Собственная лодка является достаточно дорогим удовольствием для каждого рыбака. При наличии свободного отпадает вопрос как сделать лодку из фанеры. В данной статье мы расскажем, как выбрать правильный материал и основные этапы изготовления лодки.
В зависимости от выбранной конструкции необходимо разное время для реализации чертеж лодки из фанеры. Среднее время принято считать от недели до полутора месяца. Стоимость материалов также зависит от выбранного чертежа, но в любом случае, это будет выгодней, чем покупать готовую. Основой плавательного средства является водостойкая фанера для лодок марки ФСФ. В первую очередь на выбор основного материала напрашивается бакелитовая фанера для лодок. Но есть несколько причин в сторону влагостойкой фанеры ФСФ:
1. С бакелитовой фанерой сложнее работать
Водостойкая ФСФ фанера должна быть толщиной от 6 до 9 мм. Это обуславливается тем, что она не должна прогибаться из-за малой толщины, а вес оптимальным. Влагостойкая фанера для лодки купить в каталоге нашего сайта любого размера. Длина не имеет большого значения, но лучше обходится минимальным количеством стыков.
Весь процесс изготовления фанеры делится на 3 основных этапа:
1. Для начала необходимо разметить и нанести разметку чертежа на лист фанеры. Рекомендуется расчертить заготовку на квадраты как на чертеже, так и на фанере. Ровные линии можно нанести с помощью уровня, а гибкие – с помощью пластиковой рейки. Далее при помощи электролобзика нужно вырезать заготовленные элементы.
2.
Если придерживаться данных рекомендаций, то выходит отличная лодка из фанеры своими руками с минимальными финансовыми затратами. Главное выбрать качественный материал для реализации данной задумки. Купить фанеру в Челябинске высоко качества и любых размеров по низкой цене.
Напишите свой номер телефона в форму ниже. В течении 3 минут вам перезвонит персональный менеджер и исчерпывающие ответит на ваши вопросы.
Нажимая кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования сайта и Политикой обработки персональных данных.
Назад
×
Уточнить остаток
Назвавние товара
*Данный материал находится в резерве у наших менеджеров и возможно есть шанс её оттуда забрать специально под Ваш заказ.
Нажимая кнопку «Отправить заявку», вы соглашаетесь с Условиями использования сайта и Политикой обработки персональных данных.
Заядлым рыбакам, поклонникам экстремального отдыха и любителям времяпровождения на природе обязательно стоит узнать, как сделать лодку своими руками из фанеры. Гораздо проще отправиться в магазин и купить готовую лодочку, в случае самостоятельного изготовления мастер сможет сэкономить, создать конструкцию четко под собственные требования и наполнить конструкцию ожидаемым функционалом.
Использование классической фанеры для производства полноценного плавательного средства становится финансово обоснованным, по сравнению с готовыми моделями и остальными типами строительных материалов. Функциональные характеристики конструкции позволяют свободно расположиться на борту компании из трех человек одновременно.
Лодка под мотор своими руками из фанеры крайне универсальна. Помимо двигателя, лодочку можно оснащать стандартными веслами или удобным парусом. Прочности стандартных марок фанерных полотен будет достаточно для создания лодочки средних размеров. С материалом легко работать, он свободно поддается отделке ручным методом, элементарными электрическими инструментами.
Лодка для рыбалки своими руками из фанеры имеет стандартную конструкцию, независимо от принципа работы, размеров.
В момент изготовления облегченного плавательного средства необходимо позаботиться о создании следующих деталей:
Для изготовления самодельной лодки достаточно ограниченного набора материалов:
фанерные полотна с толщиной около 5 мм, древесная доска, полотно из стекловолокна для отделки наружной части, специальная шпаклевка для соединительных стыков, водонепроницаемый клей, дополнительная пропитка для повышения устойчивости к воде, декоративная краска для отделки, крепежные элементы и металлические полосы.
Особенных отличий между парусным, моторным и весельным вариантом не существует, характер конструкции остается классическим. Отличается исключительно принцип оборудования зоны для установки моторного узла.
С этой целью на корме плавательного средства монтируется доска для фиксации мотора.
Путешествовать на самодельной поделке всегда увлекательно, хотя постройка лодки из фанеры обычно не является идеальным вариантом для яхтсменов, поскольку требует значительного количества времени, труда и различных навыков. Тем не менее, многим людям по-прежнему нравится строить свою собственную рыбацкую лодку из фанеры, поскольку это наиболее частый и приятный способ начать кататься на лодке.
