МБОУ «Новоильмовская средняя общеобразовательная школа»
Черемшанского муниципального района
Республики Татарстан
«Красивые камни
в нашем доме»
Урок окружающего мира
в 1 классе
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
Фомина Лилия Михайловна
fom1ka@mail.ru
2015 г.
Урок окружающего мира в 1 классе.
Тема: «Красивые камни в нашем доме»
Задачи урока: познакомить с камнями как частью неживой природы, показать красоту камней и изделий из них, учить узнавать камни в изделии
Цели: научить отличать некоторые виды полудрагоценных камней, узнавать их в изделии
Планируемые результаты:
Личностные:
— формирование чувства гордости за свою Родину;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Метапредметные:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
— активное использование средств ИКТ для решения познавательных задач;
— овладение логическими действиями сравнения;
— умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Предметные:
— знакомство с камнями;
— умение отличать камни и соотносить их с готовым изделием
Оборудование:
презентация о полудрагоценных камнях, изделия из малахита, селенита, янтаря, гранита и бирюзы;
картинки для доски с предметами живой и неживой природы.
У детей:
учебник с закладками на с. 60, 91,
картинки живой и неживой природы,
коробочка с камешками,
рабочая тетрадь с вырезанными камнями и расположенными на с. 46,
атласы – определители с закладкой на с. 16,
клей,
сигнальные карточки
Ход урока
1. Мотивация
— Добрый день! Звенит звонок!
Начинаем наш урок.
Не ленись, не отвлекайся!
За работу принимайся!
2. Актуализация знаний
— У меня на доске много различных картинок.
Как мы можем назвать одним словом все эти предметы? (Природа)
— На какие две группы мы можем их разделить? (Живая и неживая природа)
(Дети по очереди подходят и делят предметы на группы)
— Признаки живой или неживой природы я сейчас назову: уменьшается, увеличивается, разрушается, растворяется, размывается? (- Это признаки неживой природы)
— Сегодня мы будем говорить об одном из предметов неживой природы. Угадайте, о каком, вставив пропущенное слово в пословицу:
«Под лежачий…вода не течет». (камень)
— Как вы понимаете эту пословицу? (- Если будешь сидеть на месте и ничего не делать,
то в жизни ничего не добьёшься.)
3.Самоопределение к учебной деятельности, целеполагание
-Ребята, сегодня на урок окружающего мира я принесла коробочку. Вам интересно, что в ней находится? Тогда послушайте мой рассказ:
«Этот предмет с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад он использовался как орудие труда. Им можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи, высекать огонь. А блестящими и цветными — человек издавна любил украшать себя и свое жилище.»
-Кто догадался, что находится в моей коробке? (Камни)
Давайте проверим.
— Итак, о чем мы будем сегодня говорить? (О камнях)
— Где можно увидеть камни? (Ответы детей)
— Вспомните название раздела, который мы изучаем (Наш дом и семья) (слайд 2)
-Сформулируйте тему нашего урока
«Красивые камни в нашем доме» (слайд 3 )
-А что бы вы хотели узнать о камнях? (Ответы детей)
Что такое камни? (слайд 4)
Когда и как они появились?
Чем отличаются друг от друга?
Сведения о некоторых камнях.
Как человек использует камни в своей жизни
4. Выявление места и причины затруднения.
— Внимание на экран, здесь целая коллекция камней. (слайд 5)
— Рассмотрите и дайте им название.
— Сможем ли мы сейчас назвать все камни? Почему? (Недостаточно знаний)
— Где мы можем найти информацию об этих камнях?
(спросить у взрослых, прочитать в книге….)
— Мы воспользуемся учебником. (Стр.60.)
— На какой вопрос мы ответили? ( Что такое камни?)
— Как образуются камни?
— Вспомните, чем служили камни первобытным людям?
(жилище, орудия труда, оружие для охоты)
— О том, как появились камни, мы узнаем разгадав послание далеких предков, высеченное на камнях. (картинка: море ч\б на камне) (слайд 6)
— Некоторые камни появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных организмов, со временем превращаясь в камень. Этот камень носит название-известняк.
