Лауреат международных конкурсов: пианистов в Сиднее (1977, I премия), VIII конкурса им. П. И. Чайковского в Москве (1986, III премия), конкурса Иво Погорелича (США, 1993, II премия), конкурса Piano Master в Монте-Карло (1995, Гран-при).
Член Совета фортепианного факультета. Заслуженная артистка Российской Федерации (2008).
Родилась в г. Москве. Училась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (педагоги — Т. Д. Мануильская, Н. П. Емельянова и P. P. Kepep). В 1972 г. поступила в Московскую консерваторию (класс Р. Р. Керера), которую окончила в 1978 г.
С 1990 г. начала преподавательскую деятельность в Московской консерватории в качестве ассистента профессора Г. Г. Мирвис.
В 1995 г. получила звание доцента, в настоящее время работает в должности профессора (c 2007 г. по 2020 г. – на кафедре специального фортепиано под руководством профессора С. Л. Доренского, с 2020 г. – на кафедре специального фортепиано под руководством профессора А. А. Писарева).
Проводила мастер-классы в Казанской государственной консерватории, в Университете Сувон в Южной Корее, в Казахской Национальной Академии Музыки в Астане, в Университете города Сяомень в Китае, участвовала в мастер-классах благотворительного фонда «Новые имена», а также преподавала в рамках Летней школы Московской консерватории в 2006 г.
Среди ее учеников лауреаты международных конкурсов пианистов Олег Кирсанов, Эйко Нагано, Такаши Кумо, Рие Дое, Мария Джемесюк, Ника Лундстрем, Варвара Чиркина.
Участвовала в жюри международных конкурсов пианистов: в Сиднее (2000), Vendom-Price (2003), им. С. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге (2004), Юношеского конкурса им. С. С. Прокофьева в Алма-Ате (2004).
После блестящей победы на Международном конкурсе пианистов в Сиднее в 1977 г. начала активную концертную деятельность. С 1985 г. работала солисткой Москонцерта.
Выступала в лучших залах России: Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии, а также в залах Красноярской, Казанской, Новосибирской филармоний и других.
Активно гастролирует за рубежом. Играла сольные и симфонические концерты в Австралии, Великобритании, Бельгии, Франции, Нидерландах, Польше, Югославии, Новой Зеландии, Филиппинах, Японии, Корее, Китае, Италии, Швейцарии, Германии, Армении, Литве и многих других странах, в том числе выступала в таких залах как Сиднейская опера, Концертгебау, Зал Гаво, Вигмор-Холл, Prince Palace в Монте-Карло.
Сотрудничала с таким оркестрами как Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, Московский симфонический оркестр, Заслуженный коллектив Санкт-Петербургской филармонии, а также с оркестрами Красноярской и Новосибирской филармоний.
Выступала с оркестрами под управлением дирижеров И. В. Шпиллера, Ниязи, О. Дмитриади, В. Дударовой, В. Синайского, С. Калагина, Ульриха Швина, М. Кобахидзе, Манфреда Гензеля, Д. Немета, А. Ф. Гуляницкого, Е. Шестакова, А. Полищука, В. Нестерова, Ж.-Б. Помье, К. Бекельса, О. Фостера.
Выступала в камерных концертах с мужем – Ю. Лисиченко. Репертуар Ирины Плотниковой очень широк и включает произведения разных жанров и стилей, от барокко до современной музыки.
В 1994 г. записала Второй концерт Ф. Листа с Московским симфоническим оркестром, дирижер К. Кримец. Записи Ирины Плотниковой проводились на телевидении и радио, в том числе на ВВС.
Кто же в Томске не знает Наталью Морокову? Серьезный исследователь, глубокий и педантичный поисковик, строгий и требовательный эксперт, не терпящий неточности. Сколько журналистов, историков, краеведов прибегают к ее помощи, зная, что она, как ходячая энциклопедия, ответит на любой вопрос о Великой Отечественной войне, поделится своими знаниями и сама бросится на поиски человека, жизнь которого оборвалась в годы войны при невыясненных обстоятельствах. И вдруг случайно узнаю, что Наталья Бореевна… шьет кукол.
– И не только кукол, но и всевозможную детскую одежку, и поделки, всякую мелочь, – улыбается она. – А вы думали, я одной только войной занимаюсь?