На самом деле, опытные владельцы лодок и энтузиасты, занимающиеся своими руками, издавна предпочитают создавать конструкции лодок из фанеры в домашних условиях. Строительство лодки из фанеры своими руками, как и многие другие проекты рукоделия, может сэкономить много денег, а также стать отличным опытом обучения, несмотря на некоторые трудности с приобретением материалов и освоением методов деревообработки.
Если вы ищете такие простые инструкции «Как построить лодку из фанеры?», эта статья идеально вам подойдет! В посте мы не только предоставим необходимые знания по строительству лодок из фанеры, но и составим подробный мастер-класс о том, как шаг за шагом построить деревянную лодку по инструкции ниже:
Кроме того, другие советы по созданию судов своими руками из опытные строители лодок из фанеры и дальнейшие уведомления при покупке подходящих материалов для строительства будут выделены, чтобы вы и другие моряки могли без особых трудностей продолжить этот процесс. Продолжайте читать, чтобы узнать больше!
СОДЕРЖАНИЕ
Как было сказано ранее, материал, используемый при строительстве лодок, должен быть тщательно продуман. В результате этот материал должен быть очень устойчивым к воде и сырости. В настоящее время фанера является наиболее часто используемым древесным материалом в строительстве лодок. Крайне важно использовать высококачественные материалы, чтобы гарантировать, что судно прослужит как можно дольше.
На наш взгляд, фанера Oukume и фанера из морской березы — лучший материал для лодок. Эти типы древесины содержат компоненты, которые поддерживают плавучесть корабля, делая его прочнее и жестче при различных погодных и водных условиях.
С другой стороны, вам также потребуется подготовить другое необходимое оборудование и инструменты для процесса строительства, такие как морской клей, эпоксидная смола, ткань из стекловолокна, шлифовальная машина, полироль и воск, пила по дереву и лента.
Основные части фанерной лодкиЧтобы понять, что нужно делать при постройке фанерной лодки, необходимо узнать о ее основных элементах и базовой конструкции судна. Здесь, в этой части поста, мы предоставим базовые знания о каждом компоненте лодки и его особенностях. Продолжайте читать, чтобы узнать больше!
1. ПозвоночникПозвоночник является наиболее важным компонентом лодки. Это основной строительный блок лодки. Чтобы построить лодку, вы должны сначала выполнить позвоночник. Затем вы должны перейти к следующему шагу. Позвоночник должен быть изготовлен из одного компонента настолько долго, насколько это возможно.
Однако, поскольку трудно приобрести монолитный материал (дерево) для лодок длиной 10-15 м, фундамент соответствующей длины можно получить, используя метод поперечного склеивания, поскольку элементы добавляются в направлении длины для снижения стоимости. Корешок часто делают из древесины каштанов, так как этот материал чаще всего рекомендуют профессиональные плотники.
2. Балластная осьБалласт — это элемент лодки, который позволяет ей правильно стоять на поверхности воды. Благодаря этому компоненту лодка не перевернется. Балластный стержень, обычно сделанный из свинца и железа, прикреплен к основному стержню лососевыми болтами.
3. Носовая частьЭта часть, образующая переднюю часть лодки, имеет наклон. Он часто состоит из древесины дуба, каштана или ясеня. Носовое основание (передняя половина лодки) может быть изготовлено из цельного куска или путем соединения нескольких частей вместе.
Поскольку он состоит из одного компонента, секции толщиной 12–16 мм укладываются друг на друга и спрессовываются с помощью пресс-формы. Когда передняя часть корабля состоит из двух компонентов, они соединяются между собой клеем или болтами.
4. КормаИзготовлена по той же технологии, что и нос лодки. Его часто обрамляют из каштана и дуба и соединяют с хребтом соединительным устройством, известным как скорпион. В зависимости от сценария он может состоять из одинарных или двойных сегментов. Созданные из двух компонентов, они склеены и скреплены болтами.
Шаг за шагом, чтобы построить фанерную лодку 1. Перед постройкойПрежде чем приступить к строительству деревянного судна, необходимо выполнить несколько шагов, чтобы составить правильный план для эффективной постройки лодки из фанеры. Следуйте приведенным ниже рекомендациям и узнайте больше:
На первом этапе необходимо разработать план постройки лодки. Выбор типа судна, например рыбацкой лодки из фанеры, может значительно упростить все остальные процессы.
Для первоначального строительства лучше всего выбрать что-то маленькое, по крайней мере, до тех пор, пока вы не будете уверены в своих строительных способностях. Просто тщательно планируйте заранее все, что вы можете. Не беспокойтесь о том, чтобы покрыть все; просто подготовьте то, что можете, и потом все будет намного проще.
Первое и самое важное, что вам нужно, это план лодки. Доступны неограниченные планы, но для вас и вашего проекта лучше всего получать проекты из надежного источника. Профессиональные планы лодок шаг за шагом описывают, как построить правильную лодку, и поэтому их проще понять, чем бесплатные планы, которые могут быть устаревшими.