-В школе мы также пользуемся известняком, кто догадался , что это? (МЕЛ)
В Москве до сих пор стоят Успенский и Архангельские соборы, возведенные из известняка еще 500 лет назад. (слайд 7,8)
— Как еще образуются камни? (картинка: вулкан ч\б на камне) (слайд 9)
— Большинство камней рождаются в глубинах Земли и вместе с раскаленным внутренним веществом Земли магмой выносятся на поверхность во время извержения вулкана.
Общие сведения о камнях и их применении.
Мы говорим «камни», а в науке различаются минералы и горные породы. Минералы — это природные вещества, имеющие однородный состав, а горные породы — это соединения нескольких минералов.
Например: гранит, в нем отчетливо видны цветные зернышки. Найдите гранит у себя в учебнике. Гранит — очень прочная и долговечная порода, поэтому им облицовывают набережные и дома, мосты, памятники и станции метро, из него создают скульптуры. (слайд 10)
В Санкт-Петербурге пьедесталом памятника Петру I служит камень-великан из гранита, найденного на берегу Балтийского моря. (слайд 11 )
(Дети берут по два камешка в руки: один камешек ставят в учебнике на рисунок с камнем, о котором рассказывал учитель, а другой камень – на рисунок с изделием из этого камня. Это повторяется со всеми камнями. Так дети делают первичное закрепление о камнях.)
Следующий камень был назван в честь греческой богини Луны — Селены.
-Догадались, как называется этот камень? (селенит). Найдите его в учебнике. Селенит — это «родственник» того самого гипса, который накладывают на сломанную руку или ногу. Однако селенит красив своими переливами, он как будто пронизан лунным светом. Поэтому его иногда называют лунным камнем. Селенит — мягкий камень, его используют только для маленьких поделок, украшающих жилище людей. (слайд 12)
Этот камень известен с глубокой древности . Его цвет от ярко-синего до темно-фиолетового. Что это за камень? (лазурит) Переместите свои камешки. (слайд 13)
Лазурит у нас в стране добывают в горах около озера Байкал. Из лазурита изготавливали не только поделки, но и большие вазы, которые сейчас хранятся в Эрмитаже. В Эрмитаже есть зал с колоннами, облицованными лазуритом. (слайд 14)
На персидском языке название этого камня «фируза», что обозначает «камень счастья». Назовите его русское имя. (бирюза). Положите фишку на «камень счастья.»
Бирюза — камень — голубого или даже зеленого цвета. Её цвет очень нестойкий. На солнце он бледнеет, а под воздействием мыла, духов, спиртов зеленеет. Поэтому с украшениями и талисманами из бирюзы надо очень бережно обращаться. (слайд 15)
Согласно легенде- однажды небо не выдержало огромной тяжести большого солнца и случайно уронило его в море. Холодные волны остудили его при падении, а острые скалы на морском дне раскололи его на мелкие кусочки.
— О каком камне идет речь? (Янтарь). (слайд 16)
Отличительная особенность янтаря— золотистый цвет.
Янтарь- это застывшая смола древних хвойных деревьев. Особенно много янтаря находят на побережье Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Из янтаря делают различные украшения и картины. А в Эрмитаже есть Янтарная комната. (слайд 17)
Этот камень издавна добывали на Урале вместе с медной рудой, от того он имеет цвет
шелковисто-нежной зелени. — О каком камне идет речь?
Обычно из малахита делали не очень большие вещи: броши, запонки, шкатулки, но уральские умельцы научились создавать большие вазы, столешницы, облицовку каминов и колонн. В Эрмитаже есть малахитовая гостиная, в которой все облицовано уральским малахитом. (слайд 18)
Малахит известен и по сказам Павла Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы. (слайд 19,20)
Может быть кто-то из вас смотрел мультфильмы, снятые по этим произведениям.
Физкультминутка.
По дорожке мы шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот направо мы пошли,
Серых камешков нашли,
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот налево мы пошли,
Пёстрых камешков нашли,
Присели, собрали,
Дальше пошли.
А под горку мы пошли,
Белых камешков нашли,
Присели, собрали,
С собой в школу принесли
7. Работа с дополнительной литературой.
Работа в тетради.
