Едва кто с уверенностью сможет назвать период возникновения изделий, выполненных из дерева. Известно, что изначально мастерами создавались идолы, изображавшие зверей или небесные светила. Фигурки из дерева в основном служили талисманами. И сегодня умельцы продолжают ремесло — резьбу по дереву.
При создании фигур животных из дерева теории мало, работа требует опыта. Мастера рекомендуют начинать с простых образцов. Ознакомиться с материалами и инструментами, выполнить заготовку из пластилина или глины. После освоения основных приёмов резьбы приступать к созданию фигур из дерева. Для работы создают комфортные условия. Стол должен быть удобным, освещение достаточным. Для безопасности заготовку фиксируют верстаком.
Качество готового изделия полностью зависит от того, насколько правильно выбран материал.
Первые фигурки из дерева начинающим рекомендуют выполнять из липы. Материал легко режется и не образует трещин. Из осины создают скульптуры больших размеров, так как для нее характерны сколы. Берёза отличается необычным рельефом. При тонкой резьбе и создании декоративных элементов незаменимым будет орех. К работе с материалом не приступают до тех пор, пока не высушат. Заготовку заворачивают в полиэтилен и отправляют в тёплое место.
Для создания фигурок из дерева используют инвентарь:
Ножи держат постоянно острыми, так как при резьбе по дереву необходима точность. При затачивании лезвий работают со специализированными брусками или крупной наждачной бумагой. Для правки инвентаря используют кожаный ремень
. Резчики также работают с дрелью, шлифовальной машиной, пилой, киянкой, рашпилями и наждачной бумагой.
Изначально определяются с размером изделия. Для создания маленьких фигурок используют сучки. Из колоды получают ростовые фигуры. Из полена мастера вырезают, не прилагая особых усилий, садового гнома. Из массивных брёвен создают скульптуры масштабных размеров. На заготовках не допускаются повреждения и сколы. Тем, кто планирует создавать фигурки из дерева своими руками, резчики по дереву рекомендуют изначально работать с прямоугольными брусками, так как на такую форму проще наносить рисунок.
После выбора материала и подготовки инструмента приступают к работе. Фигуры из дерева создают, выполняя следующие этапы:
Завершают работу наждачной бумагой. Отшлифовывают фрагменты, которые должны быть гладкими. При помощи абразива на поверхности образуют мех или чешую. Для защиты готовую фигуру животного из дерева обрабатывают специальным составом. Оставляют сохнуть.
Отделку изделий выполняют разными способами. Покрывают лаком, морилкой или используют разные техники. Морилку не покупают, раствор готовят в домашних условиях. Водная морилка состоит из воды и йода. В воду добавляют несколько капель красителя. Коричневую настойку получают добавлением в воду раствора марганцовки. Для правильной работы с морилкой пробно на брусок наносят один слой средства. На изделии после сушки проявятся шероховатости. Устранив дефекты, изделие покрывают следующим слоем морилки, закрепляют фигурку лаком или варят в масле.
Специалисты утверждают, что изделия из ценных или красивых пород не покрывают, а наносят масло. При работе с эбеновым чёрным деревом покрытие не наносят, чтобы не испортить материал. Фигурку полируют при помощи сухого хвоща.
Статьи
Все фото из статьи
Украшением любого садового участка могут стать деревянные фигуры сказочных персонажей. В принципе, такие изделия можно приобрести в специализированных магазинах, однако стоят они весьма немало. Так что есть смысл потрудиться и вырезать несколько фигур для дачи или интерьера самостоятельно – тем более что после небольшой практики вы, скорее всего, наловчитесь это делать на достаточно высоком уровне.
В нашей статье мы расскажем, что необходимо приобрести для успешного изготовления деревянных фигурок, а также опишем процесс резьбы.
При наличии сноровки и должном усердии может получиться даже такая красота
Очень часто для создания скульптур резчики выбирают изображения животных. Создание фигурок животных из дерева увлекательное и благодатное занятие. Как прекрасны они в своем многообразии – изящные, мощные, спокойные или стремительные. Вдохновение для работы мастера ищут как в различных фото и рисунках, изображающих зверей, так и в наблюдении за интересующими экземплярами в зоопарках или зоологических музеях.