Для экономии времени и усилий рекомендуется использовать морскую фанеру для всей лодки. Поскольку морская фанера почти не имеет пустот, это должно облегчить работу, так как вам не придется покрывать смолой столько пространства. Вы также можете потратить больше, если для проекта требуется больше смолы, чем вы ожидали.
2. При постройке фанерной лодкиПосле этого соберите саму лодку, используя полученные чертежи лодки.
Если это ваша первая конструкция, постарайтесь как можно точнее придерживаться чертежей. Даже небольшие изменения могут иметь далеко идущие последствия, которые вы не сможете предвидеть. Прежде чем приступить к сборке, еще раз просмотрите чертежи и внесите необходимые изменения.Нанесите эпоксидный клей на всю поверхность лодки. Наиболее важным аспектом нанесения эпоксидной смолы является получение абсолютно гладкой текстуры. Если на поверхности дерева есть щели или углубления, их необходимо заполнить смолой. Чтобы все выровнять, отшлифуйте участок. Дайте смоле высохнуть, прежде чем переходить к следующему шагу.
Отрежьте ткань по размеру и дайте ей отдохнуть в течение нескольких дней, прежде чем обеспечить гладкую отделочную поверхность. Разгладьте поверхность материала после того, как он размякнет, чтобы разгладить любые складки и заломы.
Вы можете использовать клейкую ленту, чтобы приклеить ткань на место, пока вы ее разглаживаете; повторите этот процесс несколько раз, пока материал не станет без складок. Это необходимо для поддержания однородности отделки. Оставьте сплющенную ткань на ночь перед тем, как смочить поверхность. Как только ткань полностью высохнет, ее можно будет использовать на следующем этапе.
Сделайте еще один проход тканью из стекловолокна, прежде чем смочить ее, чтобы убедиться, что вся поверхность ровная. Смочите поверхность ткани тонким слоем эпоксидного клея. Прежде чем он высохнет, убедитесь, что поверхность гладкая.
Затем лодка будет окрашена краской для стекловолокна. Если сначала нанести грунтовку, двух-трех нанесений должно быть достаточно. Обязательно наносите грунтовку с осторожностью; однородный слой необходим для отличной отделки.
Работайте порциями, чтобы уделить достаточно времени грунтовке. Перед нанесением второго слоя дайте первому грунтовочному слою высохнуть. Добавляйте краску после слоев грунтовки и, как и в случае с грунтовкой, работайте небольшими частями, чтобы время работы краски было терпимым.
Раскрасьте поделку горизонтально кистью. Это приведет к чистому слою краски, но хитрость заключается в том, чтобы быстро нанести вторую краску, поэтому идеально работать сегментами.
Окрасьте всю поверхность сосуда, обращая особое внимание на максимально ровный слой. Мы предпочитаем полуглянцевую краску, так как она имеет прочную поверхность.
Последним этапом является полировка и нанесение воска на поверхность лодки. Это придаст лодке блестящий блеск, который выделит гидроцикл, а также защитит его от суровых морских условий. Старайтесь следовать инструкциям, прилагаемым к выбранному вами продукту.
Теперь вы закончили. Вам остается только отправиться в плавание на лодке из фанеры, сделанной своими руками.
ЗаключениеСамостоятельная сборка лодки из фанеры — увлекательная и приятная процедура для людей с ограниченным бюджетом, которые хотят получить незабываемые впечатления от плавания. Мы надеемся, что информация и предложения, представленные выше, помогут вам успешно и качественно построить самодельную лодку из фанеры. В результате отправиться в замечательную экскурсию на собственной фанерной лодке своими руками больше не является несбыточной мечтой!
Вам понравилась статья о том, как построить фанерную лодку? Вы хотите добавить что-нибудь еще? Пожалуйста, дайте мне знать и оставьте комментарий ниже.
Энтони Робертс
Десять лет наслаждения бесчисленными поездками на лодках никогда не заставляли меня любить их меньше! Поэтому я здесь, чтобы использовать весь этот опыт для других яхтсменов, которые хотят совершить безопасное и веселое путешествие со своими друзьями и семьями.
