Кольчуга – это не самостоятельное изделие, как полагают многие, а особый вид гибкого, прочного материала. Полотно небольшой толщины «соткано» из кольчужных колец и отличается упругостью, подвижностью. Соединенные между собой фрагменты образуют прочную сеть. Из кольчатого материала создается надежная защита от колющих и проникающих ударов, наносимых холодным оружием: рубахи, кольчужные юбки, рукавицы, шлемы, шорты, гетры, капюшоны, штаны, воротники.
Изобретателями формы нательной брони считаются кельты, о чем свидетельствуют находки, относящиеся к lll в.д.н.э. Хотя в скифских захоронениях найдены экземпляры, датируемые еще V в.д.н.э. Географическое расположение вносило свои эксклюзивные элементы в форму нательной брони. Доспехи на Западе отличались наличием цельнокованых нагрудных пластин. Немного иные представления о том, что такое кольчуга, были на Востоке. Стародавние мастера подарили человечеству рубахи с нашитыми на ткань шайбами, которые, в свою очередь, вначале сплетались между собой кольцами. С тех пор кольчатая амуниция активно использовалась в качестве защиты воинов до изобретения огнестрельного оружия. Это конец XVII века на Руси и начало XIX века – Средняя Азия, Кавказ, Восток.
Широкому распространению рыцарского снаряжения способствовала несложная технология изготовления, практически бессрочная эксплуатация, ремонтопригодность. Основная функция доспехов – противостоять ударной и колющей силе. Качественную нательную защиту кольчугу практически невозможно пробить обычным оружием. На эффективность защиты влияет:
Качество готового изделия зависит от выбора материала и расчета диаметра рабочего элемента – кольца. Сечение (S) проволоки для кольчуги должно быть больше 0,8 и не превышать 2 мм. Металл выбирается с учетом функционала будущего доспеха.
Вид проволоки |
Характеристика |
Назначение |
Пружинная (65Г из стали 70 60с2а) |
Высокая жесткость, прочность и упругость. Требует усилий в обработке |
Для изготовления сводных колец игровой и турнирной брони |
Железная оцинкованная (ГОСТ 3282-74), отожженная железная |
Нормальная жесткость, приемлемая цена, не ржавеет, хорошо обрабатывается. Недостаточно прочна при интенсивной рубке |
Для кольчуг из клепаных колец |
Алюминиевая |
Мягкая, легка в обработке, не ржавеет, не требует специальной оснастки. Почти в 3 раза легче железа |
Как элемент декора. Для изготовления кукольных доспехов |
Медная (бронзовая) |
Не прочная и не дешевая, легка в обработке и плетении, эластична, устойчиво держит форму, не ржавеет |
Разнообразие оттенков позволяет использовать медные кольчуги в декорировании интерьера |
Из нержавеющей стали |
Прочная и не корродирует, но дорого стоит |
Турнирные доспехи прочны, надежны, эстетичны |
Как вариант – применение гальванизированных колец 16 АWG (D 60 мм). Можно задействовать также кольца из титана, инконеля, ниобия, серебра.
Понять, как сделать кольчугу правильно, несложно, если правильно провести подготовительный этап. Сплетению между собой множества колец предшествует их изготовление. Намотка проволоки производится аккуратно, виток к витку. Для этого понадобятся тиски, отвертка, перчатки, плоскогубцы и средство для навивки. В качестве последнего можно задействовать следующую оснастку:
Главными характеристиками основного элемента – кольца, считается его внутренний диаметр (Dв) и сечение проволоки (S)/диагональ сечения гровера. Толщина прута для намотки должна соответствовать условию: 3S˂ Dв˂10S.
Подготовленные пружины разрубаются по одной стороне и разбираются на разомкнутые кольца одинакового диаметра. Способы разделения зависят от вида соединений колец. 2 конца каждого из них сводятся одним из способов:
Проклепка сохранит целостность доспеха, предотвратит его разваливание на отдельные фрагменты во время ударов. Поэтому клепаная кольчуга более надежная, чем собранная из цельносеченых колец.
Этап разделения пружины на отдельные фрагменты хотя и трудоемкий, но не сложный. Для этого применяется болгарка, ножницы или ножовка по металлу. Бокорезы хороши для колец под клепку: их концы получаются с нужным для последующего расплющивания перехлестом.
Рубаха из вертикально расположенных железных кружков предпочтительнее продольного их положения. Такая металлическая сетка-кольчуга будет воспринимать нанесенные снизу вверх удары, как скользящие.
Алгоритм панцирного плетения 4 в 1 (классический) следующий:
Изготовление кольчуги из более плотного, но менее эластичного материала предполагает другие схемы плетения.
Способы соединения |
Описание |
Примечание |
4-в-1 |
Каждый цельный высеченный фрагмент соединяется с 4 подобными разомкнутым кольцом, зафиксированным заклепкой |
Плетение «противорядок»: кольца в каждом последующем ряду располагаются в противоположном положении выше- и нижележащим |
6-в-1 |
Любое кольцо соединяет сразу 6 фрагментов. Сплетение плотное, но не такое гибкое, как 4-в-1 |
|
8-в-1 |
Кольца (каждое из них) перехлестывается с соседними (8 шт.) |
В «японском методе» используется комбинирование различных по диаметру колец в виде креста, основным элементом выступает ромб. Другие комбинации соединений: «чешуя дракона», «веревочка», «элементарные ячейки».
Можно также сделать кольчугу своими руками, используя двойное или даже тройное плетение. В итоге получится, практически, идеальная защита, но вес такого доспеха увеличится в 2 или даже в 3 раза, достигая 15-16 кг.
Доспех моделируется в виде рубахи, надеваемой через голову. Он должен быть свободным, чуть мешковатым, присобранным в талии и слегка расходящимся книзу. Для этого несколько готовых прямоугольных полотен соединяют в ленту, достаточную для охвата груди с запасом в 15 см. Полученная заготовка наращивается со всех сторон до нужного размера. Под тяжестью колец вязаная кольчуга собирается продольно и тянется по вертикали.
Рукав плетется отдельно, слегка сужается к запястью. Или же он короткий, но тогда дополняется наручем. Готовые части присоединяются к полотну корпуса. В местах подмышек вставляется треугольная деталь для лучшего маневра. Нательная защита кольчуга для пешего воина и всадника отличается по длине (у пехотинца она доходит до колен) и наличием передних (задних) вырезов снизу.
Схему можно дополнить воротником. Обычно это полоска выстой в 4 ряда и длиной где-то в 50 групп колец из 5 фрагментов, которая привязывается по вороту. Зная количество колец, можно посчитать, сколько весит кольчуга. В среднем это 6-8 кг. На 1 такое изделие уходит почти 600 метров проволоки-спирали.
Существует несколько видов металлической кольчуги. Между собой доспехи отличаются размером и формой рабочих фрагментов, типом вязки и крепления, использованием комбинации различных техник плетения, наличием различных вставок, декорированием, раскроем.
Хауберк
Это длиннополая (по колено) кольчужная броня с рукавами до кисти из железной проволоки, дополненная капюшоном и рукавицами. Таким образом защищается не только корпус, шея, горло, но и руки от плеч до локтей. Доспехи плотно прилегают к телу. В комплекте могут быть такого же плана чулки, поддоспешник (гамбезон) из кожи или льняной ткани в несколько слоев, одеваемый под латы для смягчения ударов. У простых воинов часто стеганый или войлочный гамбезон служил в качестве основной амуниции. Для усиления защиты наиболее уязвимых мест (например, подмышек) нашивались фрагменты кольчужного полотна – гуссе.
Байдана
Нательный доспех, разновидность длинной (до колен) кольчатой рубахи, защита от сабельного, но не стрелкового оружия. Кольца для кольчуги-байданы берутся крупные, с плоско раскованными концами, нарезанными из проволочной заготовки. В старину такие заготовки еще вырубались из листа железа. Крепятся внакладку. Лучшим полотном считается комбинация из одинаковых частей сведенных/ клепаных и рубленых колец. У байданы обычно рукав длинный или чуть выше локтевого изгиба. Надевают ее сверху кольчуги в качестве парадного или верхнего доспеха.
Бахтерец
Воинское обмундирование сочетает кольчатую и дощатую броню. Довольно тяжелая такая кольчуга – вес ее достигает 10-12 кг. В комплект, кроме сорочки (куртки), могут входить штаны. Лицевая сторона обшивается вертикально располагающимися железными пластинами/бляхами в количестве около 1 тысячи штук. Размещение фрагментов кольчуги создает двойной (и даже тройной) слой защиты от стрел и сабель. Соединяются между собой они с короткой стороны кольцами. Разрезы на плечах и по бокам, наличие ремней с пряжками делают ношение бахтерца удобным.
Колонтарь
Вариация бахтерца – колонтарь. Защитная рубаха без рукавов русичей в XlV-XVII веках. Дополняется такая кольчуга подолом до колен – плетение используется в качестве крепления у пояса кольчужной сети. Колонтарь фиксируется на плечах и боках металлическим крепежом-пряжкой. Отлично подходит для турнирного боя. Состоит из передней и задней половин, представляющих собой горизонтально расположенные ряды кольчужного полотна с металлическими пластинами больших размеров. Причем на спине они тоньше и меньше по размеру. Между собой крепятся плетением.
Прежде, чем начать плетение кольчуги, нужно ознакомиться с возможными трудностями. Они возникнут во время изготовления и эксплуатации доспеха. Нужно быть готовым к длительной, кропотливой и монотонной работе. Ниже приведен краткий анализ положительных и отрицательных сторон кольчатого доспеха.