Если честно, то именно так и представлялось. Человек с головой занят работой, где найти время на что-то постороннее? Но она находит…
– У меня четверо детей, трое из них – дочери. Особого достатка не было. Вот для них поначалу и шила первых кукол, – рассказывает Наталья Бореевна. – А потом, когда дети выросли, разлетелись, привычка осталась. В доме всегда есть какие-то лоскутки, тряпочки, из них вот и мастерю свои поделки.
Наталья Бореевна даже увлечением это свое ремесло не считает. Скорее рациональным подходом, но с пользой для других. Своих кукол она не хранит на полках, а раздаривает знакомым, относит в социальную службу. Находит в этом удовлетворение. Но и для души старается тоже. Это все-таки творческий процесс. Не было ничего – одни лоскутки, но немного поколдовала над ними – и вот оно, существо, с ножками и ручками, глазами-бусинками и своим характером. Кукла чувствует, когда создатель вкладывает в нее душу. Эту любовь к творчеству-ремеслу переняла ее средняя дочь, она любит работать с кожей, шьет детские тапочки, что даже приносит ей небольшой доход.
Наталья Бореевна свои способности оценивает скромно и переводит стрелки на умелицу из Молчанова – сотрудницу районного ЗАГСа Ольгу Ваверс, подругу старшей дочери.
– Вот у Оли – там красота, вам с нею надо познакомиться, – советует она.
– Ну, тетя Наташа тоже скажет, – весело отшучивается Ольга. – Я только год куклами занимаюсь, но мне интересно, это правда.
Началось все случайно. Томичка Ирина Плотникова, уроженка Молчановского района, которая изготовлением кукол занимается профессионально, была приглашена на родную землю для проведения мастер-класса. В группе набралось 10 человек.
– Я записалась туда, и теперь не жалею, – вспоминает Ольга Дмитриевна.
Первую куклу все делали по лекалам под руководством мастера. Вторую Ольга изготовила уже самостоятельно и подарила внучке. Третью презентовала подруге. А дальше пошло-поехало. Из-под рук мастерицы вышло уже 13 кукол, но ни одна из них, так же как и у «тети Наташи», не стоит на полке и не пылится в собственной коллекции. Они все, что называется, нашли добрые руки, продолжают свою жизнь «на стороне».
В жизни ничего не происходит случайно. Тягу к чему-то дает внутренний толчок, воспоминание, генетическая память. У Ольги память вполне реальная – бабушка Мария Ивановна, трудолюбивая крестьянка, которая могла и лен вытянуть, и шерсть спрясть, и носки связать, и одежду сшить. Но кукла, которую Ольга впервые держала на руках, была не сшита, а скручена из платков.
– Я как сейчас помню: пришла к бабушке, – рассказывает Ольга, – она собрала платки и тут же на моих глазах скрутила куклу. Я ею и играла. Даже сейчас глаза закрою и ее представляю.
Впрочем, навыки к рукоделию, считает Ольга, ей привила школа. Тогда было много кружков рукоделия, и благодаря занятиям в них теперь может и платье сшить, и носки связать. Сейчас, по мнению Ольги, это вообще не проблема. Раньше все гонялись за журналом «Бурда», где размещались выкройки модных платьев, а теперь, пожалуйста, открывай Интернет, и там чего только нет! Это касается и кукол. И лекала, и пошаговое описание операций, и видеоподсказки. И конечно, выбор материалов…
На мой дилетантский вопрос, где мастерица берет волосы для кукол, Ольга только рассмеялась. Оказывается, всё там же, в Интернете, только кликни. Еще есть хороший магазин в Томске, где огромный выбор товаров для рукоделия. Бывшие участницы мастер-класса стараются держаться поближе к тренеру. Они по-прежнему в контакте с Ириной Плотниковой и, если что нужно, обращаются к ней, она покупает и присылает. А еще все они объединились в Сети в группу поддержки. Если требуется лоскуток в полосочку, а его под рукой не нашлось, то обратись к кружковцам, и он обязательно отыщется. Каждая рукодельница выкладывает фото своего нового творения: «Мы родились». И начинается обсуждение. Каждый старается похвалить, найти добрые слова для мастерицы: «Молодец! Так держать!»
Ольга Ваверс – человек позитивный. А как иначе работать в ЗАГСе, куда люди приходят за счастьем! Интересуюсь, не утомляет ли одно и то же: марш Мендельсона, обмен кольцами…
– Что вы! – удивляется она. – Это же такая радость – наблюдать счастливых людей! Видишь, как волнуются молодые, их родители, сам переживаешь, чтобы все прошло хорошо.
