«Лихие 90-е» — понятие, вызывающее противоречивые чувства практически в каждом человеке, кто прошел через этот чудный период. Оно и понятно, последствия перестройки, тяжело упавшие на плечи простых экс-советских граждан, довольно ощутимо и ярко отпечатались в памяти и запомнились большинству как время запредельного разгула преступности, произвола и кризиса практически во всех сферах жизни. Для кого-то это время отмечено лестницей, ведущей как вверх, к возможностям, так и вниз, к самому дну. Но, с другой стороны, были и хорошие, ламповые моменты, вызывающие тепло в сердце и ностальгическую улыбку. Особенно у тех детей, чье детство выпало на этот интересный для нашей страны период. Дети, которым сегодня уже по тридцать лет, и они сами в массе своей являются родителями. Для них это время бунтарства и юности, вкупе со вседозволенностью, импортными товарами, забугорными кино и музыкой. А также прикольными вещицами, которые сейчас покажутся хламом: игрушки-покемоны и тамагочи, наклейки и плакаты, йо-йо и робозвери, а также герой нашего очерка — фишки. О них и поговорим.
Итак, конец 90-х. В России-матушке творится разного рода бардак, где весёлый, где не очень. Именно в это смутное время произошло явление фишек народу детворе. Ещё их называли кэпсами или сотками, но реже. И, как это водится, пришли они с Запада, где появились куда раньше, до нас же дошли с опозданием, но пришлись весьма кстати и вовремя, скрасив уличное детство. Да-да, фишки превратились в настоящую валюту. Изображения персонажей мультиков и игр, герои фильмов и сериалов, просто голые женщины или скриншоты природы — всё это могло стать причиной раздора, вплоть до драки, даже среди друзей-братьев, не говоря уже об уличных и школьных товарищах. Да, пусть аудитория фишек — это младшие, в особо-запущенных случаях старшие школьники, но правила в них взрослые, жестокие, как в казино или картах. В фишки играли во дворе, в подъезде, на площадках и в школе. Их выигрывали целыми пакетами и целыми пакетами проигрывали, безапелляционно. Их обменивали на различные ништяки в виде игрушек, обеды в столовках, вкусняшки, деньги, домашку или игровые картриджи с дисками. Азартная игра, которая в большинстве случаях не одобрялась всеми взрослыми в лице родителей и учителей, если тем становилось об этом известно. А так как играли чаще всего в школе, педагоги нередко отнимали фишки у невезучих оболтусов, иногда даже устраивая показательные расстрелы, — фишки могли разорвать, а если силенок учителю не хватало, то попросту разрезать, и всё это делалось в воспитательных целях, на глазах, что вызывало шок и приводило к детской травме. А учитель навсегда записывался в кровные враги. Такие были времена.
Но углубимся ещё дальше.
17 век. В Японии рубятся в игру «мэнко». Правила просты, как автомат Калашникова, разберётся даже дурак. В общем, игроки, от двух до неограниченного числа возможных участников, брали свои жетоны, сделанные из глины и клали их лицом вниз. Затем путём голосования или жеребьёвки выбирался игрок, который старался выбить из этой стопки жетоны. И, само собой, забирал то, что перевернулось лицевой стороной. И так по кругу.
Через века игру ждал технический прогресс: в 19 веке глину заменили на картон, на котором изображали эпичных самураев и важных деятелей Японии, в 20 веке придумали аниме, мангу и кино, героев которых стали всё так же рисовать на картинках, в цвете. Правила всё так же просты, как и несколько столетий назад: один игрок размещает карты на столе, паркете или бетоне, другой бросает в них свою карту, в попытке перевернуть карту оппонента силой воздуха, а именно порывом от падения или, хотя бы, ударом карты о другую карту. Всё, что перевернулось, — твоё.
Как выглядел процесс игры на примере современных японских школьников.Но с наступлением 90-х популярность игры упала и в конечном итоге она вовсе канула в Лету, продавать карточки перестали, а потому на сегодняшний день, ввиду их редкости, представляют серьезный интерес для коллекционеров и прочих гиков. В общем, довольно ценный артефакт.