Плюсы |
Минусы |
Относительная простота в изготовлении |
Трудоемкость процесса |
Использование набора доступных инструментов |
Минимальная степень скольжения оружия по поверхности способствует прокалыванию брони |
Большой функционал кольчатого полотна: от боевых доспехов до ювелирных украшений |
Колющие удары разрушают целостность звеньев. |
Гибкость амуниции, сохраняющая подвижность и защиту от рубящих, скользящих ударов |
Бессилие перед дробящими повреждениями, что чревато переломами и ушибами воина |
Ремонтопригодность: поврежденное место просто восстанавливается плетением новых колец |
Железо колец ржавеет при неправильном хранении во влажных плохо проветриваемых местах и без долгого ношения |
Хорошая носкость – кольчуга может служить не одному поколению воинов |
Требуется постоянный уход и очистка от ржавчины, пыли, грязи |
Прочность доспехов, вес, эстетическое оформление выбирается в зависимости от цели их использования. Броня кольчуга периода средневековья активно применяется в настоящее время для реконструкции исторических событий глубокой древности. Практикуя различные схемы плетения кольчуги, умельцы создают настоящие произведения искусства, украшающие интерьеры домов. Кольчатое плетение используется в ювелирном деле. Креативное украшение получается из проволоки номер 18, 20,22.
В рубахах из железных колец проводятся фестивали, игры, ролевые мероприятия, турниры с показательными боями. Кольчатые доспехи надежно защищают от акул аквалангистов.
Изготовление кольчуги – процесс увлекательный и творческий. Как плести кольчугу, каждый мастер решает, исходя из собственных предпочтений. Компания ООО «Метинвест-СМЦ» решит вопрос с приобретением стальной проволоки нужного качества и диаметра или другой металлопродукции. Наши специалисты помогут подобрать и необходимую фурнитуру для вашей будущей кольчуги.
Всем мозгобратьям, привет! Я знаю как своими руками сделать кольчугу и сейчас поделюсь этим знанием с вами.
Я родом из Бельгии, и живу в Брюгге. Но когда был ребенком, я посетил замок «Gravensteen» в Генте. Во время моего посещения я увидел как кто-то из ремесленников делал кольчугу. Этот процесс мне показался увлекательным, и я думал, что сам никогда не смогу сделать подобное. Но вот с некоторых пор я начал плести кольчуги, и сейчас делаю чепец.
Кольчуга — это форма нательной брони. Она была изобретена кельтами и стала очень популярна в средние века, где использовалась в качестве » стандартной » брони почти всех солдат, потому что она гибкая и предотвращает порезы от мечей, ножей и т.д. Сегодня кольчуга используется в исторических реконструкциях, как » альтернативная » одежда, или просто для удовольствия, как в моем случае.
Еще в те далеки дни, кольчуги были сделаны из колец мягкой стали, которые клепали. Но это трудоемкая работа. Сегодня большинство кольчуг плетут из стальной проволоки и кольца не клепают, а просто стыкуют. И наиболее распространено сейчас плетение «4 в 1», это не единственный быстрый способ, но я применяю его и вполне им доволен. «Быстрое плетение 4 в 1» придумал не я, я лишь просто делюсь им с миром…
Весь процесс начинается с изготовления колец, основных элементов самоделки. Я использовал для этого стальную оцинкованную проволоку толщиной 1.5мм, потому что она дешева и доступна.
Проволока наматывается на длинный стержень подходящего диаметра, в моем случае 6мм. Но так как проволока имеет свойство пружинить при наматывании, диаметр колец получается 6.4мм. Затем получившаяся пружина разрезается кусачками, либо чем-то подобным, на равные кольца.
Первое, что вы должны узнать, это как открыть и закрыть кольца. Обычно это делается с помощью плоскогубцев. По фотографиям легко понять, как это происходит.
Начнем! Собираем первый ряд. Первые 5 колец ясно показывают, почему способ называется «4 в 1».
Изучаем плетение по фото, так как проще увидеть и понять.
Продолжаем плетение – собираем второй ряд.
Теперь вы ознакомлены с технологией быстрого плетения, и можете создать много интересных самоделок в этом стиле. Дерзайте!
А вот и мой чепец, на изготовление которого ушло около 50 часов, включая поход в магазин за проволокой и изготовление колец. Удачных поединков!
( Специально для МозгоЧинов #European-4-in-1-maille-chainmail-speedweaving
Каждое разомкнутое кольцо продевалось в четыре сплошные, концы его сводились, в отверстие вставлялась заклёпка и в холодную расклепывалась молотком, соединяя пять колец. Иногда для большей плотности кольчуги кольца несколько изгибались, благодаря чему они теснее соприкасались друг с другом.
Наиболее простое плетение «4 в 1», при котором одно кольцо соединяется с четырьмя соседними, не давало достаточной защиты, поэтому использовались более сложные вариации – «6 в 1», «8 в 1» и «8 в 2». Они улучшали защитные свойства и прочность кольчуги, но увеличивали как её массу, так и время изготовления, а, следовательно, и стоимость готового изделия.
Описанный выше способ изготовления кольчуги был далеко не единственным. Кольца, составляющие сеть, первоначально не соединялись вместе, а неподвижно нашивались на кожаное платье (впрочем, это была ещё не кольчуга). Самые ранние кольчуги делались из сведённых колец (т.е. концы куска проволоки, из которого изготовлялось кольцо, ничем не скреплялись). В большинстве кольчуг кольца сваривались или заклёпывались, причём сварные кольца обычно соединялись между собой с помощью заклёпанных, но существовали и кольчуги, в которых все кольца были сварными.
Форма колец не всегда была идеально круглая – нередки случаи, когда каждое кольцо ковалось отдельно, причём на одном конце его предусматривалось отверстие, а на другом – небольшой выступ, заменяющий заклёпку; выступ этот пропускался в отверстие соседнего кольца, а затем оба кольца склёпывались. Такого вида склёпка получила название ячменного (ржаного) зерна. В кольчуге ряды из разных колец обыкновенно располагали горизонтально или чередуя ряд колец с рядом зёрен, или только ряды зерен, но направленные в разные стороны.
Кольчужное плетение:
a – часть колец склёпана, часть сварена, XV в.;
б – все кольца склёпаны, XVI в.;
в – деталь кольчужного плетения, кольчуга «яцерин», Италия, XV в.;
г – заготовки для кольчужного плетения;
д – фрагмент современной реконструкции римской кольчуги II в.
Кольчуга снабжалась капюшоном для защиты головы. Подобно другим частям рыцарского вооружения, кольчуга не оставалась без украшений. По нижнему её краю, а также по краям её рукавов из проволок, пропускаемых в отверстия колец, делалось некоторое подобие кружев или шитья. Часто для большей нарядности в кольчугу вплетали кольца из цветных металлов: меди, золота, серебра; особенно это характерно для восточных кольчуг.
Кольчугу создают посредством переплетения металлических колец в особой последовательности. За счет того, что это изделие распределяет силу удара острым предметом на более широкий участок тела, исторически ее использовали в качестве брони. На сегодняшний день плетение кольчуги – это способ создания карнавального костюма, украшения или художественного оформления тематического мероприятия.
С давних времен заветной мечтой воинов всех народов и эпох была надежная защита от вражеского оружия. Именно она гарантировала победу в кровавых боях. Со временем воины получили такие доспехи, одной из них стала кольчуга, которая является прообразом современных бронежилетов.
Подобные металлические изделия были широко распространены как в Азии, так и на территории Европы, а все благодаря простому способу изготовления. Для работы требовалось лишь железо, специальное устройство, которое помогало вытянуть проволоку, и главное – терпение, ведь однообразная работа занимала слишком много времени.
Кольчугу изобрели в I тысячелетии до н. э. Однако кто был изобретателем – неизвестно. Находки таких изделий на скифских захоронениях датируются V в. до н. э., кельтские образцы относятся к III в. до н. э. Римская империя познакомилась с кольчугами при завоевании Галлии, с тех пор их использовали вплоть до появления огнестрельного оружия.
Если говорить о выборе материалов, то исторически правильно выковывать проволоку самостоятельно. Работа весьма кропотливая, помимо этого, в прошлом на каждое колечко ставили заклепку для прочности.
Сегодня для изготовления кольчуги чаще всего используют готовую проволоку различной величины или уже готовые граверные кольца. Если говорить о проволоке, то подойдет не каждая. Предположим, медную можно обработать даже руками, поэтому кольчуга испортится очень быстро. Алюминий – также не лучший вариант, поскольку при трении колец друг о друга появляется черная пыль. Лучшим выбором будет стальная проволока.
Существует большое количество разнообразных плетений. Но на практике ценность представляют не все. Одними из наиболее ценных являются «противорядки» (панцирное плетение). Эта классификация плетений подразумевает расположение колец такими рядами, в которых их наклон чередуется (к примеру, четные – направо, нечетные – налево).
Самое простое панцирное плетение кольчуги – «4 в 1». В данном случае одно колечко соединяют с четырьмя другими, лежащими вокруг. Этот способ плетения не обеспечивал достаточную защиту, поэтому чаще всего пользовались усложненными вариантами: «6 в 1» или «8 в 1». В данном случае защитная прочность и свойства кольчуги увеличивались. Но при этом увеличивался вес, время изготовления и стоимость изделия. Схема плетения кольчуги «4 в 1» представлена ниже.
