Данной статьей хочется ответить на многочисленные вопросы: «Модели какой фирмы лучше?». Сразу оговорюсь, что данная статья исключительно моя личная точка зрения и не претендует на истинность в последней инстанции. Кроме того, у одной и той же фирмы — производителя могут быть модели как типичные для нее, так и нетипичные, выпадающие из ее ряда.
Через меня прошло довольно много моделей различных фирм, поэтому, я думаю, мое мнение будет довольно компетентное. Однако еще раз повторяю: модели все разные и нельзя их все стричь под одну гребенку.
Пока я рассмотрю семь фирм-производителей: Amati, Artesania Latina, Constructo, Corel, Euromodel, Mamoli, Mantua и Model Shipways
Сравнение будет производиться по следующим критериям: 1) упаковка; 2) инструкция; 3) качество материала и деталей; 4) детализация моделей; 5) сложность сборки; 6) цена; 7) личные комментарии.
Итальянская фирма, имеет в своем каталоге самый большой из всех других фирм ассортимент яхт (масштабы от 1/20 до 1/80). Производит также такую экзотику, как модели гоночных катеров. Ассортимент моделей парусников не очень богат, но каждая из них достойна своих денег. Есть редкие модели: египетская лодка, греческая бирема, корабль викингов, итальянская гондола. Есть модели в бутылках. Менее известен тот факт, что Amati крупнейший поставщик отдельных деталей для моделей. Предлагает большой ассортимент специальных инструментов.
Упаковка. Красочная картонная коробка, на лицевой стороне большая фотография модели, на боковых сторонах несколько фотографий отдельных мест модели. Листы фанеры или шпона в полиэтиленовом пакете вместе с инструкцией, мелкие детали в коробочке со специальными отделениями, исключающими повреждение или потерю. Рейки связаны вместе или группами. В последнем случае каждая группа подписана.
По субъективному мнению, это лучшая фирма из тех, что я знаю. Жаль, что ассортимент парусных кораблей довольно мал. Хотя, возможно, если бы они выпускали больше моделей, то не все они были бы так хороши и общее впечатление от фирмы смазалось.
Испанская фирма, самая продаваемая и известная. Выпускает большой ассортимент моделей на все вкусы и размеры. Среди них есть и радиоуправляемые. Завоевала популярность благодаря низким ценам и большому ассортименту.
Упаковка. Большие плоские картонные или пенопластовые коробки. На лицевой стороне фотография модели и, иногда, несколько крупных видов отдельных мест модели. На боковых сторонах также фотографии отдельных мест модели. Коробка не очень красочная. Если коробка пенопластовая, то есть отдельное место под рейки, благодаря чему они не ломаются от ударов во время транспортировки. В картонных коробках тоже есть место под рейки, но оно сделано неудачно и они оттуда часто вылетают.
Наборы этой фирмы идеальны в качестве первой модели, особенно если вы не уверены в своих силах и желаниях. Из-за относительно высокой скорости изготовления можно рекомендовать для коммерческой сборки. Большие модели не имеют себе равных по цене.
Еще одна испанская фирма, тоже весьма известная. Модельный ряд не так широк, как у Artesanial Latina, но цены на предлагаемые модели весьма демократичны.
Инструкция. Инструкция на различные модели Constructo может отличаться кардинально. На большинство моделей идет пошаговая инструкция в фотографиях, очень похожая на инструкцию к моделям Artesania Latina. Однако на некоторые модели инструкция представляет собой два листа формата А3, на которых с двух сторон нарисованы этапы сборки модели.
Модели Artesania Latina и Constructo имеют много общего, но Constructo несколько хуже по качеству, но дешевле. Их можно рекомендовать как модели для коммерческой сборки, как первую или вторую модель, как модели, которые не выпускают другие фирмы.
Итальянская фирма. К сожалению, модели этой фирмы малоизвестны в мире, хотя при взгляде на ее продукцию чувствуется солидность и надежность. Corel специализируется на дорогих моделях известных кораблей. Хорошая собираемость и множество ярких металлических украшений вселяют в хозяина модели гордость за своё произведение. Любителям гигантомании не стоит тратить время на просмотр каталога Corel, т.
к. длина их моделей редко превышает 80 см (хотя есть и исключения).
После знакомства с наборами этой фирмы хочется сравнить их с английским спокойствием и монументализмом. Остается чувство не зря потраченных денег.