Настоящий винтаж, правда не с самураями, а Бэтменом.В других местах также были аналогичные игры. На Гавайях, к примеру, в 20-е годы 20 века детишки японских эмигрантов тоже играли с картоном, но не специализированным под это дело, а приспособленным кустарным способом, — в ход шли картонные крышки из-под молока. Не от хорошей жизни, разумеется. Денег у родителей не особо много, с досугом тоже беда, карточки мэнко на островах не выпускались. Вот и попались эти крышки под руку как азартная, веселая, но суровая игра улиц. Выкручивались как могли, прививая новую традицию местным.
В 50-е ситуация улучшилась, играли уже не картоном, а жестяными крышками из-под соков и газировки. Местные предприниматели на этой волне, заметив спрос, стали выпускать крышки с изображением всякого-разного, пробуждая в детишках, а иногда и во взрослых, инстинкты сталкера-коллекционера. Дорогие игрушки были уже ни к чему: круче был тот, у кого больше всего крышек в карманах. Почти как в Fallout.
Но должное распространение игра получила лишь после того, как в 1991 году одна гавайская учительница начальных классов, которую звали Блоссом Гальбисо, решила учить арифметике на понятных детям примерах — крышках, но не простых, а пронумерованных. Познакомить ребят с игрой своего детства и, так сказать, совместить приятное с полезным, без травм и ругани, благо игра не требовала каких-то особых физических телодвижений. Само собой, изображенные на крышках числа можно было складывать и умножать. Идея стала достоянием не только одной школы — и быстро перешла в другие.
Помимо учебы, Блоссом занималась коллекционированием крышек и, подсадила на эту азартную тему и детей. Собирали они крышки под брендом Haleakala Dairy. И хоть компания уже давно не продавала стеклотару, аж с 1955 года, но в знак уважения давним игровым традициям и стабильному спросу продолжала выпускать крышки.Со временем всё больше народу подключалось к коллекционированию крышек, тем самым увеличивая и без того высокий спрос на продукцию компании, в которую входила не только молочка, но и разные соки. И был там такой напиток, чей состав содержал маракуйю, апельсин и гуава. Если перевести на английский, то будет passionfruit, orange и guava. Аббревиатура POG. Так и пошло, именно POG и размещался на крышках этого сока.
А потом пришли американцы, а вернее канадцы, — компания Stanpac Inc., занимающаяся производством крышек. Увидев, что на этой методике можно неплохо заработать, она начала завозить крышки на острова и продавать их отдельно от бутылок, проявляя креатив в дизайне и рисунках на крышках. Бизнес пошел в гору. Потом, уже ближе к 90-м, игра вышла с островов и перебралась на континент. К производству подключились все кому не лень: продавали сотни видов, но уже не крышек, а фишек с изображениями героев игр, мультфильмов и комиксов, а также кино. Даже проводили турниры, причем довольно регулярно. Всё это организовывалось под эгидой компании World POG Federation. Победители могли получить набор редких, а значит дорогих фишек, или бесплатный четырёхдневный доступ на аттракционы парка развлечений Knott’s Berry Farm. Короче, на Западе было весело. Даже лицом Билла Клинтона можно было сыграть! Игра стала настоящим источником и каналом передачи информации. Этим пользовались и в благих целях: пожарная безопасность, профилактика наркомании, привлечение внимания к благотворительности – на погах было всё.
«Уму непостижимо, — говорил в 1993 году в интервью газете Hartford Courant представитель компании SkyBox. — Вы открываете банковский счет — вам вручают пог. Вы покупаете «Хэппи Мил» в McDonald’s — вам дарят пог. За всё, что вы делаете, вы получаете пог». Кто знал, что обычная крышка из-под молока превратится в серьезный бизнес и в желанный предмет для коллекционеров. Каждая уважающая себя компания выпускала свои собственные, фирменные поги.
Бренды также стали производить собственные кэпсы. Сети быстрого питания раздавали фишки вместе с детской едой, предлагали специальные дополнения «бесплатно с покупкой». Поги были у всех: от парка развлечений до игровых систем.
The New York Times в 1994 году писала, что за только лишь один год на Гавайях реализуют погов на $400-500 млн. В это же самое время, в Калифорнии за неделю продали 10 млн погов, а то и больше, при среднем ценнике в один бакс. А вот биты (утяжеленные пластиковые или металлические поги) продавали уже дороже, за шесть долларов.
Но и в России было нескучно, пусть игра добралась до нашей страны не сразу, а с задержкой в пару-другую лет. Но зато как добралась, как зажгла, а! У нас фишки появились примерно в середине 1997 года, продаваясь в каждом магазинчике, ларьке, на вокзалах, рынках, станциях метро и просто за углом. Поначалу, правда, они шли бонусом к жвачкам, чупа-чупсам и чипсам «Читос», также стали делать наборы от 10 до 50 штук.