Именно на этом способе плетения стоит остановиться подробнее. Поскольку он не имеет исторических аналогов. Процесс изготовления такого изделия достаточно трудоемкий, и на него затрачивается большое количество времени, однако результат выглядит эффектно и эстетично, в отличие от других экземпляров.
Плетение кольчуги в данном случае требует использования колец двух диаметров (колечко меньшего размера должно проходить сквозь большее). Сначала плетется обычная цепочка, где чередуются кольца разных размеров. После этого крупные кольца накладывают поверх маленьких. Их необходимо закрепить большими кольцами, которые продевают сквозь маленькие. Далее в большие колечки, задействованные на втором этапе, продевают ряд колец меньшего диаметра (в них дальше нужно продевать большие колечки) и т. д.
Существует большой выбор вариантов покроя. Выбор подходящего из них должен определяться предназначением и требованиями, предъявляемыми к кольчуге. Благовидно выглядят цельнособранные варианты. Их суть заключается в том, что все изделие собирается от одной закладной полосы колец. Этот способ изготовления прекрасно подходит для создания коротких изделий без рукавов. В данном случае прекрасную посадку можно обеспечить с помощью подгонки изделия по фигуре во время работы. Однако в данном случае пришить рукава будет проблематично.
Если в планах плетение кольчуги полного формата (с рукавами), тогда лучше всего выбрать вариант сборки изделия из отдельных частей. При этом на спине и груди направление рядов будет перпендикулярно рядам на плечах и рукавах.
Независимо от того, какой способ плетения и покрой будут выбраны, нужно смело прибавлять к обхвату груди не менее 10-15 см. Изделие не будет обвисать, но случаи бывают разные: плотный подкольчужник или изменение параметров тела.
Для начинающих мастеров плетение кольчуги станет более простым и удобным, если кольца будут свисать с веревки, прутика или проволоки.
На сегодняшний день плетение кольчуги прекрасно подойдет лишь для художественного оформления или маскарада, но при сильном воздействии структура такого изделия нарушится, ведь в давние времена его изготовляли из кованых колец, за счет чего кольчуга была более износостойкой и терпимой к сильным ударам.
Способы
плетения
Краткое описание способов:
«Европейская» группа способов 4-в-1, 6-в-1, 8-в-1, 8-в-2
4-в-1 — каждое кольцо в кольчуге соединяет четыре соседних. Наиболее лёгкое и
гибкое плетение из «европейских». Большинство кольчуг, найденных у
нас и в Европе, изготовлены с использованием именно этого способа плетения.
6-в-1 — каждое кольцо соединяет уже 6-ть колец. Плотное, но не такое гибкое,
как 4-в-1.
8-в-1 — каждое кольцо пересекается с 8-ю соседними кольцами. Ещё более плотное
и тежёлое плетение, чем 6-в-1.
8-в-2 — плетение, полученное удвоением плетения 4-в-1: самое плотное и тяжёлое
плетение с самой малой гибкостью.[]
«Японские/сарматские» способы 4-в-1
и 6-в-1
4-в-1 — каждое круглое кольцо соединяется с 4-ю овальными, а каждое овальное
— с 2-мя круглыми. Очень редкое плетение, отсюда — лёгкое и гибкое.
6-в-1 — каждое круглое кольцо соединяется с 6-ю овальными, а каждое овальное
с 2-мя круглыми. Тоже относительно редкое плетение, имеющее «цветочный» рисунок.[]
Способ плетения «Чешуя дракона»
Данный способ является производным от способа плетения 4-в-1.
Отличие состоит только в том, что центральные кольца «пятерочек»,
также как и соединяющие их кольца заменены на более мелкие (свободно
проходящие сквозь большие) и «вокруг» них вставлены свободно «болтающиеся» кольца.
Кольчуг из этого плетения в средние века не существовало — это выдумка
современных реконструкторов.[]
Из всех способов плетения, если Вы не самый рьяный поклонник
восточной культуры, я порекомендовал бы использовать «европейские»
4-в-1 и 6-в-1 — самые простые и надёжные, а кроме того очень историчны.
Методы
плетения.
Мне известно два разных подхода к плетению кольчужного полотна.
Метод верёвочки
Метод верёвочки является универсальным (особенно
для «Европейской» группы способов). Плетение по этому методу осуществляется
так: берётся верёвочка нужной длины. Я, например, брал кожанный шнурок длиной
около метра. Затем на него надевается необходимое количество колец — задаётся
будущая ширина кольчужного полотна. Теперь концы верёвочки желательно закрепить,
а кольцам придаётся наклон в какую-либо сторону. Затем разомкнутые кольца берутся
по-одному и продеваются через несколько колец первого ряда: для плетения 4-в-1
— через два, для 6-в-1 — через три, а для 8-в-1 — через четыре кольца первого
ряда (поэтому я говорил об универсальности), так что нововплетённые кольца наклоняются
в сторону, противоположную наклону колец первого ряда. Нагляднее себе процесс
плетения данным методом можно на схеме.
При плетении первых двух-трёх рядов постоянно требуется ориентировать кольца.
Чтобы этого избежать, можно сплести ряд методом «пятёрочек», а затем, следующие
кольца, вплетать как обычно.
Метод элементарных ячеек
Данный метод, им я изготовил первую кольчугу, заключается в том, что сначала
изготавливается элементарная ячейка плетения, согласно выбранному способу. Например,
для способа плетения 4-в-1 — это кольцо, в которое продеты 4 кольца («пятёрочка»).
В принципе, аналогично можно плести и остальными «европейскими» способами,
а также японскими/сарматскими способами и «Чешуёй дракона». Однако
лучше всего этот метод подходит именно для плетения способом 4-в-1. При использовании
остальных способов я бы не рекомендовал пользоваться этим методом.
Затем изготовленные элементарные ячейки соединяются между собой.[]
Метод «Пятёрочек» -
частный случай
Рассмотрим подробнее использование этого методом для способа 4-в-1. Итак, половину
колец надо свести (сварить, заклепать). Затем берём одно несоединённое кольцо
и одеваем на него 4 соединённых, после чего его сводим (завариваем, заклёпываем).
Получается «пятёрочка». После заготовки некоторого количества «пятёрочек» (в
идеале — извести все предварительно сведённые кольца) приступаем к их соединению.
Нагляднее соединение «пятёрочек» можно представить себе взглянув на схему.
Удобно сначала соединять пятёрочки, одевая на разомкнутое кольцо по два соседних
кольца от каждой — так как это не требует их ориентации. Полученная цепочка,
в конечном итоге, определяет высоту полотна. Изготовив несколько таких цепочек,
приступаем к их соединению. Вот тут-то придётся их ориентировать. Я делал так:
ложил на столе рядом две цепочки. Ориентировал их так, чтобы кольца центрального
ряда проходили над кольцами верхнего и под кольцами нижнего (подробнее на схеме).
Затем разомкнутым кольцом соединял цепочки, продевая разомкнутое кольцо так (см. схему):
сквозь вернее левое (сверху вниз) => сквозь нижнее левое
(сверху вниз) => сквозь нижнее правое (снизу вверх)=> сквозь верхее правое
(снизу вверх). После того, как кольцо продето — его надо свести (заклепать, заварить).[]
Уже столько материалов на сайте http://proshloe.com, а текста про кольчуги до сих пор нету.
Пора исправить эту историческую несправедливость)).
Тема эта широчайшая, как-никак, основной доспех древности.
«От Адама до Потсдама» — так говорят о нем в народе, и совершенно правы.
Еще Римская империя берегла своих легионеров с помощью кольчуг, они же использовались черкесами во времена графа Толстого, в 19 веке!
А помимо собственно кольчужных рубах, есть еще такие интересные темы как кольчужные рукавицы, капюшоны, чулки – обо всем этом я еще расскажу в этой рубрике. Но всему свое время, начнем с основ.
Сегодня в центре нашего внимания кольчуги русских княжеских дружин – начиная с Руси Киевской и заканчивая Русью Московской.
Изготовление кольчужной рубахи было весьма длительным и трудоемким процессом.
Сначала подготавливались кольца, на их изготовление уходило больше полкилометра железной проволоки. Когда 20 или более тысяч колец были готовы, начиналось плетение.
Принцип плетения прост – одним кольцом цепляют четыре других. И так все полотно. На этом общее для большинства кольчуг заканчивается и начинается частное.
Во-первых, иногда в одной и той же кольчуге использовали кольца разного размера. Более мелкие позволяли усилить бронирование, сделав кольчужное полотно более жестким. Однако древние мастера пользовались этим приемом крайне осторожно, стремясь не утяжелять кольчугу понапрасну.
В среднем вес русской кольчуги держался в районе 7 килограмм.
В Европе, где встречались кольчуги с длинными рукавами, приплетенными к ним рукавицами и капюшоном, вес брони, естественно, был выше.
Во-вторых, способ соединения колец. Был вариант, когда между собой сплетались только клепаные кольца, а был и такой, когда одним клепанным кольцом соединяли четыре других кольца, каждое из которых было заранее сварено кузнечной сваркой.
На Руси, как я уже говорил, использовались кольчуги с короткими, до локтя, рукавами.
Об этом нельзя сказать как об абсолютно доказанном факте – всех древнерусских кольчуг нам все равно не найти. Да и те, что найдены – а это более 100 кольчуг и их элементов, чаще всего представляют собой спёкшуюся массу кольчужного полотна, которая не позволяет судить о покрое.
Как видите, в основном находки кольчужного полотна не радуют сохранностью (столбец 7). Таблица приведена по третьему тому книги Анатолия Кирпичникова «Древнерусское оружие»
Однако несколько целых кольчуг на территории Русских княжеств все-таки было найдено. Поэтому говоря «древнерусская кольчуга» мы предположим, что спекшиеся экземпляры когда-то выглядели так же.