Откройте тетрадь на стр. 46 , найдите задание №2. Прочитайте его. Где мы найдем ответ на этот вопрос? Откроем по закладке атлас-определитель с. 17.
— Найдите и запишите в клеточки названия камней.
— О каком из этих камней мы еще не говорили? (кораллы)
-Что вы знаете о кораллах, кто видел их в природе?
( Кораллы -это удивительные камни. Их создали полипы-маленькие морские животные не больше муравья, их сотни тысяч. Год за годом они строят себе известковые домики, в результате и получаются такие подводные замки. Чтобы полипы строили- место должно быть не глубокое, светлое и теплое, а вода чистая и соленая.)
8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
— А сейчас мы с вами соберем свою коллекцию камней. Рабочая тетрадь стр.45
— Возьмите конверт. Достаньте из него изображения камней и разместите их по своим полочкам. Для работы вам потребуется клей.
Встаньте те кто получил зеленый и желтый кружок. Вы молодцы! (слайд 21)
Создание условий мотивации к выполнению Д/З
Сейчас я предлагаю вам для просмотра фрагмент из мультфильма «Серебряное копытце», снятый по произведению Бажова.
мультфильм «Серебряное копытце»
Д/З узнать как назывались эти камешки и в рабочей тетради на стр 47 нарисовать вашей любимой маме любое украшение из этих камней.
9. Рефлексия деятельности. Итог урока. (слайд 21,22)
Наш урок подходит к завершению
— О каких камнях говорили?
-Что узнали нового?
-Что понравилось? Оцените свою работу с помощью сигнальных кружочков.
Урок по окружающему миру. 1Б класс. УМК «Перспектива».
Тема: Красивые камни в нашем доме.
Учитель: Семакина Людмила Викторовна
Предметные результаты:
Иметь представление о камнях, как части неживой природы;
Познакомиться с камнями для строительства и поделочными камнями;
Различать часто встречающиеся поделочные камни;
Узнавать поделочные камни в изделиях;
Узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.
Метапредметные результаты:
Определять названия красивых камней с помощью атласа определителя (А.Плешаков) и учебника.
Рассказывать о значении камней в нашем доме и изделий из них.
Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены.
Осуществлять проверку знаний по теме урока.
Высказывать своё отношения к изделиям из камня.
Предлагать собственные варианты подобных изделий и рисовать их эскизы.
Личностные результаты:
Осознавать значение красивых камней и изделий из них в нашем доме.
Делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия образцов камней.
Предварительная работа.
Учитель готовит коллекцию минералов и горных пород. Детям дается задание найти украшения и изделия из поделочных камней и принести на урок.
Оборудование.
Работа на уроке ведется с использованием электронного приложения к учебному комплекту (CD).
У учителя образцы камней (горные породы и минералы) и поделки из них.
Магнитофон и запись арии сибирского гостя из оперы «Садко».
У детей учебник, тетрадь на печатной основе и атлас определитель «От земли до неба».
Ход урока.
Проверка дом. Задания, повторение. Актуализация знаний и умений.
У детей открыты тетради на печатной основе и по выполненному домашнему заданию задаются следующие вопросы:
Откуда человек берет воду для своей жизни?
Почему воду из реки необходимо очищать?
Почему воду из колодцев не очищают? (Работа по схеме «Природная фильтрация»).
Как раньше люди освещали свое жилище? (Презентация «Откуда пришло электричество?).
Как электричество поступает в наш дом? Взаимопроверка по тетрадям.
Как добывают природный газ, и как он поступает в наш дом? Взаимопроверка по тетрадям.
Целеполагание.
Вспомните, чем человек украшает свой дом? (Мебель, картины, комнатные растения).
А теперь послушайте отрывок из арии Римского – Корсакова «Садко» и ответьте , что еще служит украшение в наших домах? (Звучит отрывок записи).
После ответов детей , учитель делает вывод:
Еще в древности люди заметили, что некоторые камни очень красивы и стали делать из них украшения и поделки.
Аналитический этап.
Камни – это часть неживой природы.
Сначала учитель сообщает детям, что камни – это минералы и горные породы.
Минералы – вещества, имеющие однородную структуру, а горные породы, состоят из нескольких минералов.