Для большинства любителей фанера является предпочтительным материалом. Фанера — один из самых дешевых и простых строительных материалов, с которым среднестатистический мастер знаком и удобен. Фанера также, фунт за фунтом, прочнее стали. Из-за своей высокой прочности по отношению к весу фанерная конструкция дает лодку, которая намного легче и работает лучше, чем лодка из стекловолокна. При использовании с системой эпоксидной герметизации GLEN-L фанера долговечна и не требует особого ухода, как и любой другой материал. Никаких экзотических инструментов не требуется, и, за исключением, возможно, достаточного количества С-образных зажимов, фанерные лодки можно построить с помощью инструментов в обычной домашней мастерской. Лодки из фанеры часто строятся в школьных столярных мастерских или молодежными группами по индивидуальным или групповым проектам. Чтобы в полной мере использовать материал, наши планы и схемы детализируют упрощенные методы строительства, приспособленные к способностям любителя. Никаких сложных операций по дереву, таких как гибка паром, никогда не требуется, а система шаблонов GLEN-L делает ненужной сложную процедуру лофтинга.
Фанера используется в качестве «листового» материала в большинстве фанерных лодок, включая Stitch-N-Glue. Фанера также используется в «холодноформованном» строительстве и «многодиагональной» обшивке. На каждой странице проекта метод указан в разделе «Характеристики корпуса».
ЛИСТОВАЯ ФАНЕРА:
Это наиболее распространенный тип конструкции, используемый строителями домов. Фанера используется в панелях из одного или двух слоев. Это требует минимальной резки и подгонки и требует гораздо меньшего количества рам, чем большинство «традиционных» методов обшивки. Подробнее ознакомиться с этапами судостроения из фанеры можно в нашем иллюстрированном руководстве по листовой фанере с подписями.
ХОЛОДНАЯ ФОРМОВКА или МНОГОДИАГОНАЛЬНАЯ:
Этот метод используется для корпусов с круглым трюмом или корпусов сложной формы. Метод включает в себя нарезку фанеры на полосы (ширина варьируется в зависимости от изгиба) и укладку слоев под углом друг к другу, склеивание и скрепление. Эпоксидный клей является рекомендуемым клеем. Иллюстрированное руководство по многодиагональной обшивке.
Определенные вопросы о фанере и ее использовании в кораблестроении возникают снова и снова. Обычно они основаны на желании получить максимальную отдачу за наименьшие деньги, сэкономить время и усилия и обеспечить уровень качества, приемлемый для строителя. Заметьте, я не говорил, что ВСЕ строители хотят высочайшего качества, и это было задумано.
Как и в случае с серийными лодками, высокое качество не всегда востребовано, необходимо и ожидаемо. Ведь не всем лодкам нужно прослужить так долго, чтобы они стали экспонатами в музеях.В: Должна ли вся фанера, используемая для судостроения, быть водонепроницаемой?
A: В основном существует три сорта фанеры; Интерьер, экстерьер и морской. Типичное предположение состоит в том, что фанера, используемая в лодках, должна быть изготовлена с водостойким клеем. Тем не менее, общепринятым стандартом для такого клея является тот, связи которого выдерживают испытание на кипячение. Сколько лодок когда-либо подвергалось воздействию кипящей воды? Я не знаю ни одного.
Факт в том, что на протяжении многих поколений бесчисленное количество фанерных лодок успешно склеивалось с помощью недорогого порошково-водного клея из полимерной смолы (мочевиноформальдегидный продукт). И хотя этот клей обладает высокой водостойкостью, он не выдерживает испытания на кипячение и, таким образом, не считается полностью водонепроницаемым. Зато выдержит сотни последовательных циклов погружения в воду при комнатной температуре.
Дело в том, что фанера для внутренних работ не предназначена для наружного или морского использования, где такие панели могут подвергаться воздействию влаги, поскольку стандарты классификации допускают использование неводостойких клеев при их производстве. Однако означает ли это, что такая панель может выйти из строя при воздействии внешних или морских условий? Возможно, нет, если он собран с помощью водостойкого клея, такого как пластиковая смола. Но никто не узнает, использовался ли такой клей. Таким образом, я обычно советую НИКОГДА не использовать внутреннюю фанеру в лодке строго потому, что стандарты разрешают использование неводостойкого клея. Кроме того, это глупая практика. Для структурных элементов придерживайтесь панелей Exterior или Marine.
В: Когда следует использовать морскую фанеру?
A: Некоторые считают, что для обшивки корпуса следует использовать ТОЛЬКО морскую фанеру. Но я думаю, что это слишком жесткое правило. Важным качеством, отличающим марку Marine от панелей Exterior, является качество и прочность внутренних слоев и их конструкция (оба изготовлены с использованием водонепроницаемого клея, как указано выше). В панели Marine не должно быть крупных пустот и дефектов поверхности, а внутренние стыки шпона (если они есть) должны быть плотно пригнаны.