Качество фишек порой оставляло желать лучшего, но были рады и этому. Всё потому, что выпускались они в большинстве своём нелегально, без какой-либо лицензии и прочих бюрократических проволочек. С материалом тоже не заморачивались — вырезали чуть ли не из картона, на который наносили изображение того или иного популярного героя. В худшем случае — просто кадр из фильма или игры, будь то чудный пейзаж или здание. Само собой, при таком качестве и активной игре «стирались» фишки очень быстро, теряя свою ценность. Определить такую подделку также можно было по отсутствию копирайтов. К примеру, кэпсы с покемонами могли называться Pokeman или Pokemone. А на фишках серии фильма Mortal Kombat была указана студия Capcom, которая как к франшизе, так и к фишкам не имела какого-либо отношения. Так и жили.
Но, несмотря на сомнительное качество, фишки были очень и очень популярны. А всё потому, что, помимо повсеместной продажи, стоили они очень дёшево. Также играла свою роль простота сей азартной игры, притягивающей детей всех возрастов и даже некоторых взрослых. Ещё плюс у нас подобные развлечения уже были — это хлопушка и пристенок. В первом случае всё аналогично фишкам: в начале 90-х детишки развлекали себя вкладышами от жвачек. Принцип с фишками одинаковый: хлопаешь по стопке, что перевернулось, то и выиграл.
Во втором —всё интереснее: игра довольна старая, но весьма популярная в советское время и в начале девяностых.
Игра эта на монетках и, как с фишками, с предельно простыми правилами: игрок бьет монеткой об стену, а она падает. Другой игрок также бьет с расчетом, чтобы эта монетка подкатилась ближе к монетке первого игрока. Если монета упала очень близко к первой так, что можно дотянуться пальчиками одной руки до обеих монеток, то второй игрок выигрывает монету первого. А если монетка задела первую монетку, то игрок, который ее бросил, становится счастливым вдвойне, так как безоговорочно выигрывает обе монеты. Если же монетка упала достаточно далеко от первой, то ход переходит к первому игроку. И так далее, пока у игроков не закончатся деньги.
Был также немного другой вариант этой игры, он назывался «чика». Правила простые. На асфальте проводилась черта. В центр ставили стопку монет. Сговаривались от пятака до двадцатки. По очереди, отходя на десять шагов, бросали биту, как правило сделанную из свинца, ввиду доступности материала и легкости приготовления. Смысл в том, чтобы она легла ближе к монетам. У кого ближе всех, тот разбивает первым. Метким прицельным ударом по монете необходимо перевернуть её с «орла» на «решку». В случае успеха, монета забиралась. Если не вышло, ход другого игрока.
Кроме того, играли и с металлическими крышками (больше всего ценились с рисунками), расплющивая их молотком и по итогу выбивая стопки свинцовыми битками. Существовал аналог игры, но с пробками от одеколона.
Отличие её состояло в том, что в этой игре не использовалось специальных бит, а применялись такие же пробки.
Да, на фишки не очень похоже, но пример приведен для того, чтобы показать, что детвора наша к подобному дворовому азарту приучена давно.Также были “лёлики”, летунчики. Или фишки. Но уже от сигаретных пачек, а именно крышки, сворачиваемые специальным образом. У нас во дворе почему-то они пришли с опозданием, уже на заре популярности оригинальных фишек, хотя игра известна ещё в 90-е. Правила игры аналогичны вышеописанному с незначительными изменениями. Каждым игроком берётся фишка из собственных коллекций и путём указательного и среднего пальца, щелчком, запускается в полёт. По итогу таких полётов, как только вкладыши оказываются на полу, их щелчками перемещают друг к другу. И если в свой ход игрок дотягивается пальцами до своего летунчика и летунчика соперника, он победитель и забирает обе фишки себе.
Были также индивидуумы, которые пытались ими играть как оригинальными фишками, путём бросков с переворотом. Само собою, были сигаретные фишки как ценные, так и не очень, в зависимости от распространенности сигарет, а также их цены.