Итальянская фирма, довольно старая, но неизвестная широкому кругу. Выпускает ограниченный список моделей, но почти все они выполнены в близком к 1/70 масштабу, что позволяет сделать домашний флот с визуально правильным отображением относительных размеров моделей.
Упаковка. Коробки моделей выполнены в единой цветовой гамме, без особых изысков. Для коробок используется обычный картон. Но из-за того, что Euromodel дает очень много литых деталей, наборы получаются очень тяжелыми (для примера: Royal William весит 15 кг) и прочности коробки явно недостаточно. Рейки упакованы в отдельную картонную коробку внутри основной, но тоже, поскольку реек много, часто и эта коробка приходит поврежденной. Мелкие детали и литье упаковывается в пакетики, которые тоже не отличаются особой прочностью. Фирма Euromodel явно недоработала вопрос с упаковкой, упаковка наборов этой фирмы является самой плохой из всех, что я видел.
Инструкция и чертежи. Тут Euromodel на недосягаемой высоте среди других рассматриваемых производителей. Подробнейшие чертежи и инструкции по сборке на огромных листах. На чертежах на отдельные детали даны все размеры в мм, это позволяет их сделать самостоятельно. Для исторических кораблей листов с чертежами прилагается очень много, так, для примера, вес только одних чертежей для модели Royal William составляет около 1,5 кг!
Детали. Подбор материала очень хороший, рейки обшивки практически не отличаются по оттенку, блоки, юферсы, якоря и т.д. выполнены на высоком уровне. Очень много литых деталей, но они не покрыты «позолотой», а даны простыми отливками из белого металла. Это очень сильно влияет на мнение обычного покупателя: он не видит там «богатства позолоты». Однако опытные моделисты должны понимать, что всё равно после обработки даже изначально «золоченые» детали нужно вновь «золотить». А большие и сложные модели фирмы Euromodel достойны и сусального золота.
Детализация моделей на одном из самых высоких мест, причем это относится ко всем моделям, выпускаемым Euromodel. Конечно, и здесь есть куда приложить руки, но даже сделанная «из коробки», модель будет впечатлять!
Цена. Цена на модели Euromodel довольно высока, если не сказать что самая высокая из всех. При первом взгляде на набор вы не поймете, почему цена так высока. В первую очередь на это ваше мнение повлияет «не золоченое» литье. Но это впечатление обманчиво, собранная модель на все 100% соответствует своей цене.
Никакие модели фирмы Euromodel нельзя рекомендовать в качестве модели для первой сборки, только как вторую или третью модель. Но после окончания сборки любой из этих моделей вы можете твердо сказать, что вы уже не перейдете ни на какие другие наборы – они вам просто станут уже не интересны по сложности и качеству.
Самая известная и распространенная из итальянских фирм. Находится в Милане.
Большой ассортимент моделей различной сложности и размеров. Единственная фирма, выпускающая мини-модели от яхт до линкоров. Мини-модели представляют собой модели с цельнодеревянным корпусом и длиной 25-35 см. Благодаря низкой цене (около 30$) и тому, что при ее изготовлении используются те же приемы, что и при изготовлении большой модели, они завоевали стойкую популярность. Подходят как начинающим, так и имеющим опыт моделистам.
Упаковка. Прочная коробка с фотографиями модели на лицевой стороне и небольшими фотографиями отдельных мест модели на боковых сторонах коробки. Расположение деталей набора внутри коробки самое плохое из всех других фирм. Отдельного отсека для реек нет, поэтому они могут повредиться во время транспортировки. Вырезанные из фанеры и шпона детали упакованы в тонкую термоусадочную пленку и нередко своими острыми краями ее разрывают. У больших моделей тяжелые металлические гнезда-кубики под пушки упакованы в полиэтиленовый пакет и находятся вместе с остальными элементами, что нередко вызывает: 1) повреждение пакета и гнезда-кубики рассыпаются по всей коробке; 2) своим весом этот пакет может повредить более хрупкие детали. Мелкие детали упакованы в одну или две пластиковые коробки с ячейками. Из-за обилия литых деталей они нередко бьются между собой и из-за этого их <золотая> краска отлетает, приходится их красить заново. Почти ко всем моделям прилагается хороший каталог Mamoli.