Итак, у русской кольчуги были короткие рукава и подол примерно до середины бедра.
Спереди мог делаться небольшой разрез, для удобства при ходьбе и посадке в седло. Иногда кольчугу плели более короткой сзади, опять же, в расчете на комфорт всадника.
Присмотритесь – подол сзади гораздо короче, нежели спереди. Поясню — кольчуга Райки — это не кольчуга Раисы, а кольчуга из Райковецкого городища 😉
Важным элементом кольчуги был ее ворот, который иногда делался стоечкой, и для жесткости прошнуровывался кожаным ремнем. Остатки его, если присмотреться, можно разглядеть на этом фото, некогда опубликованном на портале «ТожеФорум» (http://www.tforum.info):
Кольчуга, которую принято считать найденной в Изяславле. Однако есть версия, что она является одной из трех кольчуг, найденных на Райковецком городище.
Иногда мастера украшали кольчуги, пуская по краю несколько рядов бронзовых колец.
Поскольку кольчуга не отличается жесткостью, то рубящие удары она держит не так хорошо, как секущие. Однако, сдавать свои позиции пластинчатым доспехам она стала только во второй половине 13-го века, да так и не сдала их до конца.
В связи с этим в среде реконструкторов не прекращаются попытки разгадать секрет того, как «не больно и правильно».
Первым делом, предполагают, что под кольчугу обязательно одевали стеганую рубаху, больше похожую на перешитый матрас. Дескать, амортизирует.
Да вот только никаких следов подкольчужных стеганок на Руси не обнаружено. Ни внятных изображений, ни каких-либо обрывков ткани так и не обнаружили.
Кроме того, пользы от стеганок, прозванных в народе «вафлями» (за характерный рельеф) оказалось меньше, чем ожидалось.
Вот мнение эксперта, основанное на его практическом опыте:
«может в массовых «замесах» она применима, но при маневрировании на пересеченной местности набивник совершенно не применим…тяжелый, за все цепляется, а если намокнет, то вам вообще настанет конец….так, что отказывайтесь от вафель господа…фигня это все, а под кольчугу достаточно шерстяной+ кожаной рубахи, ну плюс, соответственно, льняной, легко, сухо и комфортно.
Фото с маневров «Ратное Дело: снежный плен» в Самаре. Несмотря на накал страстей, суконного кафтана под кольчугу вполне хватает, чтобы остаться здоровым после воинских забав.
Хочется добавить, что средневековая война – не бой на арене в хорошую погоду.
Так вот, стеганка, а равно и ее предок-матрас, легко набирают в себя воду под дождем. При падении же за борт стеганое полотно моментально намокает и топит своего владельца не хуже камня на шее.
Кроме того, есть такие неприятности как плесень и вши. В стеганном полотне они селятся всерьез и надолго.
Еще одно мнение.
Недавно получил поперек спины (в районе лопаток) некоторое количество подач фальшионом (тесаком – прим. Людота.ру) «от души».
Даже синяка НЕ БЫЛО.
Как оказалось, из-за приплюснутых колец клепанка (кольчуга из клепаных колец– прим. Людота.ру) в разы лучше амортизирует удар и перераспределяет его по телу.
И вот от премудростей ношения мы плавно переходим к применению кольчуг в деле, то есть, на войне.
Судя по дошедшим до нас кольчужным рубахам, доставалось им на войне по полной – сами полюбуйтесь:
И это только общий план.
Думаю, если рассматривать ее вблизи, нам станут видны еще и следы многочисленного ремонта. Разумеется, они не появились в один год – кольчуги могли использовать несколько веков кряду, передавая от одного хозяина к другому.
Многие из средневековых кольчуг перекочевали в арсеналы Московской Руси, откуда и были распроданы за ненадобностью в 17 примерно веке. Возможно, именно поэтому до нас дошло совсем немного броней эпохи Средневековья.
Кстати, пробоины, которые мы видим на этой кольчуге, могли быть получены от лучников, либо арбалетчиков. В 13-м веке широко распространяются бронебойная пика и подобный ей наконечник стрелы, который делал с кольчугой буквально следующее:
Уже давно по книгам и статьям о кольчуге путешествует фрагмент из французской поэмы 12 века «Рено де Монтобан». В нем, действительно, есть упоминание «доброй кольчуги, сделанной на Руси».
Впрочем, на каждый аргумент найдется свой критик.
Есть мнение, что русская кольчуга здесь упомянута в качестве художественного образа, наравне со шлемами из Карфагена, русским графом при дворе Карла Великого и лошадьми из Испании и из Руси.
Что ж, в отношении художественного произведения, тем более «исторического» (речь в нем о событиях четырехсотлетней давности), это может быть справедливым.
Однако русские кольчуги все же были весьма ходовым товаром – их с удовольствием покупали половцы, торки, берендеи. То есть те, кто незадолго до того сами, своей манерой воевать, оказали на эту продукцию самое непосредственное влияние.
Развивалось военное дело, развивались и кольчуги. Их рукава и подол становились длиннее.
Ко временам расцвета Московской Руси стали использоваться кольчуги с двумя заклепками на одно кольцо. Двойная склепка делала кольца куда более устойчивыми на разрыв.
Вот одна из таких броней:
Я видел ее в музее и хорошо помню воротник, хранящий следы былых сражений. Местами кольчужное плетение просто разорвано и воротник не рассыпается лишь потому, что кольца держат соседние ряды и кожаная простежка ремешком.
В своем развитии кольчуги дадут «панцирь», то есть кольчугу из плоских колец, и байдану – кольчугу из колец не только плоских, но еще и крупных.
Кадр из к/ф «1612» . Михаил Пореченков (в роли князя Пожарского) носит байдану
А также соединятся с пластинчатыми доспехами, вследствие чего Оружейная палата пополнится сразу двумя типами кольчато-пластинчатых броней. Те и другие появились на Востоке, а затем уже пришли в Московскую Русь.
Это бахтерец, где пластины мелкие и немного наложены друг на друга черепицей, подобно ламеллярному доспеху. И юшман, с крупными пластинами, вплетенными в кольчужное полотно. Впервые он упоминается в 1548 году.
* * *
Будем надеяться, в будущем нас ждут еще много интересных кольчужных находок.
Пока же предлагаю вашему вниманию видео про изготовление кольчуг.
[youtube]zODy6SDiq50[/youtube]
Теперь, пожалуй, все.
Оставайтесь на волне «Людоты» — я обязательно продолжу рассказывать про средневековое оружие и доспехи.
Литература
Фото Ирины Воронковой, Алексея Христюкова, Юрия Чикина, а также из сети Интернет.
Кольчуга — доспех, состоящий из металлических колец различного размера и выделки. Кольчуги получили очень широкое распространение, как в Европе, так и в Азии благодаря относительной простоте изготовления. Чтобы изготовить кольчугу требовалось только несколько килограммов железа, устройство для вытяжки проволоки и терпение для однообразной работы по изготовлению из проволоки колец и плетению из колец самой кольчуги (для кольчужной рубахи это несколько сот человеко-часов, не учитывая время изготовления проволоки или ковки колец индивидуально). После изготовления такой доспех мог служить практически вечно — при его повреждении было достаточно залатать кольчугу пригоршней новых колец.
В этой статье подробно описываются все шаги плетения кольчуги.
[hide=0]Самое главное, что Вам понадобится для изготовление — это много терпения, огромное желание и не меньше свободного времени. Остальное всё вторично. =) Для ускорения процесса можно привлечь пару тройку друзей. И быстрее, и веселее. Мы всё делали вшестером.
1. Что использовать в качестве материала для плетения?
Вариантов много. Исторически верно было бы выковывать проволоку самостоятельно =)
Но на это уходило у опытных кузнецов около трёх месяцев. Да и прочность такого изделия оставляет желать лучшего. Поэтому в древности на каждое кольцо делали малюсенькую заклёпочку. А теперь представьте себе процесс заклёпывания 20000 колец заклёпками по 2 мм длинной =)
Из современных материалов используют различную проволоку или граверные кольца.
Из граверов кольчуга получается тяжелее и если брать крупные гравера, то их сложно обрабатывать. Но это уже практически готовый материал для кольчуги. Если не хотите делать лишнюю работу по изготовлению колец, то можете попробовать и этот вариант.
Проволока тоже бывает различная. Медная проволока не подходит, т.к. её можно обрабатывать даже руками и такая кольчуга испортится если не при изготовлении, то после первого же использования. Алюминиевая проволока лёгкая, но имеет ряд недостатков. Кольца из слишком тонкой алюминьки будут быстро разгибаться, и при трении колец друг о друга образуется мелкая алюминиевая пыль чёрного цвета, которую не так уж и легко отмыть. Поэтому в алюминиевой кольчуге немалая часть поверхности вашего тела будет иметь устойчивый чёрный цвет =)
Бывает ещё стальная проволока покрытая медью или цинком. Но найти такую проволоку нужной толщины очень сложно, да и облетевшее цинковое покрытие выглядит не очень эстетично.
Поэтому лучше всего использовать стальную проволоку. Как правило, она продаётся не в каждом магазине, поэтому её стоит покупать на складе или заводе. Да и дешевле выйдет. Какая именно это стальная проволока: пружинная сталь или универсалка — не важно. Главное чтоб она была сделана именно из стали и имела нужный диаметр (1, 2мм — 1, 8мм, реже 2мм)
Если не получается найти готовую проволоку, то можно использовать в качестве сырья и продукцию, изготовленную из неё. Например, сетку-рабицу, которую, кстати, купить можно практически в любом магазине. Но в этом случае в изготовлении колец появится ещё одна ступень: получение проволоки из сетки-рабицы.