Ольга по профессии педагог начальных классов, сначала работала в школе, а теперь уже 18 лет – специалист районного ЗАГСа. Работу свою любит и другой не представляет. Но вот своих сыновей, которые женились тут же, регистрировать не смогла. Нельзя по закону.
– Процедуру бракосочетания проводила моя заведующая, а я была только участницей церемонии и радовалась за детей, – признается Ольга.
У Ольги интересная фамилия – Ваверс.
– У моего мужа латышские корни, – поясняет она. – Его зовут Сергей Улдысович, у детей и внуков латышские имена. Старший сын Янис с семьей живет здесь же. Младший Артур служит в армии. Внучка Санита, внук Ивер. Дети давали имена нашим внукам, мы не вмешивались. И нам эти имена очень нравятся, – говорит Ольга.
Собственно, ради внучки Саниты и старается 49-летняя бабушка. Послушаешь Ольгу Дмитриевну и понимаешь, что по восторгу и детскому восприятию она недалеко от своей Аниты.
– Вы представляете, – делится процессом изготовления куклы Ольга, – сначала шьешь отдельно ножки, ручки, потом это все собираешь, набиваешь синтепоном, причем не бездумно это делаешь, а с учетом того, что кукла должна и стоять, и сидеть. Потом пришиваешь волосы. И вот она лежит голенькая перед тобой, и ты еще не знаешь, как она будет выглядеть. Мысль начинает вертеться – во что одеть, идешь в Интернет, а по ходу фантазируешь… И вот оно, чудо, родилось…
Заметим, что все делается с помощью иголки и обыкновенной швейной машинки. А работа кропотливая, тонкая. Можно сказать, ювелирная. Самая маленькая кукла-брошь всего семь сантиметров. Самая большая, с которой и играет Санита, 24 сантиметра. На рождение одной куклы может уйти неделя. Куклы-броши сейчас нарасхват у модниц, Ольга изготовила всего четыре таких, но их быстренько прибрала к рукам самая дорогая модница – Санита. Есть у девчушки и кукла Барби, но она проживает как бы в другом детском пространстве, куда нога бабушки не ступает.
– Дети выросли, теперь мы им помогаем с внуками – привести-увести в сад, повозиться с ними в выходные. Но время все равно остается. Вот и заполняешь его тем, что тебе нравится, – объясняет мотивы своего увлечения Ольга. – Конечно, сейчас начнутся огороды, рассада, помидорчики-огурчики, времени будет меньше. Но как только появится минутка – снова за куклы. Они моя любовь.
Этому можно только порадоваться. Вот моего альянса с куклами не сложилось, хотя возможностей по тем послевоенным годам у меня было больше, чем у моих деревенских подруг. Мой родной дядя, секретарь райкома, привез из Москвы мне и своей дочери Людмиле, с которой мы росли вместе, как родные, по красивой большой кукле. Руки, ноги у них двигались, они были изящно наряжены, но впечатлило это детское чудо только поначалу. Людка переусердствовала с любопытством – хотела узнать, что там внутри, и через неделю голова ее Маши понуро висела на плече. Я свою, Катю, напротив, берегла и хранила, но особыми чувствами к ней не пылала. Меня тянуло на воздух, на природу, побегать с друзьями. А вот кто по-настоящему обрадовался подарку, так это моя бабушка, у которой из семерых в живых оставшихся детей были две дочери и которым она крутила куклы из тряпиц. Был рад почему-то и мой отец. На предприятии ему сварили маленькую, под размер куклы, кроватку, бабушка сшила ей приданое – перину, одеяло и вышила крестиком наволочки на подушечки и покрывальце.
Я покинула родные пенаты. Сначала поехала учиться, а потом и навсегда. Ушли из жизни сначала бабушка, потом мои родители, пришла пора прощаться с домом. Я залезла на чердак. Там возле трубы стояла кроватка с запыленным приданым, а на ней сидела почти моя ровесница-кукла. Кстати, хорошо сохранившаяся. Но тащить ее за тысячи километров я не решилась. Так и оставила новым хозяевам.
…Засвербило в носу, залезла в Интернет. Почему одни любят кукол и со страстью бросаются их мастерить своими руками, а другие к ним равнодушны? Что с последними не так? И лучше бы не читала всякую чепуху о якобы фрейдовских умозаключениях о сексуальном замещении и потребности найти себя в потерянном мире. Если нравится – значит есть тяга души, которая рождается от избытка тепла, желания поделиться добром с самыми дорогими и близкими людьми. Вот и вся философия.
А когда мы общались с Ольгой Ваверс, у нее был день рождения.