Тем не менее, использование морской фанеры, на мой взгляд, является наиболее важным, когда панели должны соответствовать довольно экстремальным изгибам (носовая часть большинства лодок, особенно днище), а также для лодок, построенных методом «стежка и клей». Еще один случай, когда настоятельно рекомендуется использовать фанеру Marine, — это лодки, предназначенные для высоких скоростей и / или тяжелых условий эксплуатации.
Вот некоторые рассуждения. Возможно, вы сможете сэкономить немного денег, используя фанеру для наружных работ для обшивки криволинейных участков. И опыт подсказывает мне, что после того, как такая панель была согнута на место, если она не сломается в процессе, она, вероятно, останется такой навсегда без происшествий.
Но проблема с панелями более низкого качества заключается в том, что вы не всегда можете увидеть пустоты. И если ваша панель сломается во время ее установки из-за скрытых пустот, вам придется заменить ее на другую, что сделает стоимость примерно сопоставимой с тем, что вы потратили бы на лучшую морскую панель в первую очередь. И нет никакой гарантии, что следующая панель не выйдет из строя.
Что касается конструкции «стежка-клей», то важно, чтобы панель для обшивки не содержала пустот, чтобы проволочные стяжки в местах стыков не выдергивались под натяжением, что может произойти при совмещении отверстий для швов с пустотой, которая внезапно возникает после того, как панель была обрезана по форме. С такими панелями также легче работать по тем же причинам, когда они используются для внутренних элементов и переборок на лодках, которые «сшивают и склеивают».
В: Когда я смогу обойтись фанерой для наружных работ?
A: Кроме того, что указано выше, я не против использования фанеры Exterior хорошего сорта (например, AB) для обшивки, и я никогда не слышал, чтобы лодка разваливалась из-за этого. Возможно, вам придется отремонтировать панель (например, заполнить пустоты), что может стать утомительным и не всегда успешным. Но в более плоских частях корпуса таких панелей будет достаточно для большинства лодок. Внешние панели (с устранением любых серьезных дефектов, если это возможно) обычно также можно без проблем использовать для большинства внутренних элементов по всей лодке для таких элементов, как транцы, косынки, переборки и т. д.
На самом деле, я не совсем против использования фанеры переменного тока более низкого качества для обшивки некоторых лодок. Если вы не знаете, панель переменного тока может иметь открытые и открытые дефекты на стороне C. Но так как лодка, вероятно, будет обшита стекловолокном, некоторые строители используют С-сторону снаружи и заполняют все дефекты смоляной шпаклевкой перед нанесением стекловолокна; они становятся невидимыми после окрашивания. На меньших, более простых, маломощных лодках без большой кривизны не вижу ничего плохого в такой практике, и опять же, не слышал, чтобы такая лодка со временем распадалась из-за этого.
В: Почему я должен покрывать свою фанерную лодку стекловолокном?
A: Обычно мы рекомендуем покрывать стекловолокном все фанерные лодки, независимо от их размера. Хотя некоторые жалуются на увеличение веса, в типичном применении он редко превышает одну-две унции на квадратный фут площади. Кроме того, даже легкие покрытия (скажем, ткань весом 4 унции) лучше, чем ничего.
Когда я говорю о покрытии снаружи фанерных лодок стекловолокном, я использую этот термин в общем; Вы можете использовать другие ткани, такие как Dynel или полипропилен, но, на мой взгляд, стекловолокно дает наилучшее сочетание цены, простоты нанесения, доступности и защиты. Какую бы ткань вы ни выбрали, причины для нанесения покрытия одни и те же; дополнительная стойкость к истиранию, повышенная долговечность, дополнительное усиление отделочных покрытий (особенно на стыках), снижение затрат на техническое обслуживание, улучшение внешнего вида и защита от утечек.
Таким образом, обшивки следует рассматривать в основном как косметические покрытия; их цель НЕ состоит в том, чтобы добавить силы. На самом деле, фанера намного жестче, чем стекловолокно. Прочность корпуса обеспечивается самой фанерной конструкцией корпуса, и при правильном проектировании и строительстве она должна оказаться более чем достаточной.
Glen-L поставляет эпоксидную смолу, ткань из стекловолокна и материалы для нанесения.
В: Что будет, если не обшить фанерную лодку стеклотканью?
A: Если он сделан из дугласовой пихты (достаточно прочный материал), то даже при окрашивании поверхности вскоре появятся волнистые поверхности. Их будет очень трудно исправить, даже если лодку будут красить каждый сезон. Другие типы фанеры с более равномерным рисунком волокон будут в этом отношении лучше, но они все равно потребуют регулярного нанесения покрытия. А поскольку многие виды фанеры не такие прочные, как пихта, они легче повреждаются без обшивки.