Инструкция в целом хорошая, на мелованной бумаге и с комментариями на каждом листе. По подробности не уступает инструкциям фирмы Corel. Фотографий процесса сборки практически не бывает, только рисунки и схемы.
Детали. Чувствуется, что Mamoli хотела сделать свои модели с максимальным количеством литых деталей орнамента. К сожалению, это ей не совсем удалось. Многие детали приходится подгонять по месту. Мелкие деревянные детали хорошего качества, подбор материала для реек тоже без нареканий. Материала дано впритык, поэтому не нужно выкидывать обрезки, которые можно приспособить в другое место. Нити для такелажа 2-6 диаметров.
Детализация моделей в целом хорошая, много объемных декоративных элементов. Фототравление почти не используется. У моделей среднего и высокого класса идет уникальная металлическая табличка с названием корабля объемными буквами.
Сложность сборки. Если вы хотите достичь прекрасного результата, то запаситесь терпением и шкуркой. Из-за того, что детали каркаса корпуса вырезаны механическим способом, часто приходится подгонять их друг к другу. Металлические литые детали требуют снятия облоя. Mamoli разработала свою оригинальную технологию крепления пушек, которые установлены на нижних палубах и лишь высовываются из корпуса. Эта технология вызывают прямо противоположные мнения, некоторым она очень нравится, некоторым нет. Исходя из этого, можно сказать, что сложность сборки высокая.
Цена. Модели фирмы Mamoli имеют вполне демократичную цену и по соотношению качества готовой модели к цене стоят на одном из первых мест.
По процессу изготовления этих моделей хочется сказать так: <семь раз отмерь и один раз отрежь>, тогда перед вами будет качественная модель за разумные деньги.
Еще одна итальянская фирма, производящая наборы для изготовления деревянных моделей судов. В ее ассортименте не только парусники, но и моторные суда. Кроме того, Mantua выпускает большой ассортимент пушек всех времен и народов и так называемых ‘battle station’, представляющих собой кусочек палубы и борта с пушечным портом, проработанной во всех деталях пушки и канонирских принадлежностей. Mantua выпускает и специальные инструменты для судомоделистов.
Упаковка. Стандартная картонная коробка, отдельного отсека для реек нет. Однако это не особо требуется, т.к. плоские детали полностью не вырезаны и находятся на листах фанеры или шпона, которые уложены на дне коробки. Мелкие детали надежно упакованы и их потеря или повреждение исключено. Ко многим моделям прикладывается каталог Mantua.
Инструкция в схемах и рисунках, без фотографий. Степень подробности средняя, текст для листов со схемами дан в отдельной книжке, что не всегда удобно.
Детали. Mantua не зря просит немалые деньги за свои модели: множество литых деталей хорошего качества, лазерная резка деталей из шпона и фанеры, отличный подбор по дереву. Всё это выводит Mantua на одно из лидирующих мест.
Детализация моделей хорошая, а моделей экстра класса отличная. Часто применяются фототравленные детали.
Сложность сборки. Собирать модели этой фирмы приятно и легко. Почти всегда детали хорошо стыкуются и требуют минимальной обработки.
Цена. Большинство моделей фирмы Mantua полностью оправдывают свою цену. При взгляде на модель экстра класса за 900-1000$ вы будете уверены, что это стоит того.
Недорогие модели этой фирмы можно спокойно рекомендовать для первой сборки, а сложные дорогие модели достойно возглавят вашу домашнюю флотилию.
Это единственная из представленных в обзоре американская фирма. Выпускает не только деревянные модели парусников, но и модели самолетов Первой Мировой войны в масштабе 1/16.
Упаковка. Достаточно прочная коробка с фотографиями самой модели, ее отдельных видов и содержимым коробки. Отдельный отсек для реек у некоторых моделей есть, у некоторых нет. Все мелкие детали (как деревянные, так и металлические) упакованы в прозрачные пластиковые коробочки и заклеены скотчем, что практически полностью исключает их потерю.
Инструкция очень (!) подробная, рассчитанная на любого американца без опыта сборки подобных моделей. В инструкции иногда бывают фотографии, но чаще всего схемы сборки. Язык только английский. К книжке-инструкции идет один-два больших листа чертежей. Чертежи Model Shipways самые качественные и подробные, которые только можно найти. Подробнее только оригиналы в морских архивах. Возможно этим и объясняется небольшой ассортимент моделей, представленных этой фирмой, т.к. они не предлагают корабли, чертежи на которые уже утрачены.