2. Размеры кольца.
Размер кольца напрямую зависит от диаметра проволоки. Проволоку нужно выбирать от 1, 2мм до 2, 5мм. Чаще используются значения 1, 4мм-2мм. Внутренний диаметр должен быть в 5 — 5, 5 раз больше диаметра проволоки. И в тоже время диаметр всего кольца не рекомендуется делать более 15мм, иначе это будет выглядеть не красиво.
Для первого плетения стоит брать кольца покрупнее, например 1, 8мм с внутренним диаметром 9-10мм. Это делается для того чтобы было легче плести, чтоб ознакомиться с техникой плетения.
Кольчугу создают посредством переплетения металлических колец в особой последовательности. За счет того, что это изделие распределяет силу удара острым предметом на более широкий участок тела, исторически ее использовали в качестве брони. На сегодняшний день плетение кольчуги – это способ создания карнавального костюма, украшения или художественного оформления тематического мероприятия.
С давних времен заветной мечтой воинов всех народов и эпох была надежная защита от вражеского оружия. Именно она гарантировала победу в кровавых боях. Со временем воины получили такие доспехи, одной из них стала кольчуга, которая является прообразом современных бронежилетов.
Подобные металлические изделия были широко распространены как в Азии, так и на территории Европы, а все благодаря простому способу изготовления. Для работы требовалось лишь железо, специальное устройство, которое помогало вытянуть проволоку, и главное – терпение, ведь однообразная работа занимала слишком много времени.
Кольчугу изобрели в I тысячелетии до н. э. Однако кто был изобретателем – неизвестно. Находки таких изделий на скифских захоронениях датируются V в. до н. э., кельтские образцы относятся к III в. до н. э. Римская империя познакомилась с кольчугами при завоевании Галлии, с тех пор их использовали вплоть до появления огнестрельного оружия.
Если говорить о выборе материалов, то исторически правильно выковывать проволоку самостоятельно. Работа весьма кропотливая, помимо этого, в прошлом на каждое колечко ставили заклепку для прочности.
Сегодня для изготовления кольчуги чаще всего используют готовую проволоку различной величины или уже готовые граверные кольца. Если говорить о проволоке, то подойдет не каждая. Предположим, медную можно обработать даже руками, поэтому кольчуга испортится очень быстро. Алюминий – также не лучший вариант, поскольку при трении колец друг о друга появляется черная пыль. Лучшим выбором будет стальная проволока.
Существует большое количество разнообразных плетений. Но на практике ценность представляют не все. Одними из наиболее ценных являются «противорядки» (панцирное плетение). Эта классификация плетений подразумевает расположение колец такими рядами, в которых их наклон чередуется (к примеру, четные – направо, нечетные – налево).
Самое простое панцирное плетение кольчуги – «4 в 1». В данном случае одно колечко соединяют с четырьмя другими, лежащими вокруг. Этот способ плетения не обеспечивал достаточную защиту, поэтому чаще всего пользовались усложненными вариантами: «6 в 1» или «8 в 1». В данном случае защитная прочность и свойства кольчуги увеличивались. Но при этом увеличивался вес, время изготовления и стоимость изделия. Схема плетения кольчуги «4 в 1» представлена ниже.
Именно на этом способе плетения стоит остановиться подробнее. Поскольку он не имеет исторических аналогов. Процесс изготовления такого изделия достаточно трудоемкий, и на него затрачивается большое количество времени, однако результат выглядит эффектно и эстетично, в отличие от других экземпляров.
Плетение кольчуги в данном случае требует использования колец двух диаметров (колечко меньшего размера должно проходить сквозь большее). Сначала плетется обычная цепочка, где чередуются кольца разных размеров. После этого крупные кольца накладывают поверх маленьких. Их необходимо закрепить большими кольцами, которые продевают сквозь маленькие. Далее в большие колечки, задействованные на втором этапе, продевают ряд колец меньшего диаметра (в них дальше нужно продевать большие колечки) и т. д.
Существует большой выбор вариантов покроя. Выбор подходящего из них должен определяться предназначением и требованиями, предъявляемыми к кольчуге. Благовидно выглядят цельнособранные варианты. Их суть заключается в том, что все изделие собирается от одной закладной полосы колец. Этот способ изготовления прекрасно подходит для создания коротких изделий без рукавов. В данном случае прекрасную посадку можно обеспечить с помощью подгонки изделия по фигуре во время работы. Однако в данном случае пришить рукава будет проблематично.
Если в планах плетение кольчуги полного формата (с рукавами), тогда лучше всего выбрать вариант сборки изделия из отдельных частей. При этом на спине и груди направление рядов будет перпендикулярно рядам на плечах и рукавах.
Независимо от того, какой способ плетения и покрой будут выбраны, нужно смело прибавлять к обхвату груди не менее 10-15 см. Изделие не будет обвисать, но случаи бывают разные: плотный подкольчужник или изменение параметров тела.
Для начинающих мастеров плетение кольчуги станет более простым и удобным, если кольца будут свисать с веревки, прутика или проволоки.
На сегодняшний день плетение кольчуги прекрасно подойдет лишь для художественного оформления или маскарада, но при сильном воздействии структура такого изделия нарушится, ведь в давние времена его изготовляли из кованых колец, за счет чего кольчуга была более износостойкой и терпимой к сильным ударам.
Плетение европейской кольчуги 6 в 1 — данный способ плетения очень похож на Европейское 4 в 1, только соединяется одним кольцом не 4, а 6 колец. Кольчуга получается более плотная и лучше защищает.
Начинаем плетение. Для начала берем 7 колец: 1 — разомкнутое, 6 — нет. На разомкнутое кольцо надеваем 6 неразомкнутых и закрываем кольцо — это первый шаг и общий принцип плетения Европейское 6 в 1.
Продолжаем плетение первой цепочки. Размыкаем кольцо, продеваем его через 4 кольца предыдущего ряда и надеваем на него еще 2 кольца, закрываем кольцо — повторяя это плетем 3 и другие ряды, продолжая цепочку до нужной длины.
Продолжаем плетения кольчуги. Есть 2 способа, в данном шаге рассмотрим первый способ продолжения.
Плетем еще одну цепочку, точно такую же, как и первая цепочка. Кладем две цепочки рядом. Берем кольцо, размыкаем и продеваем его через 3 кольца на одной цепочки (1, 2, 3 кольца) и через 3 кольца на другой цепочке (1, 2, 3 кольца), закрываем кольцо. Берем второе кольца, размыкаем и продеваем точно также, как и прошлое, только уже будут задействованы 2, 3, 4 кольца на цепочках. В следующий раз — 3, 4, 5 кольца и т.д. (см. фото).
2 способ продолжения плетения кольчуги.
Берем первую цепочку, кладем ее. Берем кольцо, размыкаем его и продеваем через 3 кольца на цепочке, затем надеваем на него 3 кольца и закрываем кольцо.
Берем еще одно кольцо, размыкаем его и продеваем через 5 колец (3 на цепочки и 2 только добавленного элемента), надеваем еще 1 кольцо и зарываем разомкнутое кольцо (см. фото).
Повторяя этот шаг, продолжаем плетение.
В данном шаге показано, как соединить две больших части кольчуги. Принцип остается тот же — 6 в 1, а способ хорошо показан на фото.
Кольчуга создается посредством переплетения колец в определенной последовательности. Поскольку такая конструкция распределяет силу от удара острым оружием (мечом или топором, например) на более широкий участок тела, кольчуга исторически использовалась в качестве брони. Сегодня она может применяться в костюмированных представлениях, в создании украшений, поясов либо в иных декоративных элементах. В этой статье мы расскажем, как сделать кольчугу с соединенными встык кольцами.
обычно под «двойным» плетением подразумевается плетение 8-в-2, то есть когда вместо одного кольца используются 2.
По-моему практически не встречается в природе. Проще и эффективнее было надеть две кольчуги.
Иногда «двойной» кольчугой могут называть кольчуги, у которых кольца заклепаны скобой (то есть 2 заклепки вместо одной), как вот здесь
Бывают дороги, по которым не идут; бывают армии, на которые не нападают;
бывают крепости из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются;
бывают повеления государя, которые не выполняют.
Позитивная вовлечённость в процесс на основе уважения и конструктивности — отличительная черта коммуникаций внутри организации
обычно под «двойным» плетением подразумевается плетение 8-в-2, то есть когда вместо одного кольца используются 2.
«археология — это еще далеко не все, и, кстати, не всегда!» (с) с ТФ, автор не установлен…
«Дураки обсуждают тактику, умные стратегию, а профессионалы снабжение.» (с) druzhinnik
В обчной кольчуге одно кольцо сединяет 4 соседних. В том, что СЕЙЧАС называют «двойной» кольчугой вместо одного кольца используют тупо два , и получается 8 в 2. Что означал термин «двойная кольчуга» в Средние Века неизвестно, но наверняка не это.
«Альтернативные способы» плетения зафиксированы, в частности, в Японии, но японская кольчуга по большей части вспомогательная вещь, а по защитным качествам «бе, кака». Большинство из нынешних «продвинутых» плетений являются чисто декоративными, и в реальной жизни только утяжеляют ткань кольчуги не давая выигрыша в защите.
Бывают дороги, по которым не идут; бывают армии, на которые не нападают;
бывают крепости из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются;
бывают повеления государя, которые не выполняют.
