чем на портретных. Использую полимерную глину Ливинг-долл.
Сначала я изучаю пропорции и телосложение девочки, выбираю позу, рассчитываю приблизительный размер головы в масштабе. Для ребенка 8-9 лет это где-то 1 к 6.
Для стилизации авторских кукол чаще используют другие пропорции, увеличивают голову, удлиняют шею или конечности, либо наоборот укорачивают и так далее. Но мы ведь делаем реалистичную куклу, поэтому выдерживаем масштаб и соблюдаем пропорции. Вообще, я люблю делать анатомичных кукол с проработанными деталями, пальчиками, складочками. Определившись с размером, делаю заготовку для головы из фольги. Размер заготовки обычно на 1 см меньше готовой головы. Сразу формирую череп — верхнюю часть шире, нижнюю уже, как яйцо. Это вид сбоку.
Сажаю заготовку на деревянную шпажку. Для глаз использую акриловые полубусины, они при запекании не текут, мне нравятся. Облепливаю голову глиной, прорабатываю лицо в соответствии с фото. Это очень долгий процесс, не всегда удается сразу ухватить особенности и добиться сходства.
Когда голова готова, приступаю к рукам. Также делаю заготовку-колбаску из фольги и облепляю глиной. Рука может быть вылепленной до локтя, до плеча или только кисть, в соответствии с задуманным образом. Сначала я леплю кисть, а потом выше, постепенно доходя до нужной длины.
После рук леплю ноги по той же схеме: колбаски их фольги облепляю пластиком, вылепливаю ступню с пальчиками и потом дальше ногу до нужной длины.
Когда лепные детали готовы, делаю тело. Я не спешу запекать руки-ноги, пока туловище не закончено, так как в процессе могу заметить какие-то неточности в пропорциях, и корректирую их. Например, полноту ног, длину до колена или локтя, положение ног в соответствие с позой и так далее. Для тела делаю каркас из проволоки и формирую выпуклости методом сухого валяния из синтепона. Валяю достаточно плотно.
Потом выкраиваю из телесного трикотажа прямоугольник шириной равный объему туловища. Разрезаю снизу «штанишки» для ног, сшиваю их, надеваю на туловище и сшиваю задний шов прямо на теле, утягиваю, если надо, чтобы сидело все плотненько. Отдельно вырезаю прямоугольники — рукава и пришиваю их.
К этому времени у меня уже готовы руки-ноги-голова, я их тонировала пастелью, запекла, расписала глазки и черты лица акрилом, приклеила волосы.
Соединяю конечности и голову с туловищем, использую клей момент-кристалл.
Куколка почти готова, осталось придумать и сшить наряд.
Делаю необходимые измерения, строю выкройку, крою и сшиваю все вручную. Ну, вот вроде бы все по этой куколке.
В дальнейшем попробую показать подробно, как лепить голову, особенности возрастной анатомии, основные ошибки при лепке на основе собственного опыта. Спасибо всем, кто досмотрел до конца, спрашивайте, критикуйте — отнесусь спокойно.
Существует множество видов пластилина для детей. Некоторые из них на масляной основе и никогда не высыхают, другие сушат на воздухе, а некоторые предназначены для запекания в духовке до отвердевания.
Некоторые типы глин для моделирования лучше подходят для тонкой, детальной работы, чем другие. Обратите внимание, что некоторые марки глины для моделирования окрашиваются и не выходят из ковров, если их растереть. Для достижения наилучших результатов используйте все моделирующие глины на твердой гладкой поверхности.Вырезы раковины от плотников работают хорошо.
Проверьте ниже, чтобы узнать больше о различных типах глиняных изделий. Настоящая глина не входит в этот список.
Plasticine® является зарегистрированным товарным знаком игрушечной компании Bluebird в Великобритании.
Это глина для моделирования на масляной основе, которая никогда не высыхает и продается в упаковках по 1 фунт, а также в небольших наборах. Пластилин® не предназначен для выпечки. Это довольно жестко, когда холодно, но легче манипулировать после использования в течение некоторого времени.Я использовал его над обогревателем в своем классе в холодное утро.
Если холодно, дайте младшим детям маленькие кусочки, а не один большой кусок, так как крошечным пальцам трудно манипулировать глиной.
Иллюстратор и автор книжек с картинками, Барбара Рейд, создала замечательные работы, отмеченные наградами, для своих книг, все из пластилина. Проверьте ее процесс здесь.
Фокс гуляла в одиночестве от Барбары Рейд
Crayola® Model Magic® — это нетоксичный моделирующий материал, который легко манипулировать и соединять в любую форму.Легкий, чистый и эластичный, этот моделирующий состав не рассыпается и не оставляет пятен и не цепляется за поверхность кожи или помещения.
Может быть прикреплен к пластику, дереву, картону и другим материалам. Он доступен в различных цветах и легко окрашивается после сушки в течение 24 часов. Смесь высыхает до гибкой консистенции в течение 24-36 часов без обжига в печи.