Детали. Из дерева Model Shipways использует практически всегда только липу. Даже те детали (шпангоуты, киль), которые традиционно делаются из фанеры, здесь выполнены из толстого липового шпона. Это предотвращает их ‘пропеллерность’. Выезде применяется только лазерная резка. Мелкие деревянные детали (нагели, блоки) выполнены стандартно из ореха или самшита. Литых деталей не много, все они сделаны из ‘белого’ металла. пушки бывают как литые ‘под бронзу’, так и точеные латунные. Особо следует отметить модель USS Constitution, там дана даже подводная медная обшивка корпуса.
Детализация моделей хорошая, но некоторые мелкие детали приходится вырезать самостоятельно.
Сложность сборки. Концепция моделей Model Shipways — максимальное приближение к оригиналу. Это не только в чертежах, но и в технике изготовления корабля. Применяются те же самые способы, что и при изготовлении настоящих кораблей того времени. Это придает сборке дополнительную сложность, но делает изготовление модели очень интересным и поучительным. Многие противники моделей ‘из коробки’, увидев модели Model Shipways сразу же изменили свое мнение.
Цена. Поскольку это практически единственная американская фирма по изготовлению деревянных моделей, то она может диктовать свои цены на американском рынке. Никакой американец не купит европейскую модель, если есть американская, пусть даже они и дороже. В результате страдаем мы. Цены Model Shipways довольно высоки.
Вывод: если Вы хотите сделать модель, максимально приближенную к оригиналу даже по технологии постройки, то выбор у Вас один: Model Shipways. Кроме того, их чертежи вызывают восхищение.
Набор заготовок парусника ‘PRINCE’ фирмы Aeropicolla, мне привезли из Германии по каталогу ‘CONRAD’, его стоимость по каталогу- 101 евро. В наборе нет ткани для парусов, мачты и реи прямой круглой формы, скосы приходится делать самому. Лафет и пушки литые из белого металла. Первая обшивка из реек липы, которые хорошо изгибаются при замачивании в горячей воде. Марсы точеные, завышены борта, приходится срезать 6мм. Вторая обшивка чистовая из шпона ореха и дуба. Украшения — какая-то масса, прессованная из картона и порошка древесины. Шпангоуты из фанеры ‘лазерная резка’. Схема сборки на 4-х листах, чертежи некудышные, без масштаба, для начинающего моделиста головоломка. При сборке модели приходилось выкачивать дополнительную информацию из Интернета.
Теперь о модели ‘WASA’ фирмы Billing Boats: детали, фанера прорезанная лазером; украшения из коричневого пластика, аккуратно выдавленные; пушки точенные из латуни; гвозди латунь; проволока латунь (диаметр: 0,2;0,7; 1; 1,5 мм). Парусина с разметкой шва, мачты, реи уже имеют свод толщины. Планки для обшивки (не липа), еще не определил что за древесина. 4 катушки ниток светло-кофейного цвета, 1 катушка белых — для такелажа. Хороший чертеж 1:1, на одном листе, с 2-х сторон, размер 1000мм*800мм. А так же брошюра о подробной сборке модели, рисунки черно-белые, даются фото этапов сборки. Длинна модели составит 980мм, высота — 790мм. Деталировка мачт и рей подробная и разъяснительная.
Надеюсь эта информация кому-нибудь будет полезна.
«– Вы любите детей? – Нет! Но сам процесс мне нравится»…
Эта фраза из старого анекдота пришла на ум, когда завершились работы по постройке второй деревянной модели парусного корабля из набора. Процесс оказался захватывающим и даже для такого нетерпеливого как я, семь месяцев трудов показались не таким уж и большим сроком. Однажды попробовав свои силы в постройке модели шхуны, и осознав реальность доведения дела до конца, а так же и проблемные для себя места в процессе, решился сделать свою вторую модель корабля из дерева. Фирму, производитель набора (Model Shipways)подсказал опыт сборки деревянной скелетной модели самолета времен Первой мировой. А теперь по порядку…
Из весьма обширного ассортимента выбирал модели кораблей крупных масштабов. Их оказалось совсем немного, к тому же в таких масштабах продаются наборы простеньких с точки зрения такелажа судов, что рассматривалось мной как большой плюс. Почитав подробнейшие инструкции к моделям, свободно доступные на сайте фирмы, остановился на «Virginia Armed Sloop». Эта модель парусника выделяется из всей линейки Model Shipways еще и тем, что предусматривает двойную обшивку корпуса, что позволяет сделать модель без окраски, в «европейском» стиле. Видимо, это первая подобная модель для американской фирмы, и должен заметить, что весьма удачная. Цена не отпугивала, хотя есть наборы и дешевле. Итак, выбор сделан.