Если вы абсолютно не хотите обшивать свою фанерную лодку, рассмотрите возможность использования панелей средней плотности (MDO). Они по-прежнему требуют обычного покрытия, но наложение предотвращает проверку поверхности и обеспечивает гладкую поверхность, готовую к покраске. Однако они стоят дороже и могут быть недоступны.
В: Эпоксидные смолы звучат великолепно, но стоят слишком дорого. Могу ли я вместо этого использовать полиэстер для обшивки?
A: Мы перестали предлагать полиэфирные смолы для обшивки много лет назад просто потому, что больше не верим в них для этой цели. Мы считаем, что пока вы собираетесь напрягаться, вам следует использовать эпоксидные смолы, если это вообще возможно; они стоят дополнительных затрат. Основная причина в том, что они приклеиваются навсегда, и если вы используете эпоксидную систему для герметизации (что также настоятельно рекомендуется), они являются единственным выбором.
Тем не менее, если у вас ограниченный бюджет, полиэфиры приемлемы, если вы все сделаете правильно, но они не обладают настоящими клеящими свойствами. Результаты отделки в любом другом случае кажутся одинаковыми, но полиэфиры менее гибкие и упругие, поэтому со временем они легче трескаются. Когда это происходит, вода может просачиваться за обшивку и вызывать проблемы.
Что касается процесса герметизации, при котором все деревянные поверхности внутри и снаружи покрываются, то НЕ заменяйте эпоксидные смолы полиэфирами. Полиэфирные смолы просто не работают так же; они плохо прилипают и плохо наносятся, а из-за отсутствия эластичности легко трескаются, что может способствовать гниению из-за захваченной влаги.
См. эпоксидные смолы от Glen-L.
В: Эпоксидные клеи могут быть лучше, но у меня на них аллергия — что лучше всего подходит для судостроения из фанеры?
A: Поскольку напряжения в фанерной лодке в конечном итоге передаются на соединения в корпусе, требуется твердый клей (например, а не гибкая мастика). В результате выбор клея невелик. До появления эпоксидных смол традиционными заменителями были пластиковая смола и резорцин. Последний на 100% водонепроницаем, в то время как пластиковая смола считается «высоко водостойкой». Но, как обсуждалось выше, клеи на основе пластиковых смол могут успешно работать в фанерных лодках для всех практических целей.
В настоящее время резорцин стоит дороже, чем эпоксидные смолы, и, на мой взгляд, не дает никаких преимуществ по сравнению с клеем на основе пластиковой смолы. В отличие от эпоксидных смол, оба требуют хорошо подогнанных соединений, определенных ограниченных температур, сильного зажимного давления и оставляют цветные линии клея. Поскольку клеи на основе пластиковых смол не окрашиваются и легко очищаются, смешиваются с водой и стоят в разы дешевле резорцина, я предпочитаю их вместо эпоксидных смол.
Единственная другая альтернатива, о которой я знаю и которую я использовал с хорошими результатами в прошлом, — это Aerolite, водостойкий продукт на основе мочевины и формальдегида от Ciba-Geigy, который иногда импортируется из Англии, но редко встречается. В нем используется смесь порошка и воды вместе со вторым жидким компонентом, он становится прозрачным и обладает некоторыми свойствами заполнения пробелов. Когда-то популярный среди сборщиков комплектов самолетов, он все еще может быть доступен у поставщиков в этой области.
Glen-L’s Poxy Grip — отличный клей для вашей лодки Glen-L.
В: Могу ли я увеличить толщину стекловолокна, чтобы обойтись более тонкой фанерой или компенсировать фанеру более низкого качества?
A: Я не знаю, как развился этот ход мыслей, но вопрос продолжает возникать. В первую очередь это связано с заблуждением, что фанера слабее и хуже стекловолокна. Имейте в виду, что хотя стекловолокно обладает высокой прочностью на растяжение, оно не очень жесткое. И наоборот, фанера на самом деле прочнее по весу как при растяжении, так и при сжатии. Более того, модуль упругости (жесткости) у фанеры на самом деле намного выше, чем у стекловолокна при той же толщине.
Кроме того, почему-то многие из тех, кто задает этот вопрос, думают, что стекловолокно легче и, таким образом, снижает вес. Этот миф быстро рассеивается, когда кусок каждого материала бросают в пруд с водой, и стекловолокно тонет, как камень, а фанера всплывает на поверхность.
Таким образом, простой ответ заключается в том, что если вы уменьшите толщину фанеры и компенсируете разницу ламинатом из стекловолокна, вы получите не только более гибкую панель, но и такую, которая будет весить намного больше. Это также значительно увеличит ваши затраты и усилия. И если этот вопрос задается, потому что более толстые панели недоступны, ответ заключается в использовании двойной толщины фанеры, а не в попытках компенсировать разницу стекловолокном.