Наблюдение за поведением кошек, собак или других животных позволит лучше понять их строение и пластику. Они послужат натурой для создания эскиза для резьбы или серии фотоснимков. Не менее привлекательны для воплощения в резьбе образы птиц. Совы, куропатки, глухари и даже домашние куры прекрасно смотрятся в фигурках ручной работы, благодаря возможности эффектно прорисовать красоту оперения.
Пример различных резных фигурок ручной работы
Также стоит обратить внимание на изображения слонов. Массивный облик этого благородного животного можно воплотить в экзотических породах древесины. Конечно, в начале нужно правильно выбрать объект, чтобы не разочароваться в результате работы.
Не стоит сразу браться за сложные резные фигуры, ориентируясь на красивые фотографии летящей совы, диких кошек или прекрасных слонов, выточенных из красного дерева.
Практичность и правильный расчет своих сил – вот важные критерии выбора эскиза для создания резной фигурки своими руками. Рисунок для резьбы должен быть четким, с хорошо просматриваемыми деталями и желательно в профиль. Фотографии, зарисовки и наблюдения также важны – они предоставляют дополнительную информацию о строении животных.
Для резных миниатюр вы можете использовать разные породы дерева, среди которых популярны следующие:
Вам повезло, если в руки к вам попадет лесной орех или лещина обыкновенная. Даже такие породы, как черный палисандр, самшит и эбен не следует сбрасывать со счетов, хотя резьбе они поддаются с трудом.
Именно твердые породы прощают резчику-новичку неточные движения, в то время как поделки из мягкой древесины можно запросто загубить любым небрежным резом.
После того как идея сформировалась и накоплено достаточно материала пришло время создания эскиза.
Процесс создания резных фигурок из дерева
Если вместе с фигуркой животного или птицы сложилась целая композиция ее также нужно детально прорисовать. Сложную фигуру желательно разобрать в пространстве со всех сторон. Эскиз переносится на кальку, а затем на деревянную заготовку.
На подготовительном этапе опытные резчики настоятельно рекомендуют не начинать работу сразу на дереве. В начале следует сделать модель, слепив ее из глины или пластилина. Вымеренная, тщательно продуманная лепная модель поможет не совершить ошибок, а работа будет выполнена гораздо быстрее и качественнее.
Хотя резать дерево можно любым острым предметом с помощью специализированного инвентаря сделать красивую фигурку своими руками намного проще и приятнее. Для работы потребуются следующие инструменты для резьбы по дереву:
В зависимости от ширины режущей кромки может иметь самое разное назначение. Например, резак-топорик используется для грубой обработки дерева. Резцы с узкой кромкой до 16 мм прекрасно подходят для труднодоступных мест и вырезания мелких деталей.
Набор стамесок для резьбы по дереву
Чтобы сделать деревянные фигурки своими руками также понадобятся следующие инструменты:
Резьба своими руками может производиться практически из любой древесины – бревна, склеенных досок, чурок, ветвей необычной формы, коряг и прочего. Например, для создания скульптур животных прекрасно подходят комли деревьев с корнями. А из разветвляющихся стволов получаются прекрасные деревянные фигурки кошек. Главное, чтобы материал был хорошо высушен и не имел дефектов в виде трещин, гнили или повреждений насекомыми.
Узор резных шахматных фигур
Умение эффективно использовать материал приходит с опытом, а для обучения подходят следующие мягкие породы древесины:
Деревянные заготовки из этих сортов режутся без лишних усилий и не затупляют инструменты. Есть и другие варианты материала, но сделать резьбу и обработать их будет сложнее:
Для изготовления фигурки ручной резьбы нужно организовать комфортное рабочее место. Высота стола должна быть удобной, а освещение правильным. Чтобы обезопасить процесс работы, заготовку лучше зафиксировать на верстаке.
Готовый эскиз переноситься на деревянные заготовки. Необязательно переносить все детали рисунка, достаточно основных контуров. Самые большие участки, куда не попадает резьба, обрубаются. Однако не нужно спиливать все, чтобы заготовку было удобнее держать. Остальные части спиливаются после того, как статуэтка будет почти готова.