Покупка очень порадовала при первом же взгляде. Прежде всего – великолепные чертежи парусника. Семь листов, скрупулезно проработанных чертежей, свернутых в трубу, что исключило складки на них. В чертежах модели есть все: и указания по материалам, и способы точного и упрощенного изготовления отдельных элементов, и схемы раскладки обшивки, и подробнейшая разводка такелажа. Множество схем в аксонометрии полностью исключают потребность в фотографиях. Добротно выполненная с представленной на чертежах детализацией модель корабля вполне может стать конкурсной. И самое главное – работая по таким чертежам, хочется все сделать по максимуму точно. Эти листы бумаги являются истинным вдохновителем сборки качественной модели.
Инструкция являет собой достойное дополнение чертежам парусника. Да, она требует знание английского, но зато к окончанию строительства я уже легче оперировал английскими морскими терминами, чем родными. Прилагается и опись имущества, которая очень помогает ориентироваться в материалах и элементах. Инструкция очень хорошо написана и структурирована, в ней просто ориентироваться. Но порядок сборки лучше несколько скорректировать. Например, якоря были установлены на модель при уже почти готовом такелаже, что оказалось очень мудрым шагом. Были и другие отклонения порядка сборки от последовательности изложения, потому настоятельно рекомендую прочесть инструкцию целиком хотя бы один раз, прежде чем приступить к работам. Про свою голову забывать нельзя – окупится сторицей.
Липа, традиционный материал американских наборов, качества отменнейшего. Запас по материалу (даже, если не учитывать рейки для стапеля, который я решил не делать) почти двукратный. Честное слово – без всяких преувеличений! Запас от Artesania Latina меркнет перед этим. Орех частично свой американский, частично перекупленный у европейских модельных фирм. Надо отметить, что качество ореха несколько плавает от размера к размеру, но в целом на пять с минусом вытягивает. С запасом и тут очень хорошо. Латунь (проволока и полоски) весьма неплохи и в предостаточном количестве. Нитки… об этом позже в разделе «такелаж».
Тут дела обстоят не столь радужно, но ведь это с чем сравнивать! Литье (пушки, якоря, штурвал, бугели) из белого мягкого очень легкоплавкого металла. Качество на 4 с минусом. Блоки — как в любом другом наборе. Юферсы и деревянные коуши – отлично. Гвозди – настоящая латунь, а не анодированная сталь, как у Artesania Latina. Рымы и болты на «пятерку». Следует сказать, что в целом готовых деталей не много, а материалов с запасом, поэтому при желании можно изготовить самому те элементы, которые не понравились из набора… Все рассмотрели? Теперь к делу!
Каркас корпуса сборный их липовых дощечек – не фанера! Все вырезано лазером, весьма аккуратно, но без коррекции геометрии шпангоутов все же не обошлось. Шпангоутов много (в среднем один на дюйм) и они толстые, что сильно облегчило работу по обшивке модели корабля. Этому же способствовали липовые бруски в носу и корме. Деревянный каркас не подвержен «винту», но, как показала практика, рекомендуемые в инструкции временные продольные стрингеры просто необходимы. Жесткость килевой рамки на изгиб не высока, а при сборке и склейке каркаса любое локальное напряжение в стыке ее со шпангоутом приводит к изгибу.
Как уже упоминалось, предусматривается двойная обшивка. Но не исключается вариант одинарной крашеной обшивки. Мне больше по сердцу живое дерево, поэтому решил делать двойную. Но в качестве тренировки и с подачи инструкции первую обшивку делал по чистовой схеме, то есть выполнял правильный раскрой по поясам и по торцевым стыкам. Единственное, о чем не сильно заботился – это о качестве стыковки поясов. Считал допустимым иметь в отдельных местах зазоры в десятые доли миллиметра. Спросите — зачем двойная работа? А зачем вообще вся эта работа, спрошу я! Конечно, чтобы помучиться. Зато теперь я знаю, что могу при случае сделать и одинарную обшивку начисто.