Потому если в 90-х и 2000-х ты не играл или не собирал фишки, то, скорее всего, ты был, аутсайдером в школе и компании товарищей-друзей. Потому что в буквальном смысле играли практически все. Ну а простота правил, как уже говорилось выше, обеспечивала лёгкий порог вхождения в эту игру любому желающему в независимости от пола, возраста и умственных способностей.
Видов фишек было очень много. Выпускалось, как легально, так и нет, под конец 90-х столько по разным фильмам, порнофильмам, мультфильмам, играм и прочему, что перечислить всё не представляется возможным. Но, к счастью, всё это добро можно более-менее классифицировать, ведь у каждого игрока или коллекционера есть любимые серии. Самой популярной на тот момент была, конечно же, серия Mortal Kombat. Игровая приставка была не у всех, кто-то вообще не слышал об играх, но легендарный фильм видел практически каждый. Да и наклейки с персонажами тоже сами по себе круты, так что с «мортой» в той или иной степени были знакомы все.
Автор сей статьи, к примеру, рьяно собирал фишки с покемонами, так как очень фанател от данного аниме. Да и на тот момент не он один: «покемономания» прокатилась по всей стране, несмотря на то, что сериал прокрутили всего год. В России они появились в декабре 2000 года. Ларьки и рынки ломились от игрушек, карточек, фишек и прочего фансервисного добра из Китая, Тайваня и Турции. Задели за детское сердечко довольно сильно. Остальные серии фишек собирались уже по умолчанию, в процессе игры с оппонентами. Кое-что даже сохранилось до сих пор.
К слову о покемонах, были ещё карточки. Собирались поскольку-постольку, так как в то чудное время из ребят практически никто не знал, как ими играть. А потому носили больше эстетический характер и бережно хранились в коробочке.
Ниже представлены наиболее примечательные или популярные серии, за обладание которыми могли биться не на жизнь, а на смерть.
Черепашки-ниндзя
Одними из наиболее популярных мультипликационных персонажей у детворы в 90-х и 2000-х были «Черепашки-ниндзя». А потому компании мимо такого пройти не могли и выпускали по разным сериям и экранизациям фишки. Что характерно, подделок было меньше, чем у покемонов, которые в итоге вытеснили черепах.
Том и Джерри
Данная серия была выпущена специально для нашей страны в 1997 году. Детализация была на уровне, как и качество пластика. Коллекция со сценами вражды невезучего котика и мышки особо полюбилась и стала для многих желанным приобретением в коллекцию.
Симпсоны
Серия фишек с персонажами данного мульта, которая многим запомнилась как «термоядерная семейка», также была желанным предметом для выигрыша, но ценились, к сожалению, не в каждой компании и дворе. На подобных сотках обычно были написаны разные шуточки и нарисованы забавные ситуации с героями мультика. Информация о времени выхода данных кэпсов колеблется в промежутке 2002-2003 года. Попадались в чипсах Cheetos.
POG
В некоторых школах фишки с аббревиатурой POG ценились куда выше. Хотя большинство тогдашних школьников даже не знали, что за зверь изображался на этих погах. Дело в том, что на фоне всеобщей истерии некий находчивый бизнесмен с американским именем Алан и подозрительно славянской фамилией Рипински в 1993 году выкупил у гавайцев торговую марку POG и основал World POG Federation. Эта федерация запустила серию турниров по игре и придумала своего маскота — Погмэна (Pogman). Судя по сюжетам на кэпсах, это был неотесанный, гиперактивный и зубастый комок шерсти. Ввиду редкости фишек в некоторых регионах нашей необъятной страны, а также незнания персонажа, ценность, как уже говорилось выше, могла варьироваться.
“Мортал Комбат”
Наряду с покемонами, настоящая детская валюта, ценившаяся без всяких споров и сомнений. Обладатель самой крупной коллекции считался местным Шао Каном или Лю Кенгом, в зависимости от предпочтения, а также главной мишенью для азартных игроков и гопников. Сотки этой серии особо выделялись среди других. Прежде всего, за отличную рисовку, крутость, брутальность и харизматичность персонажей. Фишки выпускались разными компаниями: были как весьма качественные экземпляры, так и откровенные картонные подделки, но все ценились как чистое золото среди маленьких игроков. Особенно если эти пластиковые кругляшки еще и переливались всеми цветами радуги при наклоне.