Самая знакомая для вас горная порода – это гранит. (Показ коллекции гранита).
Учитель интересуется, где ребята встречали эту горную породу и делает вывод, что наш город
Санкт – Петербург буквально одет в гранит. (Показ слайдов с видами Эрмитажа, Медного всадника, набережной Невы и т. д.)
Далее проходит практическая работа.
Дети получают на парту фотографии и образцы слюды, кварца и полевого шпата, изучают их и находят вкрапления в образцах горной породы – гранит. Затем делается вывод, что строительный камень гранит это горная порода.
Далее происходит знакомство с мрамором и известняком. Учитель показывает образцы из коллекции и сопровождает свой рассказ показом слайдов из диска. Дети вспоминают, где встречали отделку из мрамора (Называют станции метро).
Далее ребята открывают учебники на стр.60 и находят там иллюстрацию гранита и на страницах атласа «От земли до неба».
Дети делают вывод, что эти камни прочные, твердые при обработке красивы и очень украшают наш быт.
— Можно ли из этих камней сделать украшения и почему? Далее учитель или хорошо читающие ученики читают текст учебника на стр. 61.
Учитель знакомит детей с коллекцией поделочных камней.
Ребята вспоминают, где они видели этот минерал и показывают изделия, принесенные из дома. Обсуждается красота, оригинальность исполнения и функциональное применение той или иной поделки. Сравнивается многообразие оттенков одного и того же камня. Сопоставляют картинки в учебнике, иллюстрации в атласе с образцами минералов и изделиями из натуральных камней.
При рассматривании поделок задача детей не только любоваться ими, но и определять, из какого камня они изготовлены.
Тренировочными упражнениями могут служить слайды по теме (диск).
Там же ребята узнают о янтаре, камень который является, застывшей смолой. (Можно включить показ фотографий янтарной комнаты). Коралл – это останки морских животных.
Материал подкрепляется текстом из атласа Плешакова. Читает заранее подготовленный ученик.
Завершающим этапом тренировочных упражнений является работа в тетради.
На странице 46 -47. Задание №1, №2. Ребятам понадобятся ножницы и клей.
Выводы и итог урока.
-Что проходили, какова была тема?
Что узнали нового?
Что поразило и удивило?
Рекомендация для работы дома.
Выполнить (по желанию) эскиз своего украшения из любого поделочного камня стр.47. №3
Вы остановились в нужном месте, чтобы купить простые поделки из камней и игры с камнями для детей! Здесь вы найдете более 10 поделок из камня на тему природы, обучение грамоте и другие обучающие мероприятия! Перед этими уникальными и творческими занятиями невозможно устоять, и я обещаю, что вы найдете несколько вариантов, которые можно попробовать со своей маленькой каменной гончей!
Мои мальчики помешаны на камнях! Они любят бросать их в озеро, собирать, сортировать, носить в карманах… ну вы понимаете, они их ЛЮБЯТ.
И я не могу их винить! Каждая из них уникальна и прекрасна, они поистине маленькие сокровища .
Нам нравится использовать их в процессе создания, обучения и игры! Моих мальчиков естественным образом тянет к занятиям с камнями, и они приходят в восторг каждый раз, когда я представляю что-то новое.
Вот оно! Мой список любимых каменных ремесел и каменных занятий. Эти мероприятия стали одними из любимых моментов семейной связи, превратившимися в прекрасные воспоминания.