Периодически нужно сверяться с эскизом и проводить дополнительные линии простым карандашом, который меньше пачкает древесину и не въедается в ее структуру. Также на этом этапе окончательно формируется положение фигурки и ее динамика. Уже хорошо просматривается замысел художника, хотя округление и детализацию делать пока рано. Для работы лучше использовать более узкие стамески и резцы (нож-косяк и богородский нож).
После формирования основных контуров переходят к округлению граней и оформлению мелких деталей, орнаментов и рельефов. Используются самые различные стамески, копьевидные резцы. Если на заготовке приходится рисовать, сделать это нужно аккуратно, иначе после деревянные поверхности очистить будет сложнее.
Чистовая отделка требует точности, поэтому режущий инструмент должен быть постоянно наточенным.
Лезвия затачиваются специальными брусками или наждачной бумагой максимальной зернистости. После этого инструменты правятся кожаным ремнем с применением хромосодержащих паст.
Резьба с детальной проработкой осуществляется следующим образом:
Шлифование фигурки производиться не всегда – это зависит от видения художника.
Резные фигурки готовые к шлифовке
Иногда чистовая резьба проводится после ошкуривания изделия. Только следует иметь в виду, что в таком случае инструмент будет затупляться быстрее. Для шлифования потребуется наждачная бумага и шлифовальная машина. Вначале используют бумагу с грубой абразивной поверхностью, постепенно переходя к более мелкой зернистости.
После ошкуривания следует покрыть готовую фигурку специальными составами, которые защитят дерево от внешних факторов и подчеркнут его природную красоту.
При этом главное не испортить изделие некачественными средствами или излишествами. Заключительная отделка деревянной фигурки может быть различной от простого покрытия лаком или морилкой, до придания изделию благородной старины с помощью разнообразных техник.
Перед тем как вырезать из дерева фигурку, нужно материал привести в нужный вид – отпилить по размеру, убрать кору, если она есть, и хорошо зачистить неровности. При переносе рисунка на дереве отмечаются основные линии, которые будут вырезаться первыми. Если эта фигурка человека, стоит определить, где голова, ноги, руки, туловище. Если это животное или некая абстракция, то также стоит отметить самые широкие и узкие места в фигурке. Излишки выпиливаются. Это называется грубая обработка. Ее предназначение — оставить на руках мастера готовую к детальной обработке форму. И на данном этапе не стоит срезать абсолютно весь излишек, так как иногда для большего правдоподобия может понадобится рельефная обработка. Но даже если изделие не предусматривает ничего подобного, стоит помнить, что это только первый этап обработки фигурки.
Животных изображают как в движении, так и в сидячей или лежачей позе.
Образ животного или птицы необязательно должен копироваться целиком и полностью. Такое доступно только художникам-профессионалам. Деревянные фигурки животных узнаваемы и в более простых формах.
Изображение кошек в резьбе – это символ грации, красоты и независимости. Кошка может миролюбиво сидеть на задних лапах, готовиться к прыжку или лениво потягиваться. Статуэтки деревянных кошек украсят любой интерьер, принесут жизнерадостную и уютную нотку в помещение.
Есть поверье, что кошка с поднятым хвостом символизирует процветание. Кошка с котенком – счастливое материнство. Несколько кошек олицетворяют дружбу и любовь. Часто фигурки кошек имеют вытянутую форму. Такую изящную статуэтку своими руками сможет сделать даже начинающий мастер.
Главное тщательно проработать плавность линий и до блеска отшлифовать поделку. Темная морилка придаст изделию благородства.
Резные фигуры слонов – это символ, мудрости, благоразумия и мощи. В странах Азии и Африки слонов почитают как проницательных и благородных животных. Считается, что счастье приносят деревянные статуэтки слонов с поднятым хоботом. Хобот, свернутый в кольцо сулит удачное разрешение любых дел. Статуэтки слонов также считаются символом материального благополучия и достатка.
Для величественных фигурок слонов не жалко потратить ценную древесину: красное дерево, зебрано или венге. Хотя в этом случае без топора, широких стамесок и киянки тоже не обойтись.
Очень интересным животным для резчика являются обезьяны, благодаря живой часто очень «человеческой» мимике. Обезьяны умные и ловкие животные особо почитаемые в странах востока. Популярные скульптурные композиции, связанные с обезьянами часто создаются в образе трех мудрых обезьян.