Также могли цениться просто прикольные фишки по каким-то сериям или мультикам, будь то персонажи, монстры или необычный дизайн. Фишки всяких серий, вроде «Солдаты» или «Моя прекрасная няня» не ценились от слова совсем, по крайней мере, во дворе автора. Серия «Сейлор Мун» так и вовсе считалась девчачьей.
Особняком стояли фишки эротического содержания. Коллекционировали их все, но играли на них редко.
Отдельно отметим биты. В нашем дворе их практически не было, более того, мы даже не знали об их существовании, но где-то они ценились весьма и весьма. Отдать за одну биту десяток-другой фишек считалось удачной сделкой.
У меня была целая коллекция фишек, наверное, пакет. Очень долго копил. Но как-то мы с родителями уехали, а по возвращении я обнаружил, что наш кот в этот бесценный моему детскому сердцу пакет сходил по малой нужде. Одна половина фишек в труху, другая воняет. В общем, ещё никогда я так не грустил. Настоящая травма детства.
Всё начинается просто: выбираем, где будет происходить игра. Это должна быть сухая, более-менее чистая, твердая и ровная поверхность. Обычно местом игр служил школьный подоконник, но в случае отсутствия учителя в классе — любая свободная парта. На улице — доска, кафельный пол в магазине или лестница в подъезде. В особо запущенных случаях могли играть и на асфальте, но тогда фишки приходили в некондицию и теряли свою ценность.
Участвовали в игре, как правило, двое. Так было чаще всего, но играть могли и трое, и четверо, и иногда даже пятеро. Цель игры проста — «выбить» как можно больше фишек у своих соперников и не остаться без них самому. Да, такое вполне могло быть. Люди, как в картах и прочем казино, проигрывали целые «состояния» — пакеты и мешки фишек, что могло приводить к дракам, слезам и прочих эксцессам. Играли по очереди. А сама очередность определялась уже или по настроению левой пятки, праву сильного, или, чаще всего, по результатам игры «камень, ножницы, бумага».
Как только выяснили с местом игры и поверхностью, определяли «чо-каво». А именно ценность фишек у игроков. Проще говоря, показывали из карманов и пакетов свои игровые стопки, из которых потом строили ещё одну стопку, но общую, в которую каждый игрок подкидывал одну или несколько фишек. Ценность определяли либо по очкам на обратной стороне, но чаще всего (так было у нас) по уникальности фишки, её редкости, новизне, нестандартному изображению или покрытию, которое могло быть голографическое, «серебряное», «золотое» или с блестками. Но чаще просто выкладывали всё, что есть, и бились до победного.
Существовало две разновидности игры — с битой и без. Положено играть с битой, этот вариант считается классическим, предусмотренным, так сказать, разработчиком. Фишки складывали в одну стопку и били по верху этой стопки пластиковой битой. Что перевернулось — то твоё. Что осталось, складывалось обратно в стопку, и ход передавался другому игроку. И так по кругу. Говорят, что были игры на «интерес», но наверное, это было не в нашей стране, а если и было, то только между хорошими друзьями.
Биты, правда, не особо прижились. По крайней мере, автор об уличных играх с применением бит (нет, не деревянных) не слышал, во дворе с ними не играли, и, более того, узнал он об их существовании несколько позже. А если у кого биты и были, то сильно не «светили», — вещь желанная для коллекции, но не для игры, так как красивая, бывало, с блестками и голографическими картинками, сделанная из металла. Отобрать могли только так.
Как говорят, их можно было использовать как один из способов нечестной игры. При должном навыке можно было перевернуть до половины стопки, ударив не по верху, а сбоку или снизу. Как нужно бить необходимо было обговаривать заранее.
Когда входишь в азарт, то игра на 1-2 не катит, а вот когда вас 5-10 мелких школьников и у всех есть большая коллекция, то можно войти в режим фишечного берсерка. Как было у меня на районе, новые фишки засовывали в самый низ стопы (уже играли от 5 фишек с человека), а старые фишки сжимали между собой, чтобы они как следует слились и все разом перевернулись. Чтобы затащить катку, нужно было не только хорошо бросить, но и не спалиться со своим скиллом, а то потом бежать надо. Берешь эту стопку и делаешь замах, если ты глазастый, то любая песчинка в месте игры — это твоя удача, бросая краем на нее — это уже успех.
Если ты настолько ловок, что успеваешь подставить палец под фишки перед ударом, то быстро перевернуть их всегда получается.