Эти камня-мумии — не только замечательная поделка на природе на Хэллоуин, но и прекрасный жуткий костер или кемпинг! Узнайте подробности об одной из самых симпатичных поделок из камня ЗДЕСЬ
Это ОГРОМНЫЙ хит! Эта простая каменная головоломка проста в сборке, но займет ваших малышей на некоторое время! Подробности ЗДЕСЬ
Вы когда-нибудь « рисовали» водой на камнях раньше?! Вода подчеркивает красивые цвета камней, и это выглядит так красиво! Это очень успокаивающее занятие и отлично развивает мелкую моторику! Подробности ЗДЕСЬ
Если вы давно следите за нашим блогом, то теперь вы знаете, что мы любим камни-историки! Они невероятно красиво помогают рассказывать истории и писать. Этот пост разделяет простой способ использовать сюжетные камни дома или в классе. Узнайте подробности ЗДЕСЬ
Хотите узнать, как мы делаем наши камни истории? Ознакомьтесь с нижней частью этого поста: Четыре способа использования камней-историй в классе
Этот каменный ремесло станет идеальным самодельным подарком на День святого Валентина или инструментом для успокоения. Красивые двусторонние блестки потрясающе смотрятся на фоне камней, и с ними так приятно играть. Узнайте подробности об одной из лучших поделок из камня ко Дню святого Валентина ЗДЕСЬ
Попробуйте смотреть на них и не улыбаться! Это невозможно 🙂 Разложите камни, другие кусочки природы и выпученные глазки на разделенном подносе и посмотрите, какие очаровательные творения придумают ваши дети! Здесь не нужен клей. Эта преходящая художественная деятельность допускает бесконечные творения.
Это задание невероятно просто настроить! Буквально потушить пакет из Wikki Stix и Rocks и посмотрите, какие милые творения придумают ваши дети. Да, они прилипают к камню и очень легко отклеиваются! Подробности ЗДЕСЬ
Эта очаровательная поделка из жуков из бисера взята из моего поста 25+ Летние развлечения для детей, вдохновленного природой . На самом деле на этом посту есть четыре каменных действия. Проверьте действия № 1, № 7, № 21 и № 23 для получения дополнительной информации. Это занятие #21! Узнать подробности ЗДЕСЬ
Эти камни для сборки пасхальных яиц быстро стали традицией в нашем доме. Каждый апрель мы ищем большие плоские камни, чтобы превратить их в великолепные скалы! Процесс действительно увлекательный, и они каждый раз получаются красивыми! Узнайте подробности одного из наших любимых поделок из камня ЗДЕСЬ
Эти созвездия из палочек и камней очень просто настроить! Просто наклейте наклейки со звездами на камни, соберите несколько палочек, и все готово для создания ваших собственных созвездий. Подробности ЗДЕСЬ
Я приберегу классическое занятие напоследок! Вы когда-нибудь использовали коробку для яиц, чтобы собирать камни?! Эти маленькие углубления создают идеальное место для сбора, сортировки и игры с камнями! Вы можете найти печатную форму вместе с другими дикими действиями, чтобы пойти с лейблом ЗДЕСЬ
∼Tara
Эти факты о каменном веке отвечают на многие распространенные вопросы, которые люди задают, изучая каменный век. Что вы можете узнать об этом увлекательном доисторическом периоде?
Ознакомьтесь с нашими уроками каменного века и FreeBees
Каменный век — это доисторический период, когда древние люди начали использовать камни, обычно кремень, для изготовления инструментов и оружия. Это самый ранний известный период человеческой культуры.
Каменный век начался около 2,5 миллионов лет назад и продолжался примерно до 2300 года до н.э.
Каменный век делится на три периода:
Период палеолита длился дольше всех трех каменных веков. Каждый отдельный период характеризовался различными достижениями в образе жизни людей.
Загрузите этот бесплатный постер каменного века, чтобы узнать больше об этом периоде истории.
Его называют каменным веком, потому что он характеризуется тем, что ранние люди, иногда известные как пещерные люди, начали использовать камень, например кремень, для изготовления инструментов и оружия. Они также использовали камни для разведения огня. Эти каменные орудия являются самыми ранними известными человеческими орудиями.
В период палеолита (самый ранний период каменного века) в мире существовало несколько видов человека, в том числе Homo erectus (самые первые люди) и неандертальцы. Первые люди появились в Африке, а затем распространились по всему миру. Первые люди пришли в Британию около 700 000 лет до нашей эры, а 40 000 лет назад Homo sapiens (мы!) прибыли в Британию.
Примеры первых людей, включая неандертальцев и Homo sapiens
У людей, живших в каменном веке, было две главные заботы – пища и кров. Люди в каменном веке были охотниками-собирателями. Это означает, что они либо охотились за необходимой им пищей, либо собирали пищу с деревьев и других растений. В раннем каменном веке люди жили в пещерах (отсюда и название «пещерные люди»), но по мере развития каменного века появились и другие типы укрытий. В каменном веке не было постоянных поселений. Люди переезжали с места на место, чтобы получить пищу и кров, в которых они нуждались.