В: Почему морская фанера такая дорогая?
A: Что касается отечественных панелей, моя первая реакция на этот вопрос заключается в том, что нам повезло, что у нас есть любая фанера Marine независимо от цены. Из общего количества фанеры, производимой в этой стране, менее 1/10 процента приходится на долю морского сорта. Экологические и экономические факторы в сочетании с очень скромным спросом должны гарантировать еще более высокие цены в глазах производителей. А если учесть цену фанеры по сравнению с другими материалами, то это действительно выгодная сделка. По стоимости за квадратный фут многие распространенные материалы значительно дороже фанеры, например ковры и эластичные напольные покрытия. И из этого материала даже лодку не построишь.
Несмотря на то, что импортные фанерные панели Marine могут стоить в два раза дороже, чем отечественный продукт или даже больше (и нам снова повезло, что этот конкурент доступен независимо от цены), это все же разумная цена по сравнению с другими альтернативами.
По сравнению со всеми другими судостроительными материалами, которые может использовать любитель, только сталь дешевле листовой фанеры. А если учесть скорость и простоту, с которой можно построить фанерную лодку, большинство строителей по-прежнему выбирают этот материал.
В: Можно ли делать рамы из фанеры, а не из цельного бруса?
A: Это, как правило, плохая практика для каркасных фанерных лодок по нескольким причинам. Во-первых, основная причина использования цельного пиломатериала для каркасов заключается в том, что волокна ориентируются в том направлении, которое нам нужно для прочности. Если вместо этого для элементов рамы используется фанера, из-за чередующегося направления волокон слоев шпон не обладает прочностью в поперечном направлении волокон. Другими словами, фанерный каркас должен быть почти в два раза толще, чтобы иметь ту же прочность (см. рис. 1 ниже).
Во-вторых, продольные силовые элементы (например, кили, скулы, хомуты, ребра жесткости и т. д.), которые пересекают рамы, потребуют крепления в точках контакта. Если рамы изготовлены из фанеры, кромка рам в таких пересечениях будет плохо удерживать крепления, а если используются панели, отличные от морских, возможны пустоты в местах, где они наименее желательны.
В-третьих, попытки скосить или выровнять такие рамы, когда это необходимо, затруднительны из-за чередующейся зернистости на краях. Вместо этого наблюдается тенденция к расщеплению краев рамы.
С другой стороны, использование фанеры для соединения пиломатериалов рамы с помощью косынок, балок пола и т. п. превосходно, потому что чередование волокон в таких соединениях уменьшает расщепление, которое могло бы произойти, если бы использовались элементы из цельной древесины (см. рис. 2 ниже). ).
Рис. 1 – Из-за поперечного волокна фанеры каркас из фанеры будет хрупким и не таким прочным, как каркас из пиломатериалов той же толщины. Рис. 2 – Однако из-за поперечного волокна фанеры использование косынок, брусьев пола и подобных элементов для соединения элементов рамы из пиломатериалов в значительной степени предотвратит расщепление в таких соединениях.
В: Если рамы из фанеры делать нельзя, то как быть с ножками?
A: На самом деле стержни из фанеры, если они достаточно толстые (1-1/2″ — номинальный минимум), предпочтительнее цельных пиломатериалов на фанерной лодке. Причина в том, что фанерный стержень более стабилен по размеру из-за поперечного волокна. Такое уменьшение расширения и сжатия уменьшает любую тенденцию к перемещению или растрескиванию вдоль центральной линии, где соединяются половинки обшивки. Хотя можно утверждать, что фанерный стержень представляет собой кромку для крепления обшивки, на самом деле требуемые здесь фаски позволяют устанавливать крепления по диагонали к волокнам для надежного захвата, если они достаточно длинные (см. рис. 3А) . Приемлемой альтернативой является стержень, выполненный с сердцевиной из фанеры и массива дерева с обеих сторон (см. рис. 3B) .
РИС. 3 – Разрез фанерного стержня (A) показывает, что из-за необходимых скосов крепление к кромке практически исключено. Альтернативой является ствол с фанерным сердечником и массивной древесиной с обеих сторон (B).
В: Почему нельзя крепить обшивку из листовой фанеры к поперечным шпангоутам?
A: Правильно спроектированный корпус из фанерных досок максимально соответствует принципам монококовой конструкции или конструкции с «напряженной обшивкой». Лодки со сшивкой и склейкой, которые основаны на соединениях, склеенных клеем, армированных стекловолоконной лентой, часто демонстрируют полную приверженность этим принципам. Однако не каждый готов доверить свою судьбу только склеиванию уз; многие по-прежнему предпочитают дополнительную безопасность, которую могут обеспечить крепления и некоторый внутренний каркас. В конце концов, такая конструкция доказала свою прочность и долговечность на протяжении многих поколений, в то время как стежок и клей все еще новичок в этом блоке.