Статуэтка резной обезьяны из дерева
Одна из которых закрывает уши, чтоб не слышать зла, вторая накрывает руками глаза, чтобы не видеть зла и третья прижимает палец к губам, чтобы не говорить о зле.
Вырезание птиц своими руками из дерева лучше всего начинать с изготовления фигурки совы со сложенными крыльями. Компактное, немного угловатое тело совы легко воплотить в резьбе, имея под рукой прямоугольный брусок из дерева.
Самым сложным этапом работ будет вырезание торцевой части совы, где будут располагаться глаза и клюв птицы. По бокам расположатся крылья, а на спине совы нужно будет вырезать повторяющийся рельеф, имитирующий рисунок перьев, и красивая ночная птица украсит любой интерьер.
Принципы создания резных фигурок из дерева описать словами достаточно трудно, поэтому перед работой потребуется изучить еще немало видео материалов, чтобы более полно ознакомиться с техникой скульптурной резьбы.
Создание новой деревянной статуэтки вызывает у каждого резчика большой энтузиазм и радость. Но путь, отделяющий его от окончательной реализации, долог и требует нескольких творческих шагов.
Реализация первых идей для новой работы по дереву всегда является особенно увлекательным занятием для резчиков по дереву и модельеров. На самом деле, наброски, нарисованные от руки на бумаге, помимо собственного творчества, прежде всего, обеспечивают большую эмоциональную нагрузку. С помощью проиллюстрированных идей сначала создаются модельные фигуры.
Глиняная модель следующей фигуры.
В моделях используется глина или пластилин, два легко модифицируемых и воспроизводимых материала. Часто в процессе создания участвует более одного художника. Используются различные инструменты для моделирования, в том числе вилка, валик и паста, прорези для отверстий, шайбы и прокатные лезвия, силиконовая щетка и шпатель. Прежде чем передать базовую модель скульптору, многие мелкие детали дорабатываются и дорабатываются. Модельщик и скульптор могут быть одним и тем же лицом.
Как только модельер удовлетворится своим пластилиновым персонажем, он будет передан скульптору, который создаст первую фигурку из дерева, вырезанную вручную. Размер работы может повлиять на выбор используемой древесины. Например, в дополнение к древесине клена и липы также учитывается древесина кедра.
Реализация прототипа деревянной фигуры
Широкий ассортимент необходимых вам инструментов для резьбы включает камнерезы и ножи для резьбы, шпатели и связки. Также используются технологические долота и долота, такие как долота и разделочные ножи, фарфоровое лезвие и различные формы лома. Декоративное шило используется для реализации очень мелких деталей.
Конечным результатом является прототип идеальной деревянной статуи, которая сначала отливается в бронзу, а затем используется в так называемом пантографе для воспроизведения персонажа.
Пантограф – это точный механический инструмент, позволяющий абсолютно идентично передавать существующие чертежи. Передача может быть в идентичном масштабе, меньшем или большем. Пантограф, используемый для резных фигур, представляет собой большую машину, которая теперь вместо чертежа сканирует существующую бронзовую модель, а затем производит произвольное количество одинаковых кусков необработанного дерева.
Работа с пантографом
Древесина получается из здоровых бревен клена, липы или швейцарской сосны, которые оставляют сохнуть в течение многих месяцев, обрезанных по размеру в виде древесины. Светлая древесина клена почти не темнеет и очень твердая, липовая древесина мягче и часто используется для больших фигур. Древесина швейцарской сосны еще мягче и краснее и используется для небольших форм или мелких деталей. Перед установкой пантографа хорошо просушенные доски снова разрезают на небольшие деревянные бруски.
Пантограф работает практически как станок для резьбы по дереву. Он производит необработанные детали для резьбы, которые затем обрабатываются вручную. Резчики по дереву предлагают очень тонкие детали, сглаживают поверхность и уделяют особое внимание выразительным лицам. Нередко они используют разделочные ножи, которыми работали их отцы и деды.