При обшивке применил раскладку в четыре доски поперечных стыков планок. Оказалось, что обшивать модель корабля короткими планками не только реалистичнее, но и гораздо удобнее и качественнее, чем делать пояса во всю длину корпуса. В соответствии с чертежами делал вторую обшивку из планок разной толщины (планширь, вельс и ряд других поясов), в результате модель смотрится очень интересно и реалистично.
Палубы имеют подложку из тонкого и очень гибкого липового шпона. Для установки фальшпалубы применил предварительное закрепление гвоздиками с последующим промазыванием цианоакрилатом в качестве проникающего клея. Все остальное дерево в корабле клеил «Момент столяром». Баночке уже больше года и третья модель, поэтому клей загустел и схватывался практически мгновенно (менее минуты), что в сочетании с любимым маленьким утюжком очень облегчило процесс обшивки корпуса. Обшивка палубы предусматривается из довольно толстых (>1мм) липовых планок. Для имитации стыков применил предварительную приклейку полоски черного ватмана к торцам планок, для толстых досок это очень просто и удобно делается, а результат выглядит вполне симпатично. Единственное, на чем попался – не учел толщину швов. Думалось, что всего-то 0.2мм, а – нет, набежало! В результате расклад досок у бортов оказался не таким, как хотелось бы – слишком узкая крайняя планка. Но перестилать не стал – ведь главное процесс и то, чему научился. А результат запылится за несколько месяцев.
Дельные вещи, люки, помпы, вооружение и все, все, все, что оживляет корабль. Здесь чертежи предлагают широкое поле деятельности. Получил огромное удовольствие от сборки из отдельных планок нактоуза, люков, тамбура, имитации дверей. Латунная фурнитура гармонично дополнила работу краснодеревщика. Надо сказать, что мне взбрело в голову сделать металлические вещи на корабле в весьма эклектичном стиле – что-то почернил, часть латунных деталей оставил как есть. Понимаю, что это не соответствует действительности, но мне очень нравится желтый металл на дереве. Не чернить же совсем ничего – не получалось, ибо изделия из белого металла выглядят неестественно и некрасиво. Чернил синей жижей за бешеные деньги — «Blacken-It». Тут главное хорошо подготовить и обезжирить деталь, что у меня получалось не всегда.
Пушки! И чем они так любы большинству судомоделистов? Не понимаю. Но раз они предусмотрены – надо делать. И на совесть. Каждый лафет на модели — это дюжина деревянных деталей, столько же латунных и еще обвязка. Все это умещается в три сантиметра длины.
Обвязывая, не решился скруглить блоки, как потом делал на такелаже. Поэтому тали выглядят несколько топорно, оттеняя собой элегантность станков. Сами пушки получились как поднятые со дна моря – сказалось качество литья и мое неумение это исправлять.
А вот с чем действительно помучился вдоволь – это с томбуями. Обвязать по правилам морской науки пятимиллиметровое деревянное яйцо мне оказалось не под силу. Пришлось оплетку приклеить на цианоакрилат. Вывод: ювелирные работы не предлагать!
С рангоутом не было никаких особенностей. Некоторая кривизна отдельных круглых заготовок легко была компенсирована их запасом по размеру и количеству.
При сборке гафеля и гика применил подлог – хомуты крепления усов выполнил из черного ватмана. Просто, быстро и довольно прилично выглядит. Гнуть же их из латуни – дело весьма сложное, учитывая необходимую их форму.
На модель почти весь рангоут установлен без клея, только за счет такелажа. Исключением стал бушприт и то только потому, что крепящие его к палубе металлические скобы – литые из белого металла и нагрузку нести не могут. По той же причине обухи крепления утлегаря пришлось просто выбросить и спаять их из латунной полоски. А все спаянное обычным припоем нужно чернить.
Последовательность установки рангоут и закрепления его стоячим такелажем на этот раз выбрал «снизу-вверх», то есть сначала полностью обвязать мачту и бушприт, потом установить стеньгу с утлегарем. Понравилось. Никаких трудностей не испытал, но предварительную стыковку рангоута делал до установки на корабль.