Первыми убежищами человека были естественные пещеры или убежища в скалах. Люди также делали хижины и укрытия из деревянных каркасов или каркасов из костей животных и покрывали их шкурами животных. В период мезолита хижины стали более совершенными. Хижины были покрыты соломой из тростника, грязи и дерна. К периоду неолита люди строили более постоянные дома из плетня и мазни. Это включало плетение палок или тростника вокруг конструкции, а затем заполнение промежутков смесью почвы, глины или навоза животных.
Наскальные рисунки — это доисторические произведения искусства, созданные людьми каменного века, которые были найдены по всему миру, причем самые старые из известных найдены в Европе. Чаще всего они показывают изображения животных, хотя некоторые также изображают людей или используют отпечатки человеческих ладоней в качестве акцента в произведении искусства. Одна из самых ранних найденных наскальных рисунков была написана 35 000 лет назад. До сих пор неизвестно, для чего были сделаны эти картины. Некоторые люди думают, что они были частью ритуала или для передачи информации.
Учителя: Хотите создать наскальные рисунки со своим классом?
Посмотрите этот увлекательный урок доисторического искусства с пошаговыми инструкциями по воссозданию доисторических произведений искусства. Вы также можете скачать бесплатный набор наскальных рисунков каменного века для использования в классе.
Реплика палеолитических наскальных рисунков из пещеры Альтамира в Испании, написанная ок. 20 000 лет назад.
Неизвестно, когда люди начали носить одежду, но некоторые исследователи считают, что люди начали носить одежду 500 000 лет назад. Самой первой одеждой были простые кожаные или меховые одеяла, которые оборачивались вокруг тела. Позже люди стали прикреплять к своей одежде длинные полоски кожи, чтобы удерживать ее на месте.
Около 47 000 лет назад люди начали использовать шило. Это были острые заостренные инструменты, которые протыкали дыры в коже. Затем через отверстия можно было продеть сухожилия или другую естественную веревку, чтобы соединить части вместе. Около 5000 лет спустя была изобретена первая игла. Это позволяло делать отверстия и продевать шнур за один шаг, а также позволяло людям носить более надежную одежду.
Самая ранняя известная обувь была сделана 5500 лет назад. Он сделан из цельного куска кожи, который сшит из кусочков тонкой кожи.
Самая старая из известных кожаных туфель в мире, возраст которой около 5500 лет.
Учителя: хотите попробовать сделать обувь каменного века со своими учениками? Загрузите этот урок DT и попробуйте!
Люди каменного века были охотниками-собирателями. Это означает, что они ели только то, что могли поймать или добыть. Их диета состояла в основном из мяса и рыбы, на которую они охотились, используя сети, луки и стрелы или копья с кремневыми наконечниками. Они также ели фрукты, ягоды, орехи и семена. Люди раннего каменного века не ели никаких молочных продуктов, таких как молоко или сыр, потому что они не выращивали животных для мяса или молока. Они также не ели зерновые, такие как пшеница или овес, потому что они не занимались сельским хозяйством. В периоды палеолита и мезолита поиск пищи был постоянной ежедневной проблемой. Однако к периоду неолита люди начали заниматься сельским хозяйством.
За каменным веком последовал бронзовый век, который начался примерно в 2300 году до нашей эры. Бронзовый век был, когда люди впервые придумали, как делать бронзу. Бронза состоит как минимум из двух металлов, обычно меди и олова. Изобретение бронзы имело важное значение, поскольку оно позволило людям изготавливать такие предметы, как оружие, доспехи, инструменты и строительные материалы, которые были намного прочнее и долговечнее, чем раньше.
Учителя! Возможно, вы захотите использовать этот список фактов о каменном веке со своим классом во время уроков каменного века, но если вы ищете более глубокое изучение, вы можете ознакомиться с нашей полной межпредметной темой «Доисторический мир». В этой теме есть 18 готовых к преподаванию уроков по целому ряду предметов, которые охватывают ваше обучение от каменного века до железного века.