Но даже когда поперечные шпангоуты являются частью конструкции, именно фанерная обшивка воспринимает напряжения, которые в конечном итоге передаются на клеевые и/или скрепленные соединения по краям панелей. И если такие панели крепятся поперек волокон к рамам, могут возникать локальные напряжения, которые могут привести к выходу панели из строя. Как же так?
Считать фанерную панель, изогнутую вокруг корпуса, аналогом гофрированного картона, нанесенного аналогичным образом с продольными гофрами. Мы можем приколоть или приколоть такую картонную панель по всему периметру, чтобы удерживать ее на месте. А что будет с картоном, если продырявить его кучей крепежных отверстий крест-накрест? При сгибании на месте он складывался и ломался о перфорацию.
То же самое может произойти и с листом фанеры. Размещение ряда креплений поперек волокна фанерных панелей может ослабить панель и создать аналогичное состояние, особенно когда панель также находится под напряжением из-за изгиба. Условия усугубляются на высокоскоростных моторных лодках, где нагрузки на панели значительно увеличиваются из-за ударных нагрузок при глиссировании.
Короче говоря, в то время как шпангоуты на фанерной лодке могут соприкасаться с обшивкой и склеиваться в таких точках, обычно такой контакт фактически не требуется, и на самом деле шпангоуты обычно могут быть освобождены от такого контакта без ущерба. На самом деле большую часть работы выполняют лонжероны, поэтому панели обшивки желательно крепить только к ним и на концах панелей, а НЕ к рамам между ними.
В: Как насчет использования фанеры для изготовления рулей, швертов и швертов парусных лодок?
A: Если используется панель морского класса, и она достаточно толстая (скажем, 1 дюйм или больше), иногда допустима фанера. Тем не менее, я видел, как многие фанерные рули и кинжалы ломались во время использования, и опять же, проблема в том, что области поперечного волокна внутри панели имеют тенденцию быть слабыми и привести к разрушению. Моряки часто не осознают, какое усилие может быть приложено к сильно перевернутому рулю на маленькой парусной лодке или какое усилие прикладывает опрокинутый моряк, стоя на шверте, пытаясь выровнять маленькую лодку.
Еще одна трудность заключается в том, что рули и шверты должны быть обтекаемы до аэродинамической формы сечения, что не так просто сделать из фанеры. Таким образом, предпочтительнее массивная древесина, или вы можете использовать руль или кинжал с фанерным сердечником (1/2″ или толще, с двусторонним ламинированием цельного пиломатериала (см. рис. 4A и 4B) . Фанерные доски и рули должны быть инкапсулированы.
Рис. 4 – Разрез через руль парусника, обтекаемый до аэродинамического профиля под водой (A), трудно сделать из фанеры, предпочтительнее массивная древесина, но с фанерным сердечником и цельная древесина с каждой стороны приемлема и, возможно, предпочтительнее для больших рулей, где твердая древесина будет иметь тенденцию раскалываться и/или должна быть склеена из более узких частей (B) 9.0003
В: Можно ли использовать гвозди вместо шурупов для крепления фанерных настилов и настилов?
A: Как правило, для каркасных фанерных лодок, поскольку обшивочные панели переносят нагрузку на края панелей, шурупы обеспечивают лучшую удерживающую способность по сравнению с гвоздями, особенно когда панели испытывают напряжение изгиба. Гвозди в этой ситуации лишены рычага, присущего шурупам, чтобы поддерживать это натяжение, если клеевое соединение по какой-то причине разойдется (хотя и редкое явление).
И наоборот, в более плоских участках корпуса (особенно на небольших лодках или судах, не предназначенных для использования на высокой скорости или в бурной воде) и в средних частях панели допустимы гвозди, если они достаточно длинные и имеют достаточное сечение проволоки. В большинстве случаев панели палубы можно прибить гвоздями, хотя я все же предпочитаю шурупы по краям панелей в случае моторных лодок, поскольку палуба обычно является важной прочной мембраной.
Несмотря на то, что гвозди могут быть относительно недорогими, вам все же следует предварительно просверлить направляющие отверстия для всех размеров, кроме самых маленьких. Что касается закручивания шурупов, НЕ зенкуйте их головки ниже внешней облицовки листа фанеры; винт должен сжать все шпоны в панели (см. рис. 5A и 5B) .
РИС. 5 – «Правильный» способ (A) и «неправильный» способ (B) заворачивания шурупа, используемого для крепления фанерной обшивки. Все шпоны в панели должны быть сжаты.