Во дворе в основном играли без биты. Где-то может и с ней. Не видел. Играли как? Брали стопку фишек, зажимали между большим и указательным пальцами и били о твердую поверхность. Что перевернулось, то твоё.
Обычно игра проходила без эксцессов, но то ли дело, когда размениваются «простыми» фишками. Вот когда игра начиналась за наиболее ценные экземпляры, или оппонент слишком нервный, тут честность броска порой приходилось доказывать, иногда с кулаками. Ведь существовали шулерские способы броска. Под углом разным или используя складки поверхности. Если такое замечали, могли всей компанией заставить ходить по новой.
Наиболее известные способы жульничества при игре — «просветы» и «подкрутки». В первом варианте игрок зажимает фишки в кулак, раскручивает их и резко бросает. При таком броске шанс, что большая часть фишек перевернется лицевой стороной немаленький. Но так обычно не играли. Во дворе автора уж точно. Второй способ— это создание просветов между фишками пальцами на пару миллиметров. При броске такая стопка разлетается ещё до удара о стол, ловкость рук и никакого мошенничества, как говорится. Вот такое имело место быть.
Был ещё один вариант жульничества — навязывание цены фишки. Как уже говорилось, на фишках имелись очки, от одного до десяти, но такое учитывалось не всеми и не везде. А ценились редкие и красивые экземпляры, а также популярные серии. И бывало так, что игрок ставил какую-то редкую или необычную фишку, а просил за неё три-четыре обычных, на его взгляд. Обычно соглашались редко, так как ценность образца вызывала некоторые сомнения и дело это попахивало «разводом». Но бывало действительно так, что за предложенную фишку не жалко было поставить все десять.
Так как фишки частенько выступали детской валютой, их вполне можно было обменять на какой-нибудь предмет: игрушки, картриджи или диски для приставки, вкусняшки, конвертировать в реальные деньги, школьные обеды и услуги в виде домашки или списывания контрольной. Один приятель автора умудрился обменять пакет фишек на целый плеер в вполне добротном состоянии.
Некоторые ребята были суеверными. Кто-то носил и использовал фишки в качестве талисманов, надеясь, что те принесут им удачу в игре, учёбе или каких-либо соревнованиях.
Лихие 90-е и начало 2000-х, которые ещё не устаканились, веселое для нашего государства и людей время. Мы говорили об игре, о легальных методах получения фишек в свою коллекцию. А ведь играли не все: старшие ребята забавы или наживы ради спокойно «гоп-стопили» более мелких и менее сплоченных сородичей на предмет фишек, отчего приходя в школу фишки приходилось или прятать, или наиболее ценные держать дома. Было полно клянчащих попрошаек. Нередко фишки банально воровали у зазевавшихся ребят — из портфелей, карманов, в особо запущенных случаях из магазинов, отклеивая с упаковок и жвачек, иногда и унося вместе с ними. Деньги, которые родители давали на вкусности и обед в столовой, спускались, опять же, на фишки. Хорошие были времена.
Но явление это вскоре закончилось. К 2003 году интерес к фишкам угас. Появились новые увлечения, которые вытеснили покемонов, в ларьках сия забава больше не продавалась, а если и продавалась, то спросом не пользовалась. Игроки выросли, появились более интересные игры и девайсы — наступала эра интернетов, графонистых игр, консолей, компов и мобильников.
Нынче новые фишки встретить довольно сложно, но начать собирать собственную коллекцию вполне можно. Просторы “Авито” и тому подобных барахолок забиты чуть ли не мешками данных артефактов эпохи самого разного качества. Правда, цены теперь несколько кусаются.
Но если у вас всё же дико засвербело детство и нахлынула лютая ностальгия, то обязательно загляните вот на этот сайт, созданный энтузиастами. Здесь база всех кэпсов, можно посмотреть и дособрать коллекцию — сложить в шкафчик и с замиранием сердца рассматривать и радоваться.
Также краем уха автор слышал в разное время о разработке мобильных приложений-игр, спекулирующих на ностальгии, но как там дела и есть ли что-либо законченное и играбельное, увы, не в курсе. Если есть, подскажите в комментариях.
Статья вдохновлена другой работой. Ознакомиться можно тут.
Автор: Алексей Шухартской
Нарды (другие распространённые названия: трик-трак, бэкгэммон (англ. Backgammon), тавла, шеш-беш, коша — древняя восточная игра. Родина этой игры точно не известна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена на территории Ирана (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).