Позитивная вовлечённость в процесс на основе уважения и конструктивности — отличительная черта коммуникаций внутри организации
\ Распространённая среди *любитель ролевых игр*ов (особенно толкинистов), особая разновидность кольчуги королевского плетения «Королевское плетение», называемое также «8 в 2» — гомологичное плетению «4 в 1», с той разницей, что при плетении вместо одного кольца используется пара колец. В отличие от традиционной кольчуги королевского плетения, в «драконьей чешуе» в декоративных целях в каждой паре кольца имеют разный диаметр. Некоторые разновидности «драконьей чешуи» имеют плетение не «8 в 2» (как «королевское»), а «4 в 2» и «6 в 2». В связи с отсутствием у такой кольчуги исторических аналогов, хардкорные исторические реконструкторы (не играющие в ролевые игры) нередко называют данный тип кольчуги «гоблинской». \
«археология — это еще далеко не все, и, кстати, не всегда!» (с) с ТФ, автор не установлен…
«Дураки обсуждают тактику, умные стратегию, а профессионалы снабжение.» (с) druzhinnik
А в исторических документах хотя бы что-то подобное упоминается?
По моему мнению это определение возникло не ранние 19в, но возможно и позже, по вине не грамотных специалистов. Дело в том, что у Клочкова, в «Отмеченных храбростью…» (кто не знает, Д.А.Клочков. «Отличные храбростью. Собственный Его Императорского Величества Конвой, 1829-1917 гг.История, обмундирование, вооружение, регалии». Издательство «Славия» . 2007 г.), при описании кольчуг С.Е.И.В.К., указанно следующие;
«Передняя часть кольчуги имела более плотное двойное плетение…»
Я в свое время смотрел этот материал, и то что Клочков принимает за двойное плетение, является вплетенными, в районе грудной клетки, плоскими (штампованными/расплющенными?) кольцами, что естественно увеличивает площадь защиты…
«археология — это еще далеко не все, и, кстати, не всегда!» (с) с ТФ, автор не установлен…
«Дураки обсуждают тактику, умные стратегию, а профессионалы снабжение.» (с) druzhinnik
Да, отсутствие однозначной терминологии — пробдема оружиеведения.
Я в свое время смотрел этот материал, и то что Клочков принимает за двойное плетение, является вплетенными, в районе грудной клетки, плоскими (штампованными/расплющенными?) кольцами, что естественно увеличивает площадь защиты…
«археология — это еще далеко не все, и, кстати, не всегда!» (с) с ТФ, автор не установлен…
«Дураки обсуждают тактику, умные стратегию, а профессионалы снабжение.» (с) druzhinnik
В книге «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ» (издание 1954 года), под двойным плетением понимается, что каждое заклепочное кольцо скрепляет шесть соседних колец.
«Третья и четвертая кольчуги, № 4469 и 4476, интересны техникой крепления колец на два гвоздя. Описью Государственной Оружейной палаты они определяются как кольчуги русские XVI века.
Кольца кольчуги № 4469 —круглые, железные, по своему устройству напоминают кольца кольчуг, описанных выше. Плетение колец двойное, то есть каждое заклепочное кольцо скрепляет шесть соседних колец. Покрой обеих кольчуг — в виде рубашки с короткими, выше локтя, рукавами. Ворот квадратный, надставлен значительно позднее невысокой горловиной.
Размеры и вес кольчуги № 4469: длина — 66,6 см, ширина с рукавами — 102,2 см, в подоле — 67,7 см, общий вес кольчуги — 12 709 г.»
Европейская кольчужная техника «4 в 1» является основой средневековых доспехов. Этот узор состоит из одного прыжкового кольца с четырьмя соединенными с ним кольцами. Ряды строк и столбцов соединены одним кольцом-перемычкой. Прочтите это руководство и следуйте полезным картинкам, чтобы изучить эту технику. Вы можете использовать его для изготовления доспехов, украшений и прочего
Шаг 1
Подготовьте несколько открытых прыжковых колец и несколько закрытых прыжковых колец.Вставьте четыре закрытых прыжковых кольца в одно открытое прыжковое кольцо. Закройте открытое прыжковое кольцо. Наше обучающее видео по прыжковым кольцам поможет вам открывать и закрывать прыжковые кольца.
Шаг 2
Уложите перемычки плоско и расположите их так, чтобы они напоминали изображение выше. Центральное прыжковое кольцо должно быть наклонено к вам, а четыре внешних — от вас. Это модель 4 в 1. Одно центральное переходное кольцо (соединитель) и четыре внешних кольца. Четыре внешних кольца образуют столбцы и ряды.Шаг 3
Чтобы добавить больше столбцов, откройте кольцо перехода и надвиньте на него два замкнутых кольца перехода.Шаг 4
Соедините разомкнутое соединительное кольцо с двумя соединительными кольцами во втором столбце. Продолжайте добавлять столбцы, пока не получите желаемую ширину, необходимую для вашего дизайна.Шаг 5
Чтобы начать следующий ряд, наденьте два закрытых прыжковых кольца на открытое прыжковое кольцо и соедините открытое прыжковое кольцо с первыми двумя прыжковыми кольцами во втором ряду.Шаг 6
Чтобы продолжить добавление в этот ряд, наденьте одно кольцо на открытое кольцо и соедините его со вторым и третьим кольцом во втором ряду и вторым кольцом в третьем ряду.Шаг 7
Продолжайте добавлять строки, пока не получите нужную длину.Шаг 8
Есть еще один способ плести узор 4 в 1, который немного быстрее. Эта техника называется скоростным плетением. Начните свой рисунок таким же образом, надев четыре прыжковых кольца на одно открытое прыжковое кольцо.Шаг 9
Разместите ссылки так, чтобы у вас было по две с одной стороны и две с другой.Шаг 10
Наденьте два закрытых соединительных кольца на открытое.Шаг 11
Соедините открытое переходное кольцо с двумя закрытыми переходными кольцами на одном конце. Продолжайте этот узор, чтобы создать цепочку достаточной длины для нужной вам ширины.Шаг 12
Разложите цепь так, чтобы соединительные кольца лежали так, как мы описали во втором шаге.Шаг 13
Постройте еще одну цепочку для следующего раздела.Шаг 14
Используйте открытое соединительное кольцо для соединения первых двух соединительных колец во втором ряду и первых двух соединительных колец в третьем ряду.Шаг 15
Используйте открытое соединительное кольцо, чтобы соединить вместе второе и третье соединительные кольца во втором ряду, а также второе и третье соединительные кольца в третьем ряду.Шаг 16
Продолжайте использовать разомкнутые соединительные кольца для соединения двух цепей вместе.Step 17
Так выглядит образец ткани кольчуги. На этом изображении кольца соединителя повернуты к нам.Step 18
Если повесить ткань в такой ориентации, кусок останется относительно прямоугольным, а стороны ткани сохранят свою форму. Это лучшая ориентация для браслетов или ремней.Step 19
Если повернуть ткань на 90 градусов, драпировка ткани изменится.Шаг 20
Боковые стороны складываются сами по себе и сужаются к низу. Это правильная ориентация рубашки. Ткань будет повторять контуры тела.Шаг 21
Многие из нас могут вспомнить, как в молодости делали длинные цепочки из скрепок для развлечения, но для некоторых из нас очарование сцепления металлических частей вместе никогда не исчезало.
Научиться делать различные плетения кольчуги определенно сложнее, чем просто соединять скрепки вместе, и важно овладеть основами, прежде чем пытаться создавать действительно сложные узоры.
Однако освоить основы плетения намного проще, чем вы думаете.
Какой самый простой образец кольчуги для изучения? Европейское переплетение 4-в-1 считается очень простым для освоения новичками и имеет фундаментальное значение для формирования более сложных узоров.Другие образцы кольчуги, которые легко выучить, включают византийское переплетение и наполовину персидское 3-в-1.
Давайте взглянем на пару самых простых плетений кольчуги, рекомендованных для начинающих, чтобы вы могли создать прочную основу для своего нового хобби, повысить свои навыки и освоить базовые плетения, которые будут включены в другие модели по мере вашего продвижения в ремесло.
Самый простой узор кольчугиПрежде чем продолжить, вы должны знать, что, как только вы поймете основные шаги для определенного плетения кольчуги и выработаете ритм в своей работе, любой узор станет простым.
Видите ли, все часто используемые шаблоны (их буквально сотни) основаны на повторении.
Итак, как только вы повторили шаги для шаблона несколько десятков раз, вы обнаружите, что, пока вы остаетесь сосредоточенным, это просто вопрос повторения одной и той же серии шагов снова и снова.
Действительно, любой узор кольчуги, будь то европейский, японский или персидский, может стать легким, если вы освоите его.
Тем не менее, новички с большей вероятностью увлекутся искусством кольчуги, если они начнут с очень простого плетения, которое не оставит их разочарованными и разочарованными.
Есть несколько узоров плетения, которые считаются идеальными для начинающих, прежде чем переходить к более сложным узорам.
Однако большинство производителей кольчуги согласятся, что европейское переплетение 4-в-1 является самым легким для освоения и его следует освоить в первую очередь.
Европейский 4-в-1Когда большинство людей представляют себе кольчугу, они обычно представляют себе европейский 4-в-1.
Это классический традиционный узор плетения, который когда-то был преобладающим способом изготовления кольчужных доспехов в средневековой Европе.
Интересный факт: Согласно Museum Replicas Limited, полный комплект почты будет состоять примерно из 1,5 миль проволоки!