Есть во мне что-то мазохистическое. Это я понял, когда оглядел, что сотворил из такелажа при моей-то нелюбви к ниточкам. И виной тому, повторюсь, прекрасные чертежи и очень удачные, на мой взгляд, нити в наборе. Они у Model Shipways полностью синтетические – не ворсятся, не тянутся, невероятно прочные. Некоторые, правда, распускаются по неосторожности, но с этим легко справиться. Распрямить их очень легко – просто пару раз протянуть между пальцем и ногтем – запоминают. Ниток черных – три диаметра, бежевых – четыре. Только один диаметр дефицитен, а все остальное с огромным запасом.
Есть еще две особые катушки (двух цветов) нейлоновой вощенной даже не нити, а пряди. То есть нить не плетеная. Это очень удобно в обвязке «фальшивых» сплесней – узелки получаются плоскими и их не видно. Эти же нити использовал для клетневания. Может быть не совсем точно они копируют шкимушгар в масштабе 1:48, но зато клетневка получается очень ровная без применения каких-либо приспособлений. Более метра стоячего такелажа на модели было оклетневано. И на удивление быстро.
В процессе работы над такелажем было и отчаяние, и восторги, и рождения своих технологий. Начинал я с методов, предложенных на сайте http://www.modelboatyard.com/. (Там же есть подробное описание строительства модели с огромным числом полезных технологических советов. Для владеющих английским этот сайт просто обязателен к изучению перед постройкой Вирджинии!) Постепенно вырабатывались свои приемы, более соответствующие степени личного умения и ловкости, а так же используемому инструменту. Все приходилось постигать с нуля, ведь подход и уровень изготовления такелажа на этой модели радикально отличался от первой моей попытки.
Немного о фиксации узелков и нитей. Перепробовал и разбавленный ПВА и цианоакрилат от четырех производителей и спиртовой раствор шеллака. В итоге пришел к тому, что все ненагруженное и плотно намотанное (например, узлы на утках) фиксировал шеллаком – очень удобно, экологично, обратимо, незаметно, но не достаточно прочно. В качестве дозатора применял простой одноразовый шприц с иглой. Если закрывать колпачок и оставлять шприц вертикально, то игла никогда не забивается. Для силовых закреплений и имитации свободно лежащих концов использовал цианоакрилат. Очень понравился появившийся в модельных магазинах американский Zap. И сам клей хорош, и упаковка удобна, и продаются сменные колпачки-дозаторы. Высокая прозрачность клея делает его малозаметным на модели. Недостаток тоже очевиден – существенно дороже аналогов.
Настоящим технологическим открытием явился выбленочный узел. Конечно, я о нем прекрасно знал теоретически, но, дойдя до вязания выбленок, решил, наконец, научиться его завязывать. Это оказалось, во-первых, очень просто; а, во-вторых, удобно и надежно настолько, что все последующие закрепления оплетки огонов и сплесней в обвязке блоков выполнял только этим узлом. Вывод очевиден – надо не лениться пробовать все и избирать для себя подходящее.
От технологий пора перейти к самому такелажу. Интересно, что процесс поиска информации и раздумий о правильности и осмысленности отдельных элементов был не менее увлекателен и более длителен, чем сами работы. Сведения у разных авторов более чем противоречивые, изучение английских источников (Steel) выявил явные огрехи перевода в русских изданиях, а по маленьким судам информация в целом очень скудная. В результате сравнения книжных данных и применения инженерного здравого (надеюсь) смысла, на модели исчезли ахтер-брасы, но появились бухты троса возле верхних блоков гинцов дирик-фала и гафель-гарделя. Изменена проводка рей-гарделя. Трижды менялись нити в талрепах вант по цвету и размеру. Добавлены деревянные ворсты на вантах – единственный, как оказалось для меня, способ достичь стабильности положения нижних концов вант и уток на них.
Для выбленок (после изучения литературы) была куплена более тонкая нить в магазине для портных. Оставалось ее провощить и завязать 320 узелков. А великолепные чертежи и схемы вдохновили на максимально сложное, пусть даже и не безупречное, выполнение всех стропов.