Правила игры в нарды простые и начинающие игроки достаточно легко их освоят, но тем не менее для того, что бы выиграть нужно логическое мышление и конечно везение. Есть две основные разновидности — длинные и короткие нарды. Игра Нарды состоит из специальной доски, 30 шашек двух разных цветов и двух игральных кубиков костей). В игре принимают участие 2 игрока.
Короткие нарды
|
|
Рис 1. Доска с шашками в начальной позиции. Возможна также расстановка, зеркально симметричная к той, что приведена на рисунке. Дом в ней располагается слева, а двор — соответственно справа. |
|
|
|
Рис 2. Направление движения белых шашек. Черные шашки движутся в противоположном направлении. |
|
|
|
Рис. 3. Два способа, которыми белые могут сыграть |
|
Короткие нарды (Рис. 1) — игра для двух игроков, на доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой. Эти группы называются — дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.
Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. У каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.
Цель игры — перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.
Движение шашек
Игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.
Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или шагов, игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении (Рис. 2) — от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими.
При этом применяются следующие правила:
— шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на такой, который не занят двумя или более шашками противоположного цвета.
— числа на обеих костях составляют отдельные ходы.
К примеру, если у игрока выпало 5 и 3 (Рис. 3), то:
— он может пойти одной шашкой на три шага, а другой — на пять,
— либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь (пять плюс три) шагов, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять шагов от начального пункта) также открыт.
Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды. Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации, как сочтет нужным.
Игрок должен использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (либо все четыре числа, если у него выпал дубль). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число.
Если каждое из чисел по отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число.
Если игрок не может сделать хода, то он пропускает ход. В случае, если выпал дубль, если игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть столько ходов, сколько возможно.
Как побить и зарядить шашку
|
|
Рис 4. Если белым выпало, но одна из шашек на баре, они должны зарядить шашку в пункт 4 в доме черных, поскольку пункт 6 занят черными. |
|
Пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар. В любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока — это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости.
К примеру, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.
Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход.
Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.
Как выбросить шашки
Когда игрок привел все свои пятнадцать шашек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. Игрок выбрасывает шашку следующим образом: бросается пара костей, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта.
Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с пунктов, больших, чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски.
|
Рис 5.
Белым выпало 4 и 6. Они выбрасывают две шашки. |
В стадии выбрасывания шашек все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию.
В начало
Длинные нарды
Правила игры
|
Рис 6.
Длинные нарды. Вид игрового поля |
Количество игроков — двое. Количество шашек на доске — по 15 у каждого игрока.
Место начального расположения шашек, каждого из игроков называется голова, а ход из начального положения называется «из головы» или «взять с головы». За один ход с головы можно брать только одну шашку.
Игрок кидает одновременно два кубика. Сделав бросок, игрок должен передвинуть любую шашку на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку — на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. Т.е. если на кубиках выпало, например, шесть-пять, игрок должен одну шашку передвинуть на шесть клеток, а затем любую (можно ту же, можно другую) на пять клеток.
Передвинуть две шашки на число клеток, показанное одним кубиком нельзя. Т.е. если на кубиках выпало — шесть-пять, игрок не может пойти одной шашкой, например, на три и другой на три клетки, чтобы вместе получилось шесть, а затем сходить «пятёрку».
Если выпал дупль, т.е. одинаковые очки на двух кубиках, например, пять-пять, игрок делает четыре хода (на соответствующее кубиков число клеток).
Нельзя поставить свою шашку не клетку, занятую шашкой противника. Если шашка попадает на занятую клетку, то про неё говорят что она «не идёт». Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то такая шашка оказывается запертой.
Нельзя запереть все пятнадцать шашек противника. Т.е., выстроить заграждение из шести шашек подряд можно только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится впереди этого заграждения.
Если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, которое выпало на каждом кубике, т.е. если шашки не идут, то очки пропадают, а шашки не двигаются.
Если игрок может сделать ход на то количество очков, которое выпало на одном из кубиков, и не может сделать хода на то количество очков, которое выпало на втором кубике, он делает только тот ход, который возможен, а остальные очки пропадают.
Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он обязан его сделать даже в ущерб своим интересам. Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух то игрок должен выбрать больше. Меньшие очки пропадают. Смысл игры заключается в том, чтобы, пройдя всеми шашками полный круг, прийти ими в дом и выбросить все шашки раньше, чем это сделает противник.