Действительно, кольчужные доспехи господствовали до тех пор, пока в 14 веке не стали преобладать латные доспехи.
Когда использование надежного огнестрельного оружия стало широко распространенным, защитные костюмы из кольчужных доспехов внезапно стали неэффективными, и доспехи медленно ушли в историю.
Плетение, которое когда-то использовалось для создания доспехов, по-прежнему остается популярным сегодня, поскольку это невероятно универсальный узор, который можно использовать для создания таких предметов одежды, как рубашки или бикини, различных ювелирных изделий, исторических копий и т. Д.
Уже по названию можно догадаться, что это переплетение основано на переплетенных наборах из пяти колец, при этом четыре кольца соединены в одно.
При добавлении нескольких рядов возникает эффект ряби, поскольку ряды колец лежат в чередующихся направлениях.
Есть несколько разных способов сделать этот узор, и вы, вероятно, найдете тот, который вам больше нравится.
Независимо от того, какой метод вы используете, будьте уверены, что вы быстро освоите повторяющиеся шаги и, прежде чем вы это узнаете, вы будете готовы перейти к более сложным схемам.
Вот один из способов начать это плетение:
Найдите время, чтобы посмотреть следующее видео, демонстрирующее еще один распространенный способ формирования европейского 4-в-1.
Лучший способ изучить это плетение — это действительно наблюдать, как оно делается, чтобы вы могли следовать за ним шаг за шагом, но есть много учебных пособий в виде изображений, которые также могут быть полезны.
Chainmail 101 — это один из лучших фотоуроков, с которыми я когда-либо сталкивался.
Совет: Используйте прыжковые кольца большего диаметра, когда вы впервые изучаете новое переплетение. Готовая деталь будет менее жесткой, чем изделия из более мелких колец, но вы сможете четко видеть, что делаете.
При работе с маленькими прыжковыми кольцами я бы порекомендовал использовать увеличительное стекло без помощи рук, например , которое я использую , чтобы вы случайно не поймали ненужные кольца и не утомили глаза во время работы.
После того, как вы овладеете европейским 4-в-1, вы можете попробовать свои силы в следующем:
Для тех из вас, кто готов полностью погрузиться во многие аспекты кольчуги, я бы порекомендовал приобрести комплект Chainmail Joe’s Complete Chainmail Kit .
Проверить цену Amazon
В этот комплект входит 23000 прыжковых колец семи размеров, два плоскогубца с загнутым носом, различные застежки и учебник — не брошюра — с инструкциями по 20 популярным переплетениям и множеством цветных изображений с определенными кольцами для каждого шага, выделенными красным и золото.
(Вы можете узнать больше об этом комплекте и других моих рекомендациях в моей статье «Лучшие комплекты кольчуги». )
Если вы решите не идти этим маршрутом, после изучения европейского 4-в-1, византийского и наполовину персидского — это легкие плетения, которые вам следует освоить следующим в своем путешествии кольчуги.
ВизантийскийВизантийское переплетение, еще один европейский узор, на первый взгляд кажется довольно замысловатым и сложным, но на самом деле это довольно простое переплетение, рекомендованное для начинающих.
Это переплетение создает похожую на веревку цепь в отличие от довольно плоской европейской 4-в-1, которая часто используется для изготовления как одинарных нитей , так и листов почты.
Каждый сегмент византийского переплетения представляет собой узор 2-2-2, что означает, что три пары колец соединяются в ряд перед тем, как ими манипулировать, чтобы сформировать сложный дизайн.
Вы всегда будете работать с парами колец для этого плетения, но пусть это вас не расстраивает. Выполнив несколько подходов, вы найдете свой ритм и сможете быстро работать.
Лично мне очень легко следовать следующему видео, но если вы предпочитаете учебники с изображениями, полные инструкции можно найти на Artbeads и Chainmail 101 .
Полу-персидский 3-в-1
Полуперсидское плетение 3-в-1 — это, как вы, наверное, догадались, самое легкое для изучения плетение персидской группы (часто называемой семьей).
Это в основном включает соединение трех замкнутых колец с одним открытым кольцом, затем добавление другого замкнутого кольца к концу и использование открытого кольца для связывания последних трех звеньев в цепи и так далее.
Когда ваша цепь будет завершена, вы заметите, что на одной стороне есть приподнятый гребень, идущий посередине, из-за чего на другой стороне образуется средняя долина.
Подобно другим плетениям, повторяющиеся движения скоро станут для вас второй натурой с практикой. Вы можете просмотреть полное руководство здесь .
Последнее обновление 2021-07-26 в 19:59 / Партнерские ссылки / Изображения из Amazon Product Advertising API
Наши переходные кольца с пропилом соответствуют американскому калибру проволоки (AWG), также известному как Brown and Sharpe (B&S).Все указанные размеры имеют внутренний диаметр (I.D.), который соответствует размеру оправки, на которую наматывается проволока. Используйте эти внутренние диаметры в качестве ориентира, а не абсолютного значения, поскольку пружинение может возникать на больших кольцах, особенно в таких металлах, как сталь и алюминий.
колец на унцию Графики
Размеры проводов AWG | ||
Размер | дюймы (британские) | Миллиметр (метрическая система) |
20awg (алюминий) | .035 « | ,9 мм |
20awg (другие металлы) | .032 « | ,8 мм |
18awg | .040 « | 1,0 мм |
16awg | 3/64 « | 1,2 мм |
14awg | 1/16 « | 1,6 мм |
12awg | .079 « | 2,0 мм |
Если вы привыкли к SWG (стандартный калибр проводов), который используют некоторые другие поставщики.
Пожалуйста, ознакомьтесь с разделом часто задаваемых вопросов, чтобы получить помощь, прежде чем выбрать калибр. Наши запорные кольца доступны с внутренним диаметром в метрической системе (мм) или внутренним диаметром в дюймовой системе (доли дюйма). Продается упаковками в унцию или половину унции.
Все кольца распилены и отполированы для получения яркого блестящего красивого прыжкового кольца. Иногда вы можете получить кольцо деформированной формы или полукольцо с обрезанным концом. Чтобы учесть это, мы кладем дополнительные кольца в каждую сумку.
Если вы ищете размер, который мы когда-то носили, но которого больше нет в раскрывающемся списке, свяжитесь с нами для индивидуальных заказов.
Этот небольшой, я думаю, небольшой инструктаж будет охватывать несколько базовых плетений, некоторые промежуточные и продвинутые или два.
Важнейшие вещи, которые вам нужно иметь и знать перед началом работы.
Один: Инструменты, Вам понадобятся плоскогубцы, чтобы открывать и закрывать кольца.
Два: Цветной ключ, этот ключ используется в данном руководстве.
Красный: Кольцо (кольца) для переплетения.
Синий: Неактивные или законченные части переплетения.
Зеленый: активное или незакрытое кольцо, которое вы вплетаете в сетку / цепочку.
Желтый: орбитальное плененное или предварительно замкнутое кольцо.
Пурпурный: резиновое или гибкое кольцо.
Соотношение сторон: число, определяемое разницей между внутренним диаметром колец и диаметром проволоки. мы используем это число, чтобы получить размер кольца, который будет работать для данного переплетения. Например, если вы хотите сделать Byz, вы должны использовать AR или около 3,5, это означает, что вы хотите использовать 0.032, вы просто умножаете размер провода на AR, 0,032 * 3,5 = 0,112, это говорит вам, что ваш ID = 0,112. Другой пример. Допустим, у вас есть оправка 0,25 для вашего идентификатора, но вы не знаете, какой провод использовать для получения AR 3,5. Таким образом, вы разделите 0,25 на AR 3,5, это даст вам 0,071. Теперь скажите, что вы сделали потрясающее плетение и чем поделиться с каждым, и вы не знаете, что AR, ну что ж, поделите идентификатор на диаметр проволоки. ID 0,125 WD 0,032 = AR 3,9 Один из самых удивительных бонусов этой добавленной математики заключается в том, что она позволяет вам также увеличивать или уменьшать переплетение, если вы знаете идентификатор, который хотите получить приблизительный размер, скажем 0.5 широких пайсов BB2B и знайте, что это 4 кольца шириной, вы уже знаете, что 0,125 будет близко к идеальному ID, вам просто нужен размер провода. ID 0,125 / AR 3,9 = WD 0,32. А теперь скажи, что тебе не нравится такой размер. и хочу, чтобы он был размером с пояс, скажем, около 2 дюймов в ширину. вы берете свой 0,5 ID, делите его снова на 3,9 AR, и вы получаете размер провода 0,128. Итак, вкратце формулы
ID / WD = AR
WD * AR = ID
ID / AR = WD
Что здесь переплетается?
Несбалансированный Euro 4in1 aka Oops
Byzee Beez to Buterflies
Butterfly
Candy Cain Cord
Celtic Filagree
Fluer De Lis
Celtic Cross
Celtic Dawn
Conundrome
Berjao Flowers
Firemens Hold Chain 9
следует о введении обложки, Давайте перейдем к плетению.
В этом полном наборе кольчуги вы сможете изучить 20 самых популярных плетений кольчуги, а также множество колец (более 23 000) для изготовления каждого плетения. Каждое отдельное учебное изображение было создано с использованием 3D-графики высокой четкости, чтобы сделать их максимально понятными для визуализации. Этот комплект будет отличным для всех, кто интересуется искусством изготовления кольчуги, или для подарка тем, кто ищет новое увлекательное хобби.Многие из наших клиентов используют наши расходные материалы для изготовления кольчуг даже для того, чтобы начать свой собственный бизнес по продаже кольчуг, продавая украшения и одежду. Этот комплект — отличный способ погрузиться в искусство!