Немного об инструменте. Как всегда хитом был модельный нож №11. Для дерева использовались интенсивно: утюжок, шкурники от Amati, минидрель в станке от Proxxon с гибким валом. Очень пришлись ко двору и были интенсивно востребованы цилиндрическая и дисковая шкурки для минидрели. Конечно же, пинцеты для такелажа, разные зажимы, прищепки и подставка с зажимами «третья рука» (от радиолюбителей). Набор американский, поэтому очень желательна металлическая линейка с дюймовой разметкой. Открытием, хотя и запоздалым, стали кусачки (ножнички) для фототравленки — ими очень удобно работать с такелажем. Вещица весьма дорогая, но, по-моему, того стоит. Огорчили круглогубцы – не смог найти хорошие с высокой боковой устойчивостью, хотя перепробовал несколько штук. Кроме перечисленного, использовалось огромное множество не упомянутого инструмента, самодельных простеньких приспособлений и кондукторов для сборки.
Итак, модель готова. Результат самому очень понравился и тому есть несколько причин. Во-первых, был найден очень удачный набор и прототип. Во-вторых, удалось сделать модель, значительно превосходящую первую по уровню детализации и качества. В-третьих, не смотря на некоторую усталость, хочется продолжать делать модели, что, вероятно, и будет исполнено после небольшого перерыва.
Для кого этот набор? Руководствуясь чертежами и инструкцией с предложенными упрощениями, модель может собрать и начинающий, но обидно будет не использовать шанс сделать красивую и хорошо проработанную модель. Так что советов давать не буду – каждый пусть решает сам.
PS. Дополнительные фотографии можно посмотреть в Галерее
Пользовательский поиск
Твитнуть
Это в настоящее время наш самый популярный Origami:
Мы используем стандартный размер 6 дюймов x 6 дюймов (15CM x 15c). сайте, если не указано иное. Если можете, используйте разные типы бумаги для оригами, чтобы изменить внешний вид готового оригами, и получайте от этого удовольствие!
Это милая фоторамка оригами, которую можно использовать для демонстрации вашей любимой фотографии!
Сделал это оригами? Прокомментируйте и отправьте свою фотографию, используя поле для комментариев в конце этой страницы!
Фоторамка оригами Шаг 1. Сложите основу лодки оригами. Это обычная основа для оригами, которая используется в различных оригами. Мы сделали для него отдельную страницу с инструкциями по складыванию. Для начала у вас должно быть следующее.
Оригами фоторамка Шаг 2: Теперь мы собираемся сделать сгиб в верхнем правом углу. Подденьте бумагу, согните по диагонали и прижмите бумагу.
Фоторамка оригами Шаг 3. Повторите шаг 2 для остальных 3 углов, чтобы получилось следующее.
Фоторамка оригами Шаг 4: Согните по пунктирной линии в правом верхнем углу. Хорошо сомните и разверните.
Фоторамка оригами Шаг 5. Теперь согните кончик, чтобы он совпадал с только что сделанной складкой.
Фоторамка оригами. Шаг 6. Сложите ее еще раз.
Фоторамка оригами. Шаг 7. Сделайте 2 сгиба в виде горы, как показано пунктирными линиями ниже.
Фоторамка оригами Шаг 8. Повторите шаги 4–7 для остальных трех углов, чтобы получилось следующее.
Фоторамка оригами. Шаг 9. У нас осталось еще 4 простых сгиба, чтобы завершить эту фоторамку!
Ваша фоторамка оригами готова! Время найти картину, достойную рамы!
из Мэдисона в Жирарде:
Из Мэрайи в Берчвуде:
от Келли в Бриджпорте ». Я сделала эту рамку, чтобы прикрепить ее к свадебной открытке, которую я собираюсь сделать для своего брата и его невесты. Я добавила самоклеящиеся рисунки и голубей, а также использовала их свадебные цвета.
От Кристи » Мое оригами из трех фоторамок и птички. »
Вы сделали это оригами? Если да, загрузите свою фотографию (ограничение 2 МБ) через поле для комментариев ниже . Вы можете войти с помощью своих учетных записей Facebook, Twitter, Google или Yahoo.
Вот как сделать профессионально выглядящую стену-галерею, используя недорогие рамки Ikea, самодельные коврики и собственные фотографии!0005 Pin
Перейти к:
Я уже довольно давно прикалываю эти великолепные монохромные стены галереи…
Аааа…. как глоток свежего воздуха. Итак, когда мы закончили с этой большой голой стеной в нашей новой главной спальне…
Pin |
Цвет краски — Valspar Urban Sunrise, больше фотографий здесь |