Домом для каждого игрока является последняя четверть игрового поля, начиная с клетки, отстоящей от головы на 18 клеток. Выбрасывать шашки — это значит делать ими такие ходы, чтобы шашки оказывались за пределами доски. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом.
Ничьей не существует. Если игрок, начинавший первым, выбросил все свои шашки, а второй игрок может сделать тоже следующим броском, второй считается проигравшим, так как следующего броска не будет: партия заканчивается, как только один из игроков выбросил все свои шашки.
В начало
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
ЧИПЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Автор: KCAL-News Staff
/ НОВОСТИ CBS
Весь декабрь CBS/KCAL9 сотрудничает с CHP, чтобы доставить радость нуждающимся детям и подросткам. Принесите новую неупакованную игрушку в пункт выдачи или приходите на одну из наших прямых трансляций и помогите изменить ситуацию к лучшему!
Весь декабрь CBS/KCAL9 сотрудничает с CHP, чтобы доставить радость нуждающимся детям и подросткам. Принесите новую неупакованную игрушку в пункт выдачи или приходите на одну из наших прямых трансляций и помогите изменить ситуацию к лучшему!
Весь декабрь CBS/KCAL9 сотрудничает с CHP, чтобы доставить радость нуждающимся детям и подросткам. Принесите новую неупакованную игрушку в пункт выдачи или приходите на одну из наших прямых трансляций и помогите изменить ситуацию к лучшему!
Весь декабрь CBS/KCAL9 сотрудничает с CHP, чтобы доставить радость нуждающимся детям и подросткам. Принесите новую неупакованную игрушку в пункт выдачи или приходите на одну из наших прямых трансляций и помогите изменить ситуацию к лучшему!
Весь декабрь CBS/KCAL9 сотрудничает с CHP, чтобы доставить радость нуждающимся детям и подросткам. Принесите новую неупакованную игрушку в пункт выдачи или приходите на одну из наших прямых трансляций и помогите изменить ситуацию к лучшему!
Весь декабрь CBS/KCAL9 сотрудничает с CHP, чтобы доставить радость нуждающимся детям и подросткам. Принесите новую неупакованную игрушку в пункт выдачи или приходите на одну из наших прямых трансляций и помогите изменить ситуацию к лучшему!
Весь декабрь CBS/KCAL9 сотрудничает с CHP, чтобы доставить радость нуждающимся детям и подросткам. Принесите новую неупакованную игрушку в пункт выдачи или приходите на одну из наших прямых трансляций и помогите изменить ситуацию к лучшему!
Весь декабрь CBS/KCAL9 сотрудничает с CHP, чтобы доставить радость нуждающимся детям и подросткам. Принесите новую неупакованную игрушку в пункт выдачи или приходите на одну из наших прямых трансляций и помогите изменить ситуацию к лучшему!
Весь декабрь CBS/KCAL9 сотрудничает с CHP, чтобы доставить радость нуждающимся детям и подросткам. Принесите новую неупакованную игрушку в пункт выдачи или приходите на одну из наших прямых трансляций и помогите изменить ситуацию к лучшему!
Весь декабрь CBS/KCAL9 сотрудничает с CHP, чтобы доставить радость нуждающимся детям и подросткам. Принесите новую неупакованную игрушку в пункт выдачи или приходите на одну из наших прямых трансляций и помогите изменить ситуацию к лучшему!
Весь декабрь CBS/KCAL9 сотрудничает с CHP, чтобы доставить радость нуждающимся детям и подросткам. Принесите новую неупакованную игрушку в пункт выдачи или приходите на одну из наших прямых трансляций и помогите изменить ситуацию к лучшему!
Весь декабрь CBS/KCAL9 сотрудничает с CHP, чтобы доставить радость нуждающимся детям и подросткам. Принесите новую неупакованную игрушку в пункт выдачи или приходите на одну из наших прямых трансляций и помогите изменить ситуацию к лучшему!
Весь декабрь CBS/KCAL9 сотрудничает с CHP, чтобы доставить радость нуждающимся детям и подросткам. Принесите новую неупакованную игрушку в пункт выдачи или приходите на одну из наших прямых трансляций и помогите изменить ситуацию к лучшему!
Весь декабрь CBS/KCAL9 сотрудничает с CHP, чтобы доставить радость нуждающимся детям и подросткам.