— Этот набор содержит 23 000 блестящих колец из яркого алюминия 7 различных размеров, общий вес которых превышает 4 фунта, книгу с инструкциями по изучению 20 кольчужных плетений, 2 плоскогубцев с загнутым носом и набор застежек.
-Размеры колец в этом наборе, все из яркого алюминия:
18SWG 5/32 дюйма ID-6oz (1,2 мм / 18SWG / 16AWG — 5/32 дюйма / 4.0MM ID — AR 3.5)
18SWG 3/16 дюйма ID — 8oz (1.2MM / 18SWG / 16AWG — 3/16 дюйма / 4.8MM ID — AR 4.0)
18SWG 1/4 дюйма ID — 16oz (1,2MM / 18SWG / 16AWG — 1/4 дюйма / 6,4 мм внутренний диаметр — AR 5,3)
18SWG 5/16 дюйма внутренний диаметр — 8 унций (1,2 мм / 18SWG / 16AWG — внутренний диаметр 5/16 дюйма / 8 мм — AR 6,6)
16SWG 3/16 дюйма внутренний диаметр — 3 унции (1,6 мм / 16SWG / 14AWG — 3/16 дюйма / 4,8 мм внутренний диаметр — AR 3,0)
16SWG 7/32 дюйма внутренний диаметр — 8 унций (1,6 мм / 16SWG / 14AWG — 7/32 дюйма / 5,6 мм внутренний диаметр — AR 3,5)
16SWG 1/4 «ID-16oz (1.6MM / 16SWG / 14AWG — 1/4» /6.4MM ID — AR 4.0)
Всего 65 унций, и в любом случае мы всегда кладем лишнее в каждую сумку..
— Список переплетений в учебнике:
Европейский 4 в 1, Ящичный переплетение, Спираль 4 в 1, Цепь для шлемов, Византийский, Полуперсидский 4 в 1, Баррельское переплетение, Королевская кольчуга (европейский 8 в 2), JPL (Йенс Pind Linkage), Sweet Pea, Vipera Berus, Kinged Vipera Berus, Полный персидский язык 6 в 1, Round Mail, Dragonscale, Elf Weave, Orc Weave, Dragonback, Celtic Visions, Candy Cane
Есть несколько причин, по которым кто-то хочет сделать свой собственный кольчужный доспех (кольчуга, капюшон, авентейл и т. Д.).С одной стороны, у вас может быть полная свобода действий с точки зрения габаритных размеров, материалов и декораций. С другой стороны, здорово, наконец, держать вашу кольчугу, сделанную своими руками, как готовую деталь в конце.
Есть еще и сама работа. И нет, мы не хотим замалчивать все, что может показаться вам трудным: особенно для начинающих, работа вначале непроста. Вам нужно терпение, настойчивость и следить за своей работой по мере продвижения дела.Но как только вы начнете, плетение кольчуги окажет почти медитативный эффект, и ее создание — отличное хобби, которое подарит вам много часов сытости. Плетение кольчуги — отличное хобби. В этой статье мы шаг за шагом покажем вам, как связать узор 4 в 1. Вот так!
Рекомендуется начинать с меньшей бронированной части кольчуги, например, с капюшона или авенюка. Вы получаете первое представление о процессе объединения почтовых ссылок, размышляя о собственном опыте, и относительно быстро видите свои первые успехи.За этим могут последовать более крупные проекты, такие как Hauberk, а также с использованием различных материалов и техник ткачества.
Многие из тех, кто начинает свою работу, делают это зимой, когда рынки и реконструкция находятся в спячке. Но прелесть ткачества в том, что вы всегда можете взять свой проект с собой куда угодно и иметь его под рукой. Даже летом, когда вы слушаете разговоры в средневековом лагере или путешествуете, если вы найдете небольшой стол и место, где можно присесть, вы можете продолжить.И, как правило, однажды начав, нельзя остановиться.
Ряд за рядом создается плотная сетка-цепочка.Различные исторические техники ткачества были переданы из разных культурных кругов. В европейское средневековье наиболее распространенным был узор «4 в 1». Как следует из названия, для этого необходимо пять колец: четыре замкнутых кольца и одно открытое, на которое они нарезаются до того, как оно также закроется.
Как уже упоминалось, у квинтета четыре закрытых кольца навинчиваются на открытое кольцо, которое затем закрывается. Если такой квинтет раскладывается, кольца могут быть расположены как цифра «5».
В шаблоне 4-в-1 открытое кольцо соединяет еще четыре кольца. Ваш первый квинтет: проденьте четыре закрытых кольца через открытое, которое вы также затем закрываете.
Когда ваш первый квинтет готов, у вас есть несколько вариантов для продолжения работы. Либо вы работаете «над пьесой» и постоянно подводите следующий квинтет к уже частично собранному почтовому отправлению, либо вы сначала создаете определенное количество квинтетов, которые затем соединяются друг с другом.Или вы можете работать над одним куском: кольчуга растягивается кольцо за кольцом в одно целое.
Работа как единое целое: сетка-цепочка растягивается кольцо за кольцом в одно целое. Некоторые предпочитают сначала создавать много квинтетов, а затем комбинировать их.Независимо от того, какой метод вы предпочитаете, важно обращать внимание на правильное и равномерное выравнивание запорного кольца! С отдельными рядами вы этого не заметите, потому что кольцевые кольца выравниваются почти автоматически, но в зависимости от рисунка и процедуры это может стать более сложным.
При плетении кольчуги следите за тем, чтобы все кольца смотрели в одном направлении. Здесь, на картинке, оба квинтета выстроены по-разному.Когда вы закончите большую кольчугу, вы обнаружите, что ряды образуют линию. В зависимости от того, как вы вращаете собранную деталь, линия бывает горизонтальной или вертикальной. Таким образом, вы можете решить, как носить ряды в вашей более поздней кольчужной броне. Если ряды падают горизонтально, цепная сетка сидит более гибко и обеспечивает лучшую защиту.Эта ориентация является исторически правильной, за некоторыми исключениями для изображений Средневековья. С другой стороны, римские рубашки с цепочками носили вертикальными рядами.
Примечание: Если вы носите кольчужный доспех в горизонтальной ориентации, он будет сужаться и адаптироваться к форме вашего тела. Но если под ним не натянуть гамбезон, рубашка с цепочкой может выглядеть неподходящей. Хотя это не в шаблоне. Не всем это нравится с эстетической точки зрения.
Надеемся, это руководство было для вас полезным! Вскоре мы углубимся в предмет, потому что эта первая часть — только абсолютные базовые знания.На следующем этапе вы узнаете, зачем вам нужны выкройки (для создания комфортных швов и т.п.) и другие важные инструкции. Но все, как всегда, вам объяснят пошагово.
Если у вас есть какие-либо вопросы или комментарии, отправьте нам электронное письмо по адресу [email protected].
Использование кольчуги сократилось с появлением шарнирных пластинчатых доспехов, которые, в свою очередь, оказались неэффективными против огнестрельного оружия в современной войне.В этот момент кольчуга почти замкнула круг, поскольку снова потребовалась тяжелая защита груди. Фактически, во время Первой мировой войны дизайн ламеллярного стиля был повторно представлен как предшественник современной бронежилета. Сегодня кольчуга по-прежнему используется аквалангистами, обработчиками животных, мясниками и лесорубами в качестве защитного прикрытия. Исторические общества и оружейники эпохи Возрождения все еще создают и носят кольчугу при реконструкции, а Голливуд часто использует ее в исторических фильмах и телешоу. Однако большинство людей чаще всего используют их в повседневной жизни в ювелирном дизайне.Современные методы гальваники и анодирования, а также доступность цветных и драгоценных металлов позволяют создавать кольчуги самых разных цветов радуги.
Название «персидское» для этого семейства плетений вводит в заблуждение, поскольку нет никаких исторических свидетельств того, что эти плетения когда-либо использовались в Персии. Большинство плетений в этом семействе - современные творения, получившие название персидских, возможно, как дань их замысловатым узорам. Их конструкция похожа на европейское переплетение, за исключением того, что кольца складываются друг в друга и образуют пары, которые создают более толстое переплетение, напоминающее веревку.
Плетения в этом семействе обычно имеют поток, который расширяется и сжимается в одном направлении, но не в другом. Базовое европейское 4-в-1 - это наиболее распространенная плоская кольчужная ткань, которая обычно приходит на ум, когда люди думают о кольчуге как о доспехах. Считается, что европейская кольчуга была изобретена кельтами около 400 г. до н. Э. Он начался с так называемого кольцевого пластинчатого доспеха, основного типа брони, в котором кольца из кованого железа пришивались вплотную к коже, чтобы обеспечить большую защиту, чем сама кожа.Со временем в доспехах поняли, что они могут получить больше гибкости и прочности, напрямую соединяя кольца друг с другом. Когда римляне вторглись в Галлию, они приспособили эту «новую» броню для своих второстепенных войск.
Есть три основных семейства кольчужных кольчуг и сотни комбинаций и гибридов различных узоров или переплетений. Международная лига почтовых мастеров имеет более 900 каталогизированных переплетений.
Независимо от того, как это пишется, кольчужная кольчуга - это искусство соединения металлических колец друг с другом в гибкие цепи или листы для украшения, украшений и доспехов.Происхождение названия полностью не известно. Если вы посмотрите почту в словаре, вы увидите, что одно из приведенных определений - это гибкая броня из взаимосвязанных колец.