Play-Doh можно приобрести в отдельных банках для использования в классе. Это пластичная глина для воздушной сушки, которую можно использовать снова и снова, если хранить в герметичных контейнерах.
Это не хорошо для мелкой, тонкой работы, которую нужно высушить, так как она имеет тенденцию раскалываться по мере высыхания. Выпекайте его при низкой температуре (200 градусов), если хотите сохранить какие-либо творения. Playdoh имеет тенденцию к растрескиванию при выпечке, и другие составы лучше для этой цели. Запеченные предметы, вероятно, сломаются, если играть с ними.
Состав не токсичен, не раздражает и не вызывает аллергии , за исключением для детей с аллергией на пшеничный глютен. У них может быть аллергическая реакция на этот продукт.
Crayola Air-Dry Clay® — это тонкая натуральная бело-земная глина, которая высушивает воздух до твердого вещества. Легко смягчается водой и быстро очищает руки и поверхности. Он может быть окрашен темперой, акрилом или акварелью в сухом виде.
Простая в использовании, нетоксичная белая глина, которая делает твердые, долговечные формы без необходимости выпекать в духовке или обжигать в печи. Он прост в использовании с традиционными методами моделирования и легко моется. Воздушно-сухая глина более гладкая, тонкая и менее липкая, чем традиционная глина.
«>
Sculpey Original Clay® Эта белая глина мягкая и податливая, работает и ощущается как керамическая глина, но не высыхает при воздействии воздуха. Испеките это, и как только это охладится, это может быть нарисовано акриловыми красками на водной основе или глазурями марки Sculpey.
Идеально подходит для всего: от формованных изделий до ювелирных изделий произвольной формы; фигурок; украшения и украшения для альбома. Форма; выпекать и охлаждаться можно шлифовать, сверлить, резать, склеивать и покрывать краской. Сделано в США.
«>
Terra Cotta — Sculpey Original®
То же, что и выше, но в терракоте.
Когда дети изучают и играют с глинами для лепки детей, они узнают, как создавать базовые формы, развивать координацию рук и мозга, ловкость и мелкую моторику. Использование лепки из глины дает детям много возможностей для творчества, а также может привести к увеличению продолжительности внимания.
Помимо того, что это успокаивающее занятие для детей, игра с такими продуктами, как Plastercine ™ и Playdoh ™, помогает детям развивать социальные навыки, когда они сидят вместе, делясь глиной, роликами и другими модельными материалами.Играя с глиняными изделиями, сжимая их, скручивая и сжимая в формы, расслабляет маленьких детей (и взрослых!).
Учите детей формировать базовую форму шара, форму яйца, блин, вулкан, змею, колбасу и ленту. После того, как они освоили эти формы и названия для каждого из них, им будет легче дать указания, как создавать других животных, таких как животные в приливных бассейнах, в мини-мастерских.
Следующая информация взята из «Fun With Modeling Clay» Барбары Рейд от Kids Can Press Ltd., которая доступна у продавцов подержанных книг и приведена ниже.
Моделирование глиняных животных: легкие в исполнении проекты на простом шаге. Бернадетт Кюксарт показывает читателям, как сделать более 50 различных фигур из глины и других материалов. Книга начинается с основных советов и инструкций и носит в основном визуальный характер.
Mudworks: креативная глина, тесто и опыт моделирования
Персонажи-фэнтези: простые в исполнении проекты по изготовлению глины в простых шагах (моделирование книг из глины)
Alex Toys производит много глиняных изделий для лепки. Проверьте их здесь …
Playdoh также производит большое количество глиняных изделий и экструдеров. Проверьте их, нажав здесь …
JavaScript необходим для просмотра веб-сайта Walmart Canada. Пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, или переключитесь на более новый веб-браузер.
Файлы cookie — это небольшие фрагменты информации, которые надежно хранятся на вашем компьютере. Для просмотра веб-сайта Walmart Canada требуется браузер, способный хранить файлы cookie. Мы используем куки, чтобы сохранить информацию, такую как ваши языковые предпочтения и ближайший магазин Walmart. Личная информация, такая как адрес доставки, никогда не сохраняется в куки.
Пожалуйста, включите куки в вашем браузере или переключитесь на более новый веб-браузер .Вы также можете просмотреть флаер Walmart Canada без файлов cookie.
Les témoins sont de petits renseignements stockés de façon sécuritaire dans votre ordinateur. Он может работать с консультантом на сайте Web de Walmart Canada. Nous utilions des temoins for sauvegarder des renseignements, comme préféferences en matière de langue et de magasin. Персонал Vos Renseignements, Comme Votre Adresse D’Expédition, я не знаю, что это так.
Veuillez действует в течение нескольких дней с навигацией или через веб-сайт и последние . Советник Австралии по циркуляру Walmart Canada en ligne sans témoins.