Мягкая складчатая форма одежды, эмоциональная мимика лица или особое положение рук и тела являются выражением таланта художника, контролирующего способности пальцев. С деликатностью и терпением они придают каждой фигурке последний штрих. После этого вырезанные вручную персонажи готовы и представлены в «Натуральном» варианте..
Для многих естественная форма является одной из самых красивых. Но есть и целый ряд других преобразований, которые находят столь же восторженных сторонников. Включены окрашенные, состаренные, окрашенные и украшенные чистым золотом версии.
Обработка деревянной статуи
Какое бы исполнение вы не выбрали, каждый персонаж имеет свой характер и яркость. А поскольку после черновой обработки на пантографе каждый этап работы выполняется до мельчайших деталей кустарным способом, каждую работу можно рассматривать как уникальное изделие ручной работы.
Создание новой деревянной статуи вызывает у каждого резчика большой энтузиазм и радость. Но путь, отделяющий его от окончательной реализации, долог и требует нескольких творческих шагов.
Реализация первых идей новых изделий из дерева всегда является особенно увлекательным занятием для резчиков по дереву и модельеров. На самом деле, наброски, нарисованные от руки на бумаге, помимо собственного творчества, прежде всего, обеспечивают большую эмоциональную нагрузку. С помощью проиллюстрированных идей сначала создаются модельные фигуры.
Глиняная модель следующей фигуры.
В моделях используется глина или пластилин, два легко модифицируемых и воспроизводимых материала. Часто в процессе создания участвует более одного художника. Используются различные инструменты для моделирования, в том числе вилка, валик и паста, прорези для отверстий, шайбы и прокатные лезвия, силиконовая щетка и шпатель. Прежде чем передать базовую модель скульптору, многие мелкие детали дорабатываются и дорабатываются. Модельщик и скульптор могут быть одним и тем же лицом.
Как только модельер удовлетворится своим пластилиновым персонажем, он будет передан скульптору, который создаст первую фигурку из дерева, вырезанную вручную. Размер работы может повлиять на выбор используемой древесины. Например, в дополнение к древесине клена и липы также учитывается древесина кедра.
Реализация прототипа деревянной фигуры
Широкий ассортимент необходимых вам инструментов для резьбы включает камнерезы и ножи для резьбы, шпатели и связки. Также используются технологические долота и долота, такие как долота и разделочные ножи, фарфоровое лезвие и различные формы лома. Декоративное шило используется для реализации очень мелких деталей.
Конечным результатом является прототип идеальной деревянной статуи, которая сначала отливается в бронзу, а затем используется в так называемом пантографе для воспроизведения персонажа.
Пантограф – это точный механический инструмент, позволяющий абсолютно идентично передавать существующие чертежи. Передача может быть в идентичном масштабе, меньшем или большем. Пантограф, используемый для резных фигур, представляет собой большую машину, которая теперь вместо чертежа сканирует существующую бронзовую модель, а затем производит произвольное количество одинаковых кусков необработанного дерева.
Работа с пантографом
Древесина получается из здоровых бревен клена, липы или швейцарской сосны, которые оставляют сохнуть в течение многих месяцев, обрезанных по размеру в виде древесины. Светлая древесина клена почти не темнеет и очень твердая, липовая древесина мягче и часто используется для больших фигур. Древесина швейцарской сосны еще мягче и краснее и используется для небольших форм или мелких деталей. Перед установкой пантографа хорошо просушенные доски снова разрезают на небольшие деревянные бруски.
Пантограф работает практически как станок для резьбы по дереву. Он производит необработанные детали для резьбы, которые затем обрабатываются вручную. Резчики по дереву предлагают очень тонкие детали, сглаживают поверхность и уделяют особое внимание выразительным лицам. Нередко они используют разделочные ножи, которыми работали их отцы и деды.
Мягкая складчатая форма одежды, эмоциональная мимика лица или особое положение рук и тела являются выражением таланта художника, контролирующего способности пальцев. С деликатностью и терпением они придают каждой фигурке последний штрих. После этого вырезанные вручную персонажи готовы и представлены в «Натуральном» варианте..
Для многих естественная форма является одной из самых красивых. Но есть и целый ряд других преобразований, которые находят столь же восторженных сторонников. Включены окрашенные, состаренные, окрашенные и украшенные чистым золотом версии.
Обработка